Файл: М-807.Мушовец. Анализ производства и реал. прод-ции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.12.2019

Просмотров: 401

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Удельный вес измеряется в процентах или коэффициентах. В процентах он рассчитывается путем деления объема выпуска и реализации продукции конкретного вида на общий ее объем и умножением на 100. Если измеряется в коэффициентах, то на 100 полученный результат от деления не умножается.

Рассмотрим методику анализа структуры на примере, используя табл. 6.




Таблица 6

Расчет структуры продукции

Изделие

Объем производства продукции, тыс. руб.

Структура продукции

в процентах

в коэффициентах

А

56

56 / 150 100 = 37,3

0,373

В

44

44 / 150 100 = 29,4

0,294

С

50

50 / 150 100 = 33,3

0,333

Итого…

150

100

1

Изменение структуры оказывает влияние на изменение стоимости товарной продукции. Методика расчета следующая: вначале рассчитывается изменение средней цены за счет изменения структуры, затем полученный результат умножается на общий фактический выпуск продукции. Изменение средней цены за счет изменения структуры () производится по формуле

где и – фактический и плановый удельные веса i-го вида продукции;

плановая цена i-го вида продукции.

Рассмотрим эту методику на примере, используя табл. 7.

Таблица 7

Расчет изменения средней цены изделия за счет изменения структуры

Изделие

Цена
за 1 шт., руб.

Структура продукции, %

Изменение средней цены за счет изменения структуры, руб.

план

факт

отклон.

А

8 000

25

26

+1

8000 1 / 100 = 80

В

9 000

36

31

-5

9000 (-5) / 100 = -450

С

7 000

39

43

+4

7000 4 / 100 = 280

Итого…

100

100

80 + (-450) + 280 = -90

Средняя цена за счет изменения структуры уменьшилась на 90 рублей.

Если предположить, что общий фактический выпуск продукции составляет 8000 штук, то ее стоимость в связи с изменением структуры изменилась на сумму:

ВПстр = ВПф = (-90) 8000 = -720 000 руб.,

где ∆ВПстр – изменение стоимости товарной продукции за счет структуры;

изменение средней цены за счет изменения структуры;

ВПф – фактический выпуск продукции.

Расчет влияния структурного фактора на изменение стоимости общего объема выпуска продукции можно произвести и с помощью средневзвешенных цен. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре () продукции, а затем при плановой () и разность между ними умножается на фактический общий объем производства и реализации продукции:

= 8000 26 + 9000 31 + 7000 43 = 7 880 руб.;

= 8000 25 + 9000 36 + 7000 39 = 7 970 руб.;

= 7880 – 7970 = -90 руб.

ВПстр = ВПф = (-90) 8000= -720 000 руб.

В нашем примере стоимость товарной продукции уменьшилась за счет снижения выпуска более дорогостоящей продукции Д.

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки.


Используя приведенную выше методику, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности организации: трудоемкость, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели. Все это позволит комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия по производству и реализации продукции.


  1. Анализ качества продукции

Большое значение в анализе производства и реализации продукции придается изучению проблем качества. Повышение качества – это одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке, поддержания высокого спроса на продукцию, что в свою очередь ведет к увеличению выручки за счет роста объемов продаж и за счет более высоких цен. В конечном итоге растет сумма прибыли организации.

Качество продукции – это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения. Они включают:

удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

удельный вес продукции высшей категории качества;

средний коэффициент сортности;

удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

удельный вес сертифицированной продукции;

удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

удельный вес экспортируемой продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют какое-либо свойство продукции. К ним относятся:

полезность (жирность молока, содержание железа в руде и т.д.);

надежность (долговечность, безотказность в работе длительное время);

технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

эстетичность изделий.

Косвенные показатели характеризуют потери от низкого качества продукции (штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и т.д.).

Анализируя качество продукции, необходимо:

а) изучить динамику перечисленных показателей;

б) оценить выполнение плана по уровню косвенных показателей;

в) оценить выполнение плана по качеству продукции;

г) выявить причины изменения качества и определить меры по его повышению.

Изучение динамики обобщающих показателей проводится по следующей методике, показанной в табл. 8.


Таблица 8

Анализ обобщающих показателей качества продукции

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

план

факт

Удельный вес продукции, %:




новой

15

20

21

высшей категории качества

40

45

48

аттестованной

88

90

92

неаттестованной

12

10

8

сертифицированной

95

98

91

соответствующей мировым стандартам

35

50

45

экспортируемой

25

40

30



На основании таблицы рассчитываются: процент выполнения плана, динамика показателей на основании методики, рассмотренной ранее.

Подобным образом анализируются индивидуальные и косвенные показатели.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа брака изучают его динамику по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции. Потери от брака рассчитываются по следующей методике:

Таблица 9

Расчет потерь от брака продукции

Строка

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

Себестоимость забракованной продукции

1 500

2

Расходы по исправлению брака

240

3

Стоимость брака по цене возможного исправления

450

4

Сумма удержаний с виновных лиц

30

5

Потери от брака

Стр. 1 + стр. 2 – стр. 3 – стр. 4 = 1260

6

Стоимость товарной продукции

310 000

7

Себестоимость продукции

250 000

8

Уровень рентабельности, %

(Стр. 6 / стр. 7) 100 = 124


Для определения потерь товарной продукции необходимо учитывать уровень рентабельности. В нашем примере фактическая стоимость товарной продукции выше себестоимости продукции в 1,24 раза (R = 124) .

В итоге потери товарной продукции составят:

1 260 1,24 = 1562,400 тыс. руб.

Изучаются причины понижения качества продукции и допущенного брака по местам их возникновения и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Основными причинами снижения качества продукции являются:

– плохое качество сырья;

– низкий уровень технологии и организации производства;

– недостаточная квалификация работников;

– неритмичная работа организации и др.

В процессе анализа оценивается выполнение плана по качеству продукции. Для этого необходимо рассчитать средний коэффициент сортности (). Он определяется как отношение стоимости продукции всех сортов
к возможной стоимости продукции по цене высшего сорта:

,

где VВПi – объем производства i-го вида продукции;

VВПобщ – общий объем выпуска продукции;

Цi – цена i-го вида продукции;

Цвс – цена продукции высшего сорта.

Последовательность оценки выполнения плана по качеству следующая:

а) плановые и фактические объемы выпуска продукции пересчитываются по цене высшего сорта;

б) рассчитывается коэффициент сортности по плану;

в) определяется коэффициент сортности по факту;

г) рассчитывается процент выполнения плана по качеству путем деления коэффициента сортности по факту на коэффициент сортности по плану и умножением на 100.


Рассмотрим методику расчетов с использованием табл. 10.

Таблица 10

Анализ качества продукции

Сорт
продукции

Цена
за 1 шт., руб.

Выпуск продукции, шт.

Стоимость выпуска продукции, тыс. руб.

план

факт

план

факт

по цене высшего сорта

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

В/с

2000

1000

900

2000

1800

2000

1800

1-й

1000

800

850

800

850

1600

1700

2-й

800

500

600

400

480

1000

1200

Итого…

2300

2350

3200

3130

4600

4700


Чтобы заполнить колонку 5 (стоимость выпуска продукции по плану), необходимо показатели (цена за 1 шт.) в строках колонки 2 перемножить на объем выпуска продукции (соответствующие строки колонки 3). Для заполнения колонки 6 (стоимость выпуска продукции по факту) необходимо показатели в строках колонки 2 перемножить на соответствующие строки колонки 4. Для заполнения колонок 7 и 8 необходимо цену высшего сорта (2000 руб.) перемножить соответственно на плановый и фактический выпуск продукции (колонки (3 и 4).

Рассчитываются коэффициенты сортности по плану и по факту:

;

.

Процент выполнения плана по качеству равен
=

План по качеству недовыполнен на 4,5% из-за снижения выпуска продукции по цене высшего сорта.

  1. Анализ ритмичности работы организации

Ритмичная работа организации является важнейшим условием своевременного и качественного выпуска и реализации продукции. Неритмичная работа организации приводит к:

– снижению качества продукции;

– увеличению незавершенного производства;

увеличению сверхплановых остатков готовой продукции на складах;

– замедлению оборачиваемости капитала;

– невыполнению поставок по договорам;

несвоевременному поступлению выручки;

перерасходу заработной платы;

повышению себестоимости продукции;

уменьшению суммы прибыли;

ухудшению финансового состояния предприятия.

Ритмичность – это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Для анализа ритмичной работы организации применяются прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели:

коэффициент ритмичности;

коэффициент вариации;

коэффициент аритмичности.

Косвенные показатели:

наличие доплат за сверхурочные работы;

оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта;

потери от брака;

уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции;

наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Рассчитываются коэффициенты ритмичности и аритмичности. Коэффициент ритмичности (Критм) определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска продукцию за каждый период, но не более планового их уровня. Чем больше отклонение значения коэффициента ритмичности от 100, тем не ритмичнее работает организация.


Коэффициент аритмичности (Каритм) рассчитывается как сумма положительных и отрицательных отклонений (знак минус не учитывается) в выпуске продукции от плана за каждый период (день, неделю, декаду, месяц, квартал). (От расчетных коэффициентов отнимается 1). Чем менее ритмично работает организация, тем выше коэффициент аритмичности.

Рассмотрим методику расчетов данных коэффициентов на примере, используя данные табл. 11.

Таблица 11

Анализ ритмичности выпуска продукции по кварталам

Квартал

Выпуск продукции, тыс. руб.

Удельный вес
продукции, %

Коэффициент выполнения плана

Доля продукции, зачтенная в выполнение плана, %

план

факт

план

факт

Первый

10500

10200

25

24,18

0,971

24,18

Второй

10500

12600

25

25,13

1,2

25

Третий

10500

15580

25

25,08

1,48

25

Четвертый

10500

16800

25

25,61

1,6

25

Итого…

42000

55180

100

100

1,3

99,18


Критм = 24,18 + 25 + 25 + 25 = 99,18.

Каритм = (0,971 – 1) + (1,2 – 1) + (1,48 – 1) + (1,6 – 1) = 1,309.

Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по кварталам, можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объема производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности и умножить на 100.

Например, в первом квартале план выпуска продукции недовыполнен на 2 400 тыс. руб., или на 4%, по причине несвоевременной поставки
сырья и на 1200 тыс. руб., или на 3%, по причине неисправности оборудования. В результате доля первого фактора в изменении общего показателя аритмичности составляет: 3% (0,04 / 1,309
100), а второго фактора 2,29% (0,03 / 1,309 100).

Анализируются причины неритмичной работы организации. Они могут быть как внутренними, так и внешними. Внутренними причинами могут быть:

тяжелое финансовое положение организации;

низкий уровень организации и технологии производства;

низкий уровень материально-технического обеспечения производства;

слабо поставленные вопросы планирования и контроля и др.

Внешние причины, как правило, следующие:

несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками;

недостаток энергоресурсов по вине организации и др.

Рассчитывается коэффициент вариации (Кв). Он определяется по формуле:

,

где ВПф – фактический выпуск продукции по кварталам;

плановый среднеквартальный выпуск продукции;

n – число периодов;

квадратичное отклонение от среднеквартального задания.

.

В нашем примере коэффициент вариации составляет 0,199, а это значит, что выпуск продукции по кварталам отклоняется от графика в среднем на 19,9% (0,199 100).

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности организации по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Они определяются как разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднего выпуска продукции (среднедекадного, среднемесячного, среднеквартального и т.д.):