Файл: Лекция_ Анализ производства и реализации продукции_Мушовец.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.12.2019
Просмотров: 574
Скачиваний: 6
УДК 658.012.12
ББК 65.053.я73
М 93
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Частного института управления и предпринимательства
А в т о р
заведующий кафедрой
бухгалтерского учета, анализа и аудита
Частного института управления и
предпринимательства
кандидат
экономических наук, доцент А.
А. Мушовец
Р е ц е н з е н т ы :
доцент кафедры
бухгалтерского учета, анализа и аудита
в отраслях
народного хозяйства БГЭУ
кандидат экономических наук,
доцент
Ю. И. Акулич;
доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита в торговле БГЭУ кандидат экономических наук, доцент Т. А. Олефиренко
Рассмотрено и
одобрено
на заседании кафедры
бухгалтерского учета, анализа и аудита,
протокол № 6 от 16.01.2009 г.
Мушовец, А. А.
М 93 Анализ
производства и реализации продукции:
учеб.-метод. пособие / А. А. Мушовец. –
Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2009. –
24 с.
ISBN 978-985-6877-38-7.
Разработано в соответствии с программой курса «Анализ хозяйственной деятельности». Рассматриваются вопросы анализа объема, динамики и выполнения плана производства и реализации, ассортимента, структуры и качества продукции, проблемы оценки ритмичности работы организации. Показана методика выявления факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
Предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения Частного института управления и предпринимательства.
УДК 658.012.12
ББК 65.053.я73
Мушовец А. А., 2009
I SBN 978-985-6877-38-7 Частный институт управления и предпринимательства, 2009
Лекция. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
План:
-
Значение, задачи, источники информации для анализа.
-
Анализ объема и динамики производства и реализации продукции.
-
Анализ ассортимента и структуры продукции.
-
Анализ качества продукции.
-
Анализ ритмичности работы организации.
-
Анализ факторов и резервов производства и реализации продукции.
-
Значение, задачи, источники информации для анализа
Производство и
реализация продукции являются важнейшими
сферами деятельности субъектов
хозяйствования, поскольку они определяют
конечные финансово-хозяйственные
результаты деятельности. Выполнение
планов по объему, структуре, ассортименту,
качеству производства продукции, темпы
роста производства и реализации продукции
непосредственно влияют на величину
себестоимости, прибыли, рентабельность.
В связи с этим анализ данных показателей
имеет важное значение.
В организациях необходимо постоянно контролировать плановые показатели производства и реализации продукции, принимать корректирующие меры по исправлению ситуации, выявлять резервы их роста.
При изучении производства и реализации продукции проводится анализ:
– объема и динамики производства и реализации продукции;
– ассортимента и структуры продукции;
– качества продукции;
– ритмичности работы организации;
– факторов и резервов роста производства и реализации продукции.
Объекты анализа производства и реализации продукции следующие:
|
Объем и динамика производства и реализации продукции |
Объекты
|
Ассортимент и структура продукции |
Качество и конкурентоспособность продукции |
|
|
Ритмичность производства и реализации продукции |
|
Резервы роста производства и реализации продукции |
Источниками информации для анализа вышеназванных показателей являются:
– бизнес-план организации;
– оперативные планы-графики производства и реализации продукции;
– бухгалтерский баланс (ф. № 1);
– бухгалтерская отчетность (ф. № 2) «Отчет о прибылях и убытках»;
– счета бухгалтерского учета;
– ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»;
– статистическая отчетность (ф. № 1-п) (годовая) «Отчет по продукции»;
– статистическая отчетность (ф. № 1-п) (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»;
– статистическая отчетность (ф. № 1-п) (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции» и др.
-
Анализ объема и динамики производства и реализации продукции
Существуют различные измерители объема производства и реализации продукции. Основные из них: натуральные, условно-натуральные и стоимостные:
Натуральные (штуки, метры, тонны). Они используются при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции |
Условно-натуральные (тысячи условных банок – продукция консервных заводов; количество условных ремонтов – продукция ремонтных предприятий; условные пары обуви – продукция обувных предприятий). Они применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции и рассчитываются на основе коэффициента их трудоемкости |
Стоимостные (в денежном выражении). Они применяются как обобщающие показатели объема производства продукции |
Объем производства продукции включает в себя валовую и товарную продукцию:
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство |
Товарная продукция – это валовая продукция за минусом незавершенного производства и продукция, идущая на собственное потребление |
В Республике Беларусь используются два способа определения момента реализации продукции: по отгрузке и по приходу денежных средств на расчетный счет организации. В связи с этим также проводится анализ реализации продукции двумя способами.
Производство и реализация продукции – это два взаимосвязанных элемента деятельности субъекта хозяйствования. Чем больше производство, тем больше реализация, тем больше продается продукции, тем больше средств может вкладываться в производство.
Анализ объема включает в себя оценку выполнения плана по производству и реализации продукции.
Процент к плану рассчитывается путем деления фактического показателя на плановый и умножением на 100. Рассмотрим методику оценки выполнения плана с использованием табл. 1.
Таблица 1
Анализ выполнения
плана по производству
и реализации
продукции за месяц
Изделие |
Объем производства продукции, тыс. руб. |
Объем реализации продукции,
|
||||
план |
факт |
% к плану |
план |
факт |
% к плану |
|
А |
50 200 |
49 600 |
99 |
50 000 |
49 000 |
98 |
Б |
65 800 |
68 200 |
104 |
65 000 |
67 000 |
103 |
Итого… |
116 000 |
117 800 |
102 |
115 000 |
116 000 |
101 |
Из таблицы видно, что за месяц план по выпуску продукции перевыполнен на 2%, а по реализации – на 1%.
Для изучения
динамики производства и реализации
продукции рассчитываются: абсолютные
отклонения; темпы роста и темпы прироста
по производству и реализации продукции.
Абсолютные отклонения определяются
как разность между фактическими
показателями и плановыми,
а темпы
роста – как отношение фактического
показателя отчетного периода к
фактическому показателю прошлого года
и умножением на 100. Темп прироста – это
разность между темпом роста и 100%.
Рассмотрим методику расчетов на примере с использованием табл. 2.
Таблица 2
Анализ абсолютного отклонения, темпов роста и темпов прироста производства и реализации продукции
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год |
Абсолютное отклонение (+, -) |
Темпы роста, % |
Темпы |
|
план |
факт |
|||||
VВП, тыс. руб. |
28 800 |
29 000 |
30 000 |
1 000 |
104,2 |
4,2 |
VРП, тыс.руб. |
28 000 |
28 800 |
28 400 |
-400 |
101,4 |
1,4 |
VВП, VРП – объем производства и реализации продукции соответственно.
Динамика производства
и реализации продукции изучается также
с помощью расчета базисных и цепных
темпов роста и прироста. Они рассчитываются
в том случае, когда анализируются данные
показатели за длительный период времени.
Для расчета базисных темпов роста за
базу принимается показатель определенного
года, или квартала, или месяца,
с
которым будут сравниваться показатели
последующих периодов. Методика расчета:
необходимо значение показателя каждого
последующего года разделить на показатель
базового года и умножить на 100. При
расчете цепных темпов роста последующие
показатели сравниваются с предыдущими.
Методика расчета: значение каждого
показателя последующего года необходимо
разделить на значение показателя
предыдущего года и умножить на 100.
Рассмотрим табл. 3.
Таблица 3
Расчет базисных
и цепных темпов роста производства
и
реализации продукции
Год |
Объем производства продукции, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
Объем реализации продукции, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные |
|||
2005 |
50 000 |
100 |
100 |
45 000 |
100 |
100 |
2006 |
54 000 |
108 |
108 |
50 000 |
111 |
111 |
2007 |
58 000 |
116 |
107 |
57 000 |
126 |
114 |
2008 |
60 000 |
120 |
103 |
58 000 |
128 |
101 |
2009 |
65 000 |
130 |
108 |
62 000 |
137 |
107 |
Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 30%, а объем реализации – на 37%. Это говорит о том, что в организации сокращаются остатки готовой продукции на складах.
Среднегодовые темпы роста определяются путем сложения цепных темпов роста за каждый год исследуемого периода и делением на количество лет в анализируемом периоде.
В нашем примере темпы роста:
– производства продукции: 100 + 108 + 107 + 103 + 108 / 5 = 105,2%;
– реализации продукции: 100 + 111 + 114 + 101 + 107 = 106,8%.
Производство и реализация продукции связаны с выполнением договорных обязательств. Недовыполнение плана по договорам для организации сказывается на ритмичности работы, уменьшает выручку, прибыль, приводит к выплате штрафных санкций. Поэтому проводится их анализ по соответствующей методике, приведенной в табл. 4.
Таблица 4
Анализ выполнения договорных обязательств
Изделие |
Потребитель |
План поставки по договорам, тыс. руб. |
Фактически отгружено, тыс. руб. |
Недопоставки продукции, |
Зачтенный объем в выполнение плана,
|
А |
1 |
2 800 |
3 000 |
|
2 800 |
|
2 |
2 500 |
2 200 |
-300 |
2 200 |
|
3 |
2 000 |
2 500 |
|
2 000 |
Б |
1 |
800 |
800 |
|
800 |
|
2 |
1 900 |
1 900 |
|
1 900 |
|
3 |
2 600 |
2 400 |
-200 |
2 400 |
Итого… |
|
12 600 |
12 800 |
-500 |
12 100 |
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорам и его недовыполнением (или зачтенный объем по договорам) на плановый объем поставки по договорам. В зачтенный объем в выполнение плана по договорам не учитывается продукция, отгруженная сверх плана и не предусмотренная планом:
, или 96%.
В нашем примере план по договорам недовыполнен на 4 %.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по организации, в разрезе отдельных потребителей, выясняются причины недовыполнения плана и вырабатываются корректирующие меры по выполнению договорных обязательств.
3. Анализ ассортимента и структуры продукции
Ассортимент продукции – это перечень разновидности продукции одного и того же наименования по видам, типам, маркам и другим признакам с указанием количества по каждому из них. Различают ширину ассортимента продукции (количество наименований продукции) и его глубину (количество видов изделий на одно наименование продукции).
При формировании ассортимента продукции организация должна учитывать спрос на данные виды продукции, а также наиболее эффективное использование трудовых и материальных ресурсов.
При анализе ассортимента производства и реализации продукции оценивается выполнение плана. Для этого рассчитывается коэффициент, который определяется путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. Чтобы узнать процент выполнения плана, полученный результат необходимо умножить на 100. Продукция, изготовленная сверх плана и не предусмотренная планом, не засчитывается в вы-полнение плана по ассортименту.
Рассмотрим методику расчетов, используя табл. 5.
Таблица 5
Оценка выполнения плана по ассортименту
Изделие |
Объем производства продукции, тыс. руб. |
Объем производства продукции, зачтенный
в выполнение плана |
|
план |
факт |
||
А |
50 800 |
52 600 |
50 800 |
В |
62 400 |
55 800 |
55 800 |
С |
30 500 |
32 600 |
30 500 |
Д |
15 600 |
16 200 |
15 600 |
Е |
14 400 |
15 500 |
14 400 |
К |
– |
41 100 |
– |
Итого… |
173 700 |
213 800 |
167 100 |
Процент выполнения плана по ассортименту:
План по ассортименту
недовыполнен на 3,8%. Причины недовыполнения
плана по ассортименту могут быть как
внешние, так и внутренние.
К внешним
относятся:
– изменение спроса на отдельные виды продукции;
– состояние материально-технического обеспечения;
– несвоевременный ввод в действие производственных мощностей организации по не зависящим от нее причинам.
Внутренние причины:
– недостатки в организации производства;
– плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии;
– недостаток электроэнергии;
– недостатки в системе управления и материального стимулирования и др.
Невыполнение плановых заданий по ассортименту ведет к нарушению ритмичности работы субъекта хозяйствования.
Организации
должны постоянно обновлять ассортимент
продукции
с учетом спроса и рынка.
Для анализа этого процесса рассчитывается
коэффициент обновления ассортимента
(Кобн.ас).
Он определяется по формуле
.
По этому коэффициенту определяют его абсолютное и относительное отклонения; темпы роста и прироста; выполнение плановых заданий.
При формировании и обновлении ассортимента учитываются следующие моменты:
– текущие и перспективные потребности покупателей;
– конкурентоспособность выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
– жизненный цикл изделий;
– степень риска изменений в ассортименте продукции;
– возможность внедрения новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших изделий.
Увеличение выпуска и реализации продукции по отдельным видам продукции в общем объеме приводит к изменению его структуры.
Структура продукции – удельный вес каждой продукции в общем выпуске.
Изменение структуры оказывает большое влияние на стоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогостоящей продукции в общем объеме, то стоимость товарной продукции возрастает, и наоборот. В то же время при увеличении удельного веса высокорентабельной продукции растет прибыль организации и наоборот.
При анализе структуры оценивается выполнение плана. Выполнить план по структуре – значит, сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.