Файл: Лекция_ Анализ производства и реализации продукции_Мушовец.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.12.2019

Просмотров: 509

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 658.012.12

ББК 65.053.я73

М 93


Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом

Частного института управления и предпринимательства


А в т о р

заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Частного института управления и предпринимательства
кандидат экономических наук, доцент
А. А. Мушовец


Р е ц е н з е н т ы :

доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях
народного хозяйства БГЭУ кандидат экономических наук,
доцент
Ю. И. Акулич;

доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита в торговле БГЭУ кандидат экономических наук, доцент Т. А. Олефиренко



Рассмотрено и одобрено
на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита,

протокол № 6 от 16.01.2009 г.



Мушовец, А. А.

М 93 Анализ производства и реализации продукции: учеб.-метод. пособие / А. А. Мушовец. – Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2009. –
24 с.

ISBN 978-985-6877-38-7.

Разработано в соответствии с программой курса «Анализ хозяйственной деятельности». Рассматриваются вопросы анализа объема, динамики и выполнения плана производства и реализации, ассортимента, структуры и качества продукции, проблемы оценки ритмичности работы организации. Показана методика выявления факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

Предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения Частного института управления и предпринимательства.

УДК 658.012.12

ББК 65.053.я73


Мушовец А. А., 2009

I SBN 978-985-6877-38-7 Частный институт управления и предпринимательства, 2009

Лекция. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

План:

  1. Значение, задачи, источники информации для анализа.

  2. Анализ объема и динамики производства и реализации продукции.

  3. Анализ ассортимента и структуры продукции.

  4. Анализ качества продукции.

  5. Анализ ритмичности работы организации.

  6. Анализ факторов и резервов производства и реализации продукции.


  1. Значение, задачи, источники информации для анализа

Производство и реализация продукции являются важнейшими сферами деятельности субъектов хозяйствования, поскольку они определяют конечные финансово-хозяйственные результаты деятельности. Выполнение планов по объему, структуре, ассортименту, качеству производства продукции, темпы роста производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину себестоимости, прибыли, рентабельность.
В связи с этим анализ данных показателей имеет важное значение.

В организациях необходимо постоянно контролировать плановые показатели производства и реализации продукции, принимать корректирующие меры по исправлению ситуации, выявлять резервы их роста.

При изучении производства и реализации продукции проводится анализ:

– объема и динамики производства и реализации продукции;

– ассортимента и структуры продукции;

– качества продукции;


– ритмичности работы организации;

– факторов и резервов роста производства и реализации продукции.

Объекты анализа производства и реализации продукции следующие:



Объем и динамика производства и реализации продукции

Объекты
анализа

Ассортимент и структура продукции

Качество и конкурентоспособность продукции


Ритмичность производства и реализации продукции


Резервы роста производства и реализации продукции


Источниками информации для анализа вышеназванных показателей являются:

– бизнес-план организации;

оперативные планы-графики производства и реализации продукции;

– бухгалтерский баланс (ф. № 1);

– бухгалтерская отчетность (ф. № 2) «Отчет о прибылях и убытках»;

счета бухгалтерского учета;

ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»;

статистическая отчетность (ф. № 1-п) (годовая) «Отчет по продукции»;

– статистическая отчетность (ф. № 1-п) (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»;

статистическая отчетность (ф. № 1-п) (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции» и др.


  1. Анализ объема и динамики производства и реализации продукции


Существуют различные измерители объема производства и реализации продукции. Основные из них: натуральные, условно-натуральные и стоимостные:


Натуральные (штуки, метры, тонны). Они используются при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции

Условно-натуральные (тысячи условных банок – продукция консервных заводов; количество условных ремонтов – продукция ремонтных предприятий; условные пары обуви – продукция обувных предприятий). Они применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции и рассчитываются на основе коэффициента их трудоемкости

Стоимостные (в денежном выражении). Они применяются как обобщающие показатели объема производства продукции

Объем производства продукции включает в себя валовую и товарную продукцию:


Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство

Товарная продукция – это валовая продукция за минусом незавершенного производства и продукция, идущая на собственное потребление


В Республике Беларусь используются два способа определения момента реализации продукции: по отгрузке и по приходу денежных средств на расчетный счет организации. В связи с этим также проводится анализ реализации продукции двумя способами.

Производство и реализация продукции – это два взаимосвязанных элемента деятельности субъекта хозяйствования. Чем больше производство, тем больше реализация, тем больше продается продукции, тем больше средств может вкладываться в производство.


Анализ объема включает в себя оценку выполнения плана по производству и реализации продукции.

Процент к плану рассчитывается путем деления фактического показателя на плановый и умножением на 100. Рассмотрим методику оценки выполнения плана с использованием табл. 1.

Таблица 1

Анализ выполнения плана по производству
и реализации продукции за месяц

Изделие

Объем производства продукции, тыс. руб.

Объем реализации продукции,
тыс. руб.

план

факт

% к плану

план

факт

% к плану

А

50 200

49 600

99

50 000

49 000

98

Б

65 800

68 200

104

65 000

67 000

103

Итого…

116 000

117 800

102

115 000

116 000

101


Из таблицы видно, что за месяц план по выпуску продукции перевыполнен на 2%, а по реализации – на 1%.

Для изучения динамики производства и реализации продукции рассчитываются: абсолютные отклонения; темпы роста и темпы прироста по производству и реализации продукции. Абсолютные отклонения определяются как разность между фактическими показателями и плановыми,
а темпы роста – как отношение фактического показателя отчетного периода к фактическому показателю прошлого года и умножением на 100. Темп прироста – это разность между темпом роста и 100%.

Рассмотрим методику расчетов на примере с использованием табл. 2.


Таблица 2

Анализ абсолютного отклонения, темпов роста и темпов прироста производства и реализации продукции


Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Абсолютное отклонение (+, -)

Темпы роста, %

Темпы
прироста, %

план

факт

VВП, тыс. руб.

28 800

29 000

30 000

1 000

104,2

4,2

VРП, тыс.руб.

28 000

28 800

28 400

-400

101,4

1,4


VВП, VРП – объем производства и реализации продукции соответственно.

Динамика производства и реализации продукции изучается также с помощью расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Они рассчитываются в том случае, когда анализируются данные показатели за длительный период времени. Для расчета базисных темпов роста за базу принимается показатель определенного года, или квартала, или месяца,
с которым будут сравниваться показатели последующих периодов. Методика расчета: необходимо значение показателя каждого последующего года разделить на показатель базового года и умножить на 100. При расчете цепных темпов роста последующие показатели сравниваются с предыдущими. Методика расчета: значение каждого показателя последующего года необходимо разделить на значение показателя предыдущего года и умножить на 100. Рассмотрим табл. 3.

Таблица 3

Расчет базисных и цепных темпов роста производства
и реали
зации продукции

Год

Объем производства продукции, тыс. руб.

Темпы роста, %

Объем реализации продукции, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

2005

50 000

100

100

45 000

100

100

2006

54 000

108

108

50 000

111

111

2007

58 000

116

107

57 000

126

114

2008

60 000

120

103

58 000

128

101

2009

65 000

130

108

62 000

137

107



Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 30%, а объем реализации – на 37%. Это говорит о том, что в организации сокращаются остатки готовой продукции на складах.

Среднегодовые темпы роста определяются путем сложения цепных темпов роста за каждый год исследуемого периода и делением на количество лет в анализируемом периоде.

В нашем примере темпы роста:

производства продукции: 100 + 108 + 107 + 103 + 108 / 5 = 105,2%;

реализации продукции: 100 + 111 + 114 + 101 + 107 = 106,8%.

Производство и реализация продукции связаны с выполнением договорных обязательств. Недовыполнение плана по договорам для организации сказывается на ритмичности работы, уменьшает выручку, прибыль, приводит к выплате штрафных санкций. Поэтому проводится их анализ по соответствующей методике, приведенной в табл. 4.


Таблица 4

Анализ выполнения договорных обязательств

Изделие

Потребитель

План поставки по договорам, тыс. руб.

Фактически отгружено, тыс. руб.

Недопоставки продукции,
тыс. руб.

Зачтенный объем в выполнение плана,
тыс. руб.

А

1

2 800

3 000


2 800


2

2 500

2 200

-300

2 200


3

2 000

2 500


2 000

Б

1

800

800


800


2

1 900

1 900


1 900


3

2 600

2 400

-200

2 400

Итого…


12 600

12 800

-500

12 100


Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорам и его недовыполнением (или зачтенный объем по договорам) на плановый объем поставки по договорам. В зачтенный объем в выполнение плана по договорам не учитывается продукция, отгруженная сверх плана и не предусмотренная планом:

, или 96%.

В нашем примере план по договорам недовыполнен на 4 %.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по организации, в разрезе отдельных потребителей, выясняются причины недовыполнения плана и вырабатываются корректирующие меры по выполнению договорных обязательств.


3. Анализ ассортимента и структуры продукции

Ассортимент продукции – это перечень разновидности продукции одного и того же наименования по видам, типам, маркам и другим признакам с указанием количества по каждому из них. Различают ширину ассортимента продукции (количество наименований продукции) и его глубину (количество видов изделий на одно наименование продукции).

При формировании ассортимента продукции организация должна учитывать спрос на данные виды продукции, а также наиболее эффективное использование трудовых и материальных ресурсов.

При анализе ассортимента производства и реализации продукции оценивается выполнение плана. Для этого рассчитывается коэффициент, который определяется путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. Чтобы узнать процент выполнения плана, полученный результат необходимо умножить на 100. Продукция, изготовленная сверх плана и не предусмотренная планом, не засчитывается в вы-полнение плана по ассортименту.


Рассмотрим методику расчетов, используя табл. 5.

Таблица 5

Оценка выполнения плана по ассортименту

Изделие

Объем производства продукции, тыс. руб.

Объем производства продукции, зачтенный в выполнение плана
по ассортименту, тыс. руб.

план

факт

А

50 800

52 600

50 800

В

62 400

55 800

55 800

С

30 500

32 600

30 500

Д

15 600

16 200

15 600

Е

14 400

15 500

14 400

К

41 100

Итого…

173 700

213 800

167 100


Процент выполнения плана по ассортименту:

План по ассортименту недовыполнен на 3,8%. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние.
К внешним относятся:

– изменение спроса на отдельные виды продукции;

– состояние материально-технического обеспечения;

– несвоевременный ввод в действие производственных мощностей организации по не зависящим от нее причинам.

Внутренние причины:

– недостатки в организации производства;

– плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии;

– недостаток электроэнергии;

– недостатки в системе управления и материального стимулирования и др.

Невыполнение плановых заданий по ассортименту ведет к нарушению ритмичности работы субъекта хозяйствования.

Организации должны постоянно обновлять ассортимент продукции
с учетом спроса и рынка. Для анализа этого процесса рассчитывается
коэффициент обновления ассортимента (
Кобн.ас). Он определяется по формуле

.

По этому коэффициенту определяют его абсолютное и относительное отклонения; темпы роста и прироста; выполнение плановых заданий.

При формировании и обновлении ассортимента учитываются следующие моменты:

– текущие и перспективные потребности покупателей;

– конкурентоспособность выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

– жизненный цикл изделий;

– степень риска изменений в ассортименте продукции;

– возможность внедрения новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших изделий.

Увеличение выпуска и реализации продукции по отдельным видам продукции в общем объеме приводит к изменению его структуры.

Структура продукции – удельный вес каждой продукции в общем выпуске.

Изменение структуры оказывает большое влияние на стоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогостоящей продукции в общем объеме, то стоимость товарной продукции возрастает, и наоборот. В то же время при увеличении удельного веса высокорентабельной продукции растет прибыль организации и наоборот.

При анализе структуры оценивается выполнение плана. Выполнить план по структуре – значит, сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.