Файл: Адаптация ребенка к школе (Результаты исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативно развивающиеся сверстники с данным заданием справились значительно лучше. Педагога слушали более внимательно, старательно выводили элементы узора. У большинства детей нажим также не соответствовал норме. Это объясняется тем, что мелкая моторика руки еще недостаточно сформирована. При незначительных ошибках часть детей бурно реагировали на неудачи: плакали, отказывались выполнять дальше задание, старались начать все заново. Можно предположить, что у данных детей повышенный уровень тревожности, из-за завышенных требований к детям со стороны родителей, также можно отметить, что у детей слабый тип нервной организации.

Большая часть нормативно развивающихся детей вполне адекватно реагировали на незначительные ошибки. Можно предположить, что у детей вполне адекватная самооценка, в семье к детям предъявляют оптимальные требования. И адаптация к школе у данных детей проходит в допустимых пределах.

Обобщая результаты исследования, пришли к выводу, что:

  1. процесс адаптации протекает спокойно в нормативные сроки у нормально развивающихся детей;
  2. у детей с ЗПР процесс адаптации затянут во времени, и усугубляется задержкой нервнопсихического развития.
  3. на протекание процесса адаптации влияют многие факторы: социальный статус ребенка в семье, отношение к ребенку со стороны взрослых и сибсов; ранее психомоторное развитие ребенка; уровень самооценки и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физи­ологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка - новые контакты, новые условия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требования и т.д. Напряженность этого периода определяется, прежде всего, тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, несвязанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов.

На данном этапе жизни ребенка полностью меняется его привычный уклад: новый социальный статус, новый коллектив, новые взрослые, новое помещение, требования, обязанности и проч.

Происходит процесс адаптации ребенка к новым изменяющимся условиям жизнедеятельности. На успешную адаптацию ребенка к школе влияют многочисленные факторы, среди которых и отношения в семье и социальный статус ребенка в семье, среди сверстников, и интеллектуальное психофизическое развитие и многое другое.


В процессе исследования пытались определить уровень протекания адаптации у первоклассников с ЗПР и нормативно развивающихся сверстников. Поэтому перед проведением экспериментальной работой была поставлена цель исследования: выявить уровень адаптации у первоклассников. Исходя из цели, сделали предположение, что уровень адаптации зависит от нервнопсихосоматического состояния детей, статуса в семье, отношения родителей к своим детям.

Для подтверждения гипотезы и достижения цели были отобраны учащиеся первого класса с задержкой психического развития и нормативно развивающихся сверстников, подобраны диагностические методики.

Дети обеих групп имеют схожий социальный опыт общения со взрослыми, сверстниками, социальный статус в семье. Дети как из полных, так и неполных семей.

Анализируя результаты можно констатировать, что процесс адаптации у детей с ЗПР, из неполных и неблагополучных семей, семей с неправильным воспитанием, повышенным уровнем тревожности и проч. растянут во времени и связан со значительными трудностями. Дети долго не могут принять новую социальную роль. Играют на уроках, могут во время урока ходить по классу, испытывают трудности в усвоении учебного материала, в школу идут с неохотой. Родители отмечают плаксивость, нервозность. Такие дети с трудом умеют слушать инструкции взрослого, выполнять задание по образцу.

У детей из благополучных семей, с адекватной самооценкой, психологически готовых к школе, процесс адаптации протекает относительно спокойно и быстро. Такие дети быстро влились в коллектив, всегда положительно настроены, без видимого напряжения выполняют поручения и учебные задания взрослого.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адаптация социальная // Психологический словарь. М.: Педагогика-пресс, 2016.
  2. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии.2015, №1.
  3. Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников. - Педиатрия., 2013, №5.
  4. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей школьного возраста. - М., 2015.
  5. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2015.
  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2012
  7. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной.-М., 2016.
  8. Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М., 2015.
  9. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения.- М.,2016.
  10. Калайков И. Цивилизация и адаптация. - М.,2014.
  11. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2015
  12. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М.,2017.
  13. Кулачина И.Ю. Возрастная психология.- М., 2011.
  14. Крутецкий ВА. Психология: Учебник для пед.училищ. – М.: Просвещение, 2015
  15. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.:Просвещение., 2017.
  16. Мартюшов В.Ф. Социальная релевантность адаптации. – Тверь: ТГТУ, 2015.
  17. Марцинковская Т.Д. Ваш тревожный ребенок. М., Вентана-Граф, 2015.
  18. Мухина В.С. Детская психология. - М., 2015.
  19. Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности: Формы, механизмы, стратегии. Ереван, Луйе, 2016
  20. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности.- Ереван, 2015.
  21. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.:ТЦ “Сфера”, 2016.
  22. Петровский А.А. Личность, деятельность, коллектив. - М.,2012.
  23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2015.
  24. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности.- Рига.2012.

Приложение

Приложение 1

Список учащихся

Нормативно развивающиеся учащиеся

1

Антон М.

13

Маргарита М.

2

Алексей В.

14

Михаил Г.

3

Александра И.

15

Мария В.

4

Алена Г.

16

Николай К.

5

Борис К.

17

Оксана С.

6

Виктория П

18

Олег В.

7

Виолетта Ш.

19

Ольга Б.

8

Владимир Д.

20

Ольга Ш.

9

Дмитрий П.

21

Павел С.

10

Евгений Ц.

22

Роман С.

11

Елена Л

23

Светлана К.

12

Зинаида Н.

24

Ульяна К.

Учащиеся с ЗПР

ФИ ребенка

Заключение психоневролога

Роды

1

Николай О.

Внимание неустойчивое, предрасположен заикания, замкнутость,

Раньше срока

2

Анна Г.

Расторможенность

Роды затяжные, крупный плод

3

Дмитрий Ф.

ЗПР

Крупный плод со стимуляцией по причине перехаживания по сроку, осложнение – сломана ключица

4

Михаил К.

-

Роды стремительные, раньше срока

5

Виктория И.

Расторможенность

Норма

6

Максим М.

ЗПР

Роды стремительные, судороги в 2 года (субфибр)

7

Денис Д.

Психологическая расторможенность

Роды стремительные

8

Сергей К.

ЗПР

Норма

9

Мария Ш.

Расторможенность

Роды в срок

10

Никита К.

Расторможенность

Роды в срок

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который вам, кажется, более подходит Вашему ребенку.

Фамилия, имя ребенка ______________________________________________

__________________________________________________________________