Файл: Реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников, педагогические эксперименты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 706

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить место ЭЗСО на уроках окружающего мира. Как отмечает В.А. Сергеева, учителю следует помнить, что природу нужно изучать не по статьям учебников и по картинкам, не по фильмам или диафильмам, а при тесном общении с самой природой, ведя повседневные непосредственные наблюдения за сезонными изменениями в окружающем мире, проводя с детьми экскурсии в природу во все времена года.

Итак, не следует увлекаться только формой урока с различными наглядными средствами обучения. школьников, дополняя друг друга, расширить и обогатить их знания.

Исходя из выше сказанного, мы видим, как классифицируются традиционные средства наглядности на уроках окружающего мира. Все они важны при изучении природы, общества, углубляют и закрепляют изучаемый материал. В этом процессе не последнее место занимают экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО) которые влияют на качество усвоения школьниками знаний об окружающем мире.

1.3. Мультимедийный урок как средство формирования знаний об окружающем мире

В современной школе на уроках используются как традиционные, так и современные инновационные средства обучения. На сегодняшний день мы часто слышим - как использовать компьютерные технологии в обучении, и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, имеющая научно-познавательный характер.[46]

Познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир книг и открытий. Она требует интеллектуальных усилий, анализа и размышления, в ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний.

Предмет, “Окружающий мир” - это первое с чем сталкивается ребенок при знакомстве с реальным миром. Это самое близкое, где он может получить какой-либо опыт. Предметом познавательной деятельности являются научные знания, а у детей уже есть необходимый запас знаний по этому предмету. Кроме того, нельзя забывать о том, что в познавательной деятельности имеет значение не только содержание, но и способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение учеников к культуре умственного труда.


Мультимедийные технологии открывают следующие возможности преподавателям:

  • отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив учителю широкий спектр действий;
  • возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала;
  • долгих операций, связанных с обработкой умений и навыков.

Благодаря новым мультимедийным технологиям, стало возможным,

во-первых, использовать компьютерные программы как иллюстративный материал,

во-вторых, проводить тестирование и контрольные работы, решать творческие задачи.

в-третьих, мультимедиа выступления позволяют оптимизировать процесс взаимодействия учитель - ученик, предполагая наглядность выдаваемой информации.

в-четвертых, создавать уроки - игры для ученика.

В ходе такого обучения дети учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией. Позволяет сосредоточить свои усилия, прежде всего на организации и координации познавательной деятельности учащихся. [23]

Это особенно важно для начальной школы, где средствами мультимедиа обеспечивается эффективное воздействие на развитие у учеников

  • речи;
  • познавательных процессов;
  • эмоциональной сферы;
  • творческих способностей;
  • устной коммуникации.

Это объяснимо тем, что мультимедиа-презентация оказывает воздействие, как на слуховой, так и на зрительный канал поступления информации, а исследования показали, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% информации, если он видит и слышит одновременно, и обрабатывает информацию на практике.

Предметом познавательной деятельности являются научные знания, в ней закладываются основы мировоззрения ребенка, его отношение к реальному миру.

Участвуя в познавательной деятельности, дети учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями, у них формируются навыки активного чтения, благодаря которому они учатся открывать и добывать знания. Знания, которые дети получают во время уроков, включают в себя сообщения о фактах окружающей жизни: сведения о событиях в мире, изучение природных явлений и объектов.

в ходе выступления учитель демонстрирует на экране: наименования разделов выступления и основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе - фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликацию); звуковые фрагменты.


Формы предполагаемого использования мультимедийных уроков в учебном процессе:

  • на уроках при изучении нового материала, на проведении практических занятий или при организации контроля знаний;
  • при внеурочных занятиях (обязательных самостоятельных в учебном заведении или дома, факультативных, при самостоятельном изучени и курса).

Основные функциональные возможности мультимедийного урока:

  • игровая форма познания;
  • возможность моделировать, физические и биологические процессы, которые фактически невозможно продемонстрировать в классе;
  • активное вмешательство в любой процесс или явление, моделируемое в ходе работы;
  • наглядное отображение вмешательства ребенка в процесс или явление;
  • возможность для каждого ребенка выбрать свой темп и режим работы.

Используя иллюстративный материал (мультимедиа) - это и электронные энциклопедии, собственные уроки, уроки - игры, подбирая то или иное содержание урока, необходимо помнить о психологических особенностях младших школьников.

Поэтому мультимедийный урок составляется доступным по изложению, красочно оформленный, имеющий элементы занимательности, содержащий сведения и факты, выходящие за рамки программы.

Можно чередовать различные виды деятельности, учитывая

«индивидуальные» стили деятельности ребенка (интерактивные методы) – включение в работу аудиалов, визуалов и кинестетиков.

  • преодоление трудностей с помощью учителя (творческие задачи, уроки-игры, групповые задания);
  • организация поиска самих учащихся (умение отбирать нужную информацию и работать с ней) – читальные залы, библиотеки, справочники, работа со словарями, Интернетом. Задания, которые дети получают во время уроков, включают в себя сообщения о фактах окружающей жизни: сведения о событиях в мире, изучение природных явлений и объектов.

Сознательное отношение к учению основано именно на познавательном интересе как основном мотиве учебной деятельности, а он в свою очередь возникает как реакция на новизну и полезность усваиваемых знаний, приобретаемого умения анализировать и оценивать наблюдаемые вокруг реальные события и факты. Это и есть решение учеником задачи – научиться учиться.


1.4. Обоснование необходимости комплексного использования средств наглядности при усвоении учащимися качественных знаний

Каждый предмет учебного оборудования обладает специфическими особенностями и выполняет определенную функцию, а именно усиливает наглядность, обеспечивает ориентировку в учебном материале, ускоряет темп его изучения и тем самым освобождает время выполнения других видов учебной работы.

Например, учебный фильм, в котором демонстрируются какие-либо процессы и явления, ускоряет темп изучения учебного материала. Однако видеофильм не даёт реальных представлений о размерах и объеме изучаемых объектов. В тоже время скорость подачи учебного материала в фильме такова, что порой учащиеся не в состоянии достаточно глубоко и полно осмыслить изучаемые вопросы.

Это означает, что использование в учебном процессе отдельных предметов наглядно учебного оборудования не дает учителю возможности на необходимом уровне, определенном учебной программой, ознакомить учащихся со всем кругом изучаемых вопросов.

Только сочетание различных видов наглядности учебного оборудования, их комплексное использование создает условия для всестороннего познания изучаемых объектов и явлений, для качественного изучения знаний. Отсюда возникает необходимость в разработке и создании комплекса наглядного учебного оборудования к каждому уроку, теме и разделу программы.

«Эффективность использования различных средств обучения во многом зависит от правильного планирования, применения оборудования на уроках, сочетания его с традиционными средствами обучения и т.д.; только строго продуманная и распланированная система уроков позволит учителю увидеть место каждого из средств, его дидактические возможности».[25]

Дидактические возможности различных наглядных средств обучения будут более полно реализованы на уроках окружающего мира, если эти средства будут применяться комплексно.

Ранее мы уже отмечали, что для усвоения учащимися качественных природоведческих знаний необходимо многорецепторное восприятие материала (зрительное, слуховое, тактильное и т.д.). Вот в этом нам и поможет использование созданных учителем комплексов наглядных средств обучения для проведения уроков окружающего мира.

О необходимости комплекса ощущений в процессе познания мира писал еще Я.А. Коменский: «Истина и точность знания также зависит не от чего иного, как от свидетельства ощущений». Великий педагог сформулировал правило для учителей: «Все, что только можно,- представлять для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания».[21]


О необходимости создания комплекса наглядного учебного оборудования говорит тот факт, что каждое средство можно рассматривать как сложный раздражитель. Суммарное воздействие раздражителей, поступающее от компонентов средств обучения, играет положительную роль в формировании учебных понятий у младших школьников. Наивысшей эффективностью усвоения учебного материала достигается в том случае, если учебная информация подаётся в трех формах.

  • конкретно - образной;
  • схемо - модельной;
  • знаковой (словесной).

Однако, за редким исключением, ни один из предметов учебного оборудования не может этого полностью осуществить. В то же врем при использовании различных средств обучения, учебный материал может быть подан в трех названных формах.

С помощью комплекса наглядных средств обучения удается:

  • разнообразить способы привлечения и удержания внимания,
  • активизировать процессы понимания и запоминания информации,
  • формировать взгляды учащихся
  • добиваться определенного эмоционального настроя,
  • укреплять взаимосвязи познавательных и воспитательных функций.

Таким образом, в конечном итоге, комплекс наглядных средств обучения помогает преобразовать усвоенные учащимися знания в прочные убеждения, жизненные принципы поведения.

Особенно важно отметить основные требования к разработке комплексов учебного оборудования и их использованию на уроках окружающего мира.

В работах С.Г. Шаповаленко определены общие требования к разработке учебного оборудования.

В комплекс должны быть включены разнообразные средства обучения т.к. сформировать природоведческие представления и понятия во всех их связях нельзя с помощью одного какого-нибудь учебного пособия.

Комплексы должны содержать средства обучения, отвечающие требованию, современной программе и содержанию окружающего мира, целям и задачам преподавания и методике в учебном процессе.

Выводы:

Подводя итог сказанному выше, необходимо помнить, что задача учителя при изучении окружающего мира состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к наблюдениям, развить это качество, вызвать потребность разобраться в сути наблюдаемых явлений, понять причины вызвавшие то или иное изменение в окружающей среде.

Все средства обучения комплекса должны обладать высокой степенью наглядности. наглядность обучение мультимедийный знание

Из выше сказанного видно, что школьной практикой доказано, что однообразие пособий быстро утомляет учащихся, рассеивает их внимание. Для того чтобы избежать это необходимо предусмотреть сменяемых предметов, входящих в состав комплекса. Так, плоскостные пособия можно сочетать с объемными, однотонные картины перемешать с многокрасочными и т.п. При разработке комплексов важно предусмотреть возможную взаимозаменяемость средств обучения, а также предупредить дублирование.