Файл: Реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников, педагогические эксперименты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 711

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что значение наглядных средств обучения заключается в том, что:

  1. Применение различных средств обучения повышает эффективность уроков, организует самостоятельную работу учащихся;
  2. Развивает познавательные способности учащихся. делает обучение интересным;
  3. Все наглядные средства являются важнейшим источником информации, формирует представления и понятия, а следовательно, и знания на более качественном уровне.

1.2. Классификация средств наглядности

Дидактический принцип наглядных средств является ведущим в обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность зрительного восприятия.

Понятие наглядных средств требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до последнего времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений.

Особую роль наглядные средства играют в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствуют особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т.д), средства наглядные обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

Наглядные средства содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых, им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными и прочными. Наглядные средства повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

В зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядных средств.

Натуральные наглядные средства (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство учащихся с реальными объектами природы.

Экспериментальные наглядные средства (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.


Картинная и картинно-динамические наглядные средства (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

Объемные наглядные средства (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.

Звуковые наглядные средства (грамзаписи, магнитофонные записи); функция – воспроизведение звуковых образов.

Символические и графические наглядные средства (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

Смешанные наглядные средства – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.[1]

Прежде чем отобрать для урока тот "или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.

Наглядные средства могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся.

Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядных средств. [25]


В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций.

При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид - печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные.

Картина как средство обучения известна с XIX века. В учебно- воспитательном процессе (на уроке и во внеклассной работе) применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в учебниках. Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием.

На уроках картины используются для решения различных учебных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа учителя или ученика, средством мотивации.

Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: «Грибы», «Береза и ель», «Птицы» и т.п.).

К статичной иллюстративной наглядности относятся иллюстрации учебника. Сейчас при цветном исполнении учебников, при наличии в них фотографий многие иллюстрации могут выполнять не менее важные обучающие функции, чем наглядные демонстрационные пособия. Наконец, по рисункам в учебнике учащиеся составляют ответы на вопросы, предложения и небольшие рассказы. Иллюстрации разъясняют многие вопросы, затронутые в тексте, а так же являются самостоятельным источником знаний.

Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета. Природные объекты доступны восприятию не только зрением, но и при помощи других органов чувств: осязания, обоняния. Наблюдение за живыми объектами в их среде обитания помогает установить особенности их жизни. Использование натуральных наглядных пособий обеспечивает получение верных и полных представлений и понятий об изучаемых растениях и животных. Натуральные объекты применяются в качестве демонстрационного и раздаточного материала.


Однако следует сказать, что не всегда школа по тем или иным причинам может располагать живыми растениями и животными. Поэтому для учебных целей создаются специальные натуральные наглядные пособия в виде гербариев, коллекций, раздаточного материала, муляжей, макетов, препаратов и др.

Препараты. Препаратами принято считать все природные объекты, подвергавшиеся для учебных целей консервированию и препарированию (сухие и влажные зоологические препараты, гербарии и т.д.). Препараты используются на уроках курса «Окружающий мир» как в качестве демонстрационного при фронтальной работе, так и раздаточного материала для организации самостоятельной деятельности учащихся.

Коллекции. Это собрания однородных предметов, объединенных родовым признаком. в начальных классах используются коллекции полезных ископаемых, тканей, семян, почв и т. д. Коллекции используются, как правило, на уроках курса «Окружающий мир» при изучении соответствующих тем как источник знаний и при организации самостоятельной работы исследовательского характера.

Модели, макеты, муляжи— это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. В начальной школе используются глобус, компас и некоторые технические модели — часовой циферблат, термометр и т. д. Модели используются как демонстрационные пособия при объяснении учебного материала и проверке знаний учащихся.

В качестве демонстрационных пособий на уроках курса «Окружающий мир» применяются муляжи плодов овощей и фруктов, а также самостоятельно изготовленные на уроках труда макеты ландшафта.

Рассмотренные выше средства обучения принято было относить к демонстрационным, так как они выступали преимущественно в роли иллюстраций к объяснению (рассказу) учителя.

Однако требования жизни - готовить школьников к самостоятельному труду - привело к существенному увеличению доли самостоятельной деятельности учащихся и соответственно изменило, расширило функции всех средств обучения, включая демонстрационные.

В современной школе и картины, и таблицы, и коллекции нередко выступают как материал для самостоятельного индивидуального наблюдения, как средство организации самостоятельной познавательной учебной деятельности ученика.

Раздаточные материалы, предназначенные для индивидуального пользования, широко применяются в учебном процессе. К ним относятся: гербарные листы дикорастущих и культурных растений, образцы полезных ископаемых.


При желании и фантазии учитель может сотворить многое. Главное, что следует помнить, что от количества и качества, разумно введенных на уроке средств наглядности зависит качество усвоения знаний учащимися.

Таким образом, различные средства наглядности помогают сформировать естественнонаучные и обществоведческие представления и понятия у младших

ЭЗСО относятся к искусственным, плоскостным, динамическим средствам наглядности.

ЭЗСО (учебные фильмы, видеофильмы, слайды и т.д.) способствуют повышению познавательной активности учащихся. Они позволяют показать те явления и предметы, объекты природы, которые недоступны для непосредственного изучения в школьных условиях. Они необходимы, например, при ознакомлении учащихся:

  • с добыванием и обработкой полезных ископаемых;
  • с животными в естественных условиях обитания, некоторыми особенностями их жизни;
  • с внутренним строением тела человека.

Во многих случаях действенную помощь оказывают замедленные или ускоренные видеосъемки биологических процессов, происходящих в мире растений и животных (например: раскрытие цветка; охота лягушки за насекомыми т.д.).

Проблемой использования ЭЗСО занимается ряд методистов и учителей - практиков (Л.П. Пресман, Н.В. Арнольд и другие).

В.А. Сергеева, обобщая свои наблюдения, эксперименты, теоретические разработки и опыт предшественников и коллег, отметила важную роль ЭЗСО среди всей системы наглядных пособий:

  • Широкими педагогическими возможностями обладает ЭЗСО обучения, которые усиливают научную достоверность и доказательность учебного материала, позволяют повысить наглядность обучения;
  • Специфические особенности этих средств. Технические и выразительные, позволяют преподнести учебный материал таким образом, чтобы оказать наибольшее воздействие на эмоциональную сторону его восприятия учащимися;
  • ЭЗСО помогают уплотнить время урока, наиболее рационально организовать весь учебный процесс. В ЭЗСО может быть обобщен весь изученный по нескольким направлениям (по темам программы) учебный материал;
  • ЭЗСО создают возможность формирования навыка наблюдения. Применяя те или иные ЭЗСО, учитель определяет цель наблюдения, выделяет главные моменты, помогает обеспечить изобразительность наблюдения и в конечном результате - подвести итог;
  • Использование ЭЗСО помогает открыть новые возможности для поискового, проблемного, исследовательского методов обучения. [18]