Файл: Лекция АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ Соколова.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.12.2019

Просмотров: 414

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частный институт управления и предпринимательства








Н.С. Соколова









анализ хозяйственной

деятельности в торговле





Лекция

















Минск 2008








Разработана в соответствии с программой курса «Особенности анализа хозяйственной деятельности в отраслях народного хозяйства» и предназначена для студентов дневной и заочной форм обучения специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В ней рассмотрены специфика торговой деятельности и основные особенности методики ее анализа, порядок анализа товарооборота и основных факторов его изменения, издержек обращения и финансовых результатов деятельности торговых организаций.

































Лекция. Анализ хозяйственной деятельности в торговле.



1. Анализ товарооборота и основных факторов его изменения

2. Анализ товарооборачиваемости

3. Анализ издержек обращения в торговых организациях

4. Анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия



1. Анализ товарооборота и основных факторов его изменения


Важнейшей отраслью сферы обращения является торговля, занимающаяся доведением до потребителя материальных благ, созданных в сфере производства или закупленных в других странах.

В зависимости от того, кому предназначен, в каком объеме и какой товар, торговля подразделяется на оптовую и розничную.

Оптовая продажа – это отпуск товаров большими партиями, розничная продажа – это реализация товара мелкими партиями (мелкий опт) и единичными экземплярами.

Основным показателем деятельности предприятий торговли является товарооборот.

Товарооборот – это стоимость всех реализуемых товаров (и услуг) за отчетный период.

Этот показатель отражает степень выполнения торговой организацией своей важнейшей функции: обеспечения населения товарами потребления. От объема товарооборота зависят все остальные экономические показатели: валовой доход; издержки обращения; прибыль; рентабельность; фонд заработной платы.

В настоящей работе методика анализа рассматривается на примере розничного товарооборота. Проводя анализ, следует установить, как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние.

Исходя из вышеизложенного, основными задачами анализа розничного товарооборота являются:

1. Проверка выполнения планов товарооборота, удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары; определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов.

2. Изучение, количественное изменение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия.


3. Выявление путей и резервов роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов.

4. Разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного товарооборота предприятия.

В процессе анализа розничного товарооборота используют данные бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража.

Основными формами статистической отчетности, используемой при анализе розничного товарооборота, являются:

1. ф. № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров». В нем содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий периоды, что позволяет проанализировать динамику развития розничного товарооборота.

2. ф. № 3-торг (краткая). «Отчет о продаже и запасах товаров». Составляется за месяц. Содержится информация о розничной реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров в стоимостных показателях.

3. ф. № 3-торг «Отчет по розничной торговле». Составляется нарастающим итогом с начала года. В первом разделе годового отчета приводится информация о розничной продаже товаров и товарных запасах в розничной сети и на складах на конец отчетного периода. Во втором разделе содержатся сведения в натуральных и стоимостных измерителях о продаже населению и запасах товаров длительного пользования. В третьем разделе – о продаже населению и запасах строительных материалов в розничной торговой сети и на складах на конец отчетного периода. В четвертом разделе годового отчета показывается наличие торговой сети на конец отчетного периода.

В плодоовощной торговле составляют месячные, квартальные и годовой «Отчеты о движении картофеля, овощей и плодоовощной продукции».

Предприятия книжной торговли составляют квартальные и годовой «Отчет о поступлении, продаже и остатках товаров» в которых приводится информация о поступлении, розничной и оптовой продаже и остатках книжных товаров.

Информацию о розничном товарообороте за месяц можно взять из регистров бухгалтерского учета по счету «Реализация» данных статистического и оперативного учета развития товарооборота и движения товаров.

Общая методика анализа товарооборота включает в себя следующие этапы:

  1. Анализ динамики товарооборота.

Такой анализ позволяет выявить положительные и отрицательные стороны в торговой деятельности предприятия и разработать меры по росту товарооборота, улучшению ассортимента реализуемых товаров, повышению качества обслуживания покупателей. Одновременно исследуют закономерности развития розничного товарооборота на душу населения. Анализ


Динамики товарооборота проводят не только в сравнении с данными прошлого года, но и с фактическими показателями за ряд лет. Для проведения анализа динамики объема товарооборота в условиях инфляции необходимо оценивать товарооборот как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Для этого фактический товарооборот за определенный период делится на индекс розничных цен на товары, рассчитанный за тот же период. Оценка динамики товарооборота проводится с помощью расчета базисных и цепных темпов роста и прироста товарооборота за анализируемый период, а также среднегодового темпа прироста. Проводится также изучение динамики товарооборота по отдельным товарным группам и видам товаров.

При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота может быть исчислен по формуле средней геометрической.

  1. Анализ выполнения плана по товарообороту.

Анализ выполнения плана по товарообороту проводят как по каждому виду товаров, так и в целом по торговому предприятию. Анализ должен показать, по каким видам товаров спрос оказался неудовлетворенным, а какие товары пользуются повышенным спросом у покупателей.

Анализ выполнения плана товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары.

Для определения равномерности развития розничного товарооборота целесообразно также составить графики выполнения плана по месяцам, исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров.

  1. Анализ структуры товарооборота.

Если товарооборот по одним товарным группам увеличивается, а по другим уменьшается, то это приводит к изменению структуры товарооборота: удельный вес одних товаров увеличивается, других – уменьшается. Это приводит к изменению всех экономических показателей деятельности торгового предприятия: издержек обращения, валового дохода, прибыли. Поэтому необходимо изучить, какие изменения произошли в структуре товарооборота по ассортиментному составу, и сделать соответствующие выводы.

  1. Факторный анализ товарооборота.

Факторы, которые влияют на изменение физического объема товарооборота можно объединить в три основные группы:

    1. Уровень товарного обеспечения торгового процесса.

    2. Обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и интенсивность их использования.

    3. Состояние материально-технической базы торговли и интенсивность ее использования.

    4. Прогнозный анализ товарооборота.

Каждая торговая организация должна осуществлять прогнозы товарооборота, которые основываются на оценке рыночного спроса.


Рассмотрим более подробно порядок проведения анализа основных групп факторов, влияющих на изменение товарооборота торгового предприятия.

Основным фактором развития товарооборота является обеспеченность и эффективность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары.

Товарооборот зависит от состояния товарных запасов, поступления товаров, а также от прочего выбытия товаров. Эта зависимость выражается формулой товарного баланса:



где: Зн – запасы товаров на начало отчетного периода

Пт—поступление товаров

ТО—товарооборот за отчетный период

В—прочее выбытие товаров

Зк—запасы товаров на конец отчетного периода


Отсюда можно вывести формулу для расчета влияния показателей товарного баланса на объем товарооборота:



Соответственно, сверхнормативные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступления товаров оказывают положительное влияние на выполнение плана и динамику товарооборота, а увеличение прочего выбытия товаров и запасов на конец анализируемого периода – отрицательное.

Аналогично можно провести анализ по отдельным видам товаров и товарным группам.

Важным направлением анализа является определение тех товаров, которые не реализованы на конец года и по которым увеличивается доля в общем объеме товарооборота. Это значит, что данные товары не пользуются спросом у покупателей, и торговым организациям следует отказаться от покупки таких товаров.

С особой тщательностью нужно изучить причины, по которым имеет место сверхплановое увеличение прочего выбытия, связанного с уценкой товаров, списанием недостач, растратами, хищениями и порчей товаров.

Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между магазинами и другими торговыми подразделениями. Основным показателем эффективности использования товарных ресурсов, которой является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов:



где Этов – эффективность использования товарных ресурсов

Можно также определить обратный показатель, т.е. объем товарных ресурсов на один рубль товарооборота.

К частным показателям эффективности использования товарных ресурсов относятся доля прочего выбытия товаров в товарных ресурсах или товарообороте.

После изучения влияния показателей товарного баланса на выполнение плана и динамику розничного товарооборота переходят к анализу поступления товаров, организации снабжения ими торговой сети. Анализ поступления товаров проводят по торговому предприятию в целом, по отдельным товарным группам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе торговых предприятий (магазинов) – получателей товаров.


Проводя анализ поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Если при анализе будет выявлено, что по товарам достаточно широкого ассортимента план поступления недовыполнен или имелись перебои в торговле, то работу магазина нельзя оценить положительно. Если же будет установлено, что темпы роста поступления товаров значительно опережают увеличение розничного товарооборота, то это означает, что часть поступивших товаров находится в товарных запасах и необходимо определить причины этих негативных явлений, принять меры по улучшению товароснабжения и оптимизации товарных запасов.

Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. В процессе анализа выявляют степень выполнения договоров поставки по общему объему, ассортименту и качеству товаров, срокам поступления, условиям транспортировки, упаковки, выявляют случаи нарушения договорных обязательств, если они имели место, устанавливают их причины и принимают меры по соблюдению договорных обязательств в будущем, улучшению товароснабжения.

Завершается анализ выявлением резервов роста товарных ресурсов, разработкой рекомендаций по совершенствованию товароснабжения, дополнительным вовлечением в товарооборот товарных ресурсов и повышению эффективности их использования в будущем.

Одним из важных факторов успешного развития товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда, эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда.

Анализ трудовых ресурсов начинают с изучения укомплектованности штатов продавцов, кассиров, других работников и эффективности использования рабочего времени. Также изучают качественный состав работников (обеспеченность специалистами с высшим и средним специальным образованием, стаж работы, в том числе на данном предприятии, возраст и т.д.).

Производительность труда в торговле в стоимостном выражении характеризуется выработкой (суммой товарооборота) на одного оперативно-торгового работника.

При анализе определяют среднегодовую, среднедневную, и среднечасовую выработку одного работника торговли, которые определяются отношением суммы товарооборота соответственно к среднегодовой численности торговых работников, количеству отработанных ими дней и часов за анализируемый период.

Для изучения влияния трудовых ресурсов на объем товарооборота используется следующая факторная модель:



где: ТО – товарооборот за анализируемый период

ЧР – среднесписочная численность торговых работников

Уд—удельный вес оперативно-торговых работников