ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.12.2019
Просмотров: 415
Скачиваний: 2
Зависимость между товарооборотом и суммой издержек обращения можно выразить формулой:
где: ИО – сумма издержек обращения
А – сумма постоянных издержек обращения
УПИ – уровень переменных издержек в процентах к товарообороту, %
ТО – сумма товарооборота за анализируемый период
Зависимость между товарооборотом и уровнем издержек обращения выражается следующим образом:
-
Изменение состава и структуры товарооборота
Большое влияние на сумму и уровень издержек обращения оказывают изменения в структуре товарооборота по ассортиментному составу или видам продаж. Рассчитать влияние этого фактора на изменение среднего уровня издержек обращения можно следующим образом:
∆УИО (стр) =∑∆Удi УИОiо
∆ИО (стр) =∆УИО (стр)ТО1
где Удi – удельный вес итой товарной группы в общем объеме товарооборота
∆УИО(стр) – изменение уровня издержек обращения за счет структуры товарооборота
ТО1 – фактический объем товарооборота.
-
Ускорения или замедления времени обращения товаров.
Существенное влияние на сумму и уровень ИО оказывает изменение скорости товарооборачиваемости. За счет ускорения товарооборачиваемости происходит относительное снижение товарных запасов, в результате чего уменьшаются расходы на хранение товаров, сокращаются товарные потери, снижается потребность в банковских кредитах, что приводит к уменьшению финансовых расходов по выплате процентов по ссудам банков.
-
Изменения розничных цен на товары
-
Изменение тарифов и ставок за услуги, цен на материалы и энергетические ресурсы.
-
Изменение производительности труда торговых работников
-
Изменение эффективности использования материально-технической базы торговли
-
Изменение условий завоза товаров, развития централизованной доставки товаров, совершенствование товародвижения.
Факторный анализ расходов торгового предприятия позволяет управлять процессом формирования издержек обращения и осуществлять поиск резервов их сокращения.
4. Анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия
Одним из основных требований успешного функционирования торговых предприятий в условиях рыночной экономики является безубыточность основной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.
Основным показателем, который характеризует конечные результаты хозяйственной деятельности торговых организаций является валовой доход или реализованные торговые и оптовые надбавки. После реализации товаров у торговых организаций остается сумма реализованных торговых надбавок, или валовой доход. За счет валового дохода организации торговли уплачивают налоги и другие обязательные платежи. Поэтому валовой доход, остающийся в распоряжении организации, определяют вычитанием из реализованных торговых надбавок налогов и других обязательных платежей.
В процессе анализа изучают динамику среднего уровня валового дохода за ряд лет, сопоставляют с данными аналогичных организаций, определяют степень выполнения плана за отчетный период, измеряют влияние факторов на сумму и уровень реализованных торговых надбавок.
Валовой доход изучают как по сумме, так и по уровню в процентах к товарообороту:
где УВД – уровень валового дохода
ВД – валовый доход
ТО – объем товарооборота
Общая сумма валового дохода торгового предприятия находится в пропорциональной зависимости от изменения объема розничного товарооборота и уровня реализованных товарных надбавок. Большое влияние на валовой доход оказывает также изменение розничных цен на товары. При повышении цен соответственно растет и сумма торговых надбавок, и наоборот. Для измерения влияния этого фактора на валовой доход необходимо прирост объема товарооборота за счет повышения розничных цен на товары умножить на базисный уровень реализованных торговых надбавок и разделить на 100.
Одновременно определяют и анализируют валовой доход, остающийся в распоряжении торгового предприятия. Он рассчитывается вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок. Следовательно, сумма алого дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, находится в прямой зависимости от изменения общей суммы реализованных торговых надбавок и в обратной – от налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода.
Далее изучают влияние факторов на средний уровень валового дохода. Он может измениться в связи с изменением состава и структуры розничного товарооборота, размеров торговых надбавок на отдельные товары, наличия товарных потерь, уценки и прочего расхода товаров.
Значительное влияние на валовой доход оказывает изменение структуры розничного товарооборота. Увеличение в товарообороте доли товаров с более высокими размерами торговых надбавок ведет к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот.
Особое внимание при анализе уделяется выявлению и мобилизации возможностей и резервов роста валового дохода за счет увеличения объема розничного товарооборота, улучшения его структуры, сокращения и предупреждения товарных потерь, уценки и порчи товаров. Важным резервом роста валового дохода является изучение, обобщение и использование опыта работы лучших торговых предприятий.
За счет реализованных торговых надбавок, остающихся в распоряжении, торговые организации возмещают свои расходы (издержки обращения), а оставшаяся часть является прибылью от реализации товаров. Из этой прибыли торговые организации уплачивают налоги в бюджет и образуют фонд накопления для саморазвития.
Прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности торговых предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты их функционирования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятия.
Анализ прибыли проводят в целом по торговому предприятию, его подразделениям, а также по видам деятельности. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние внешних и внутренних факторов на ее размер, выявляют, изучают и мобилизуют резервы роста прибыли.
Прибыль от торговой деятельности представляет собой разность между суммой валового дохода, остающегося в распоряжении, и суммой издержек обращения:
П=ВД – ИО
где П – прибыль торгового предприятия
ВД – сумма валового дохода
ИО – издержки обращения
Однако такая зависимость не учитывает влияние на прибыль изменения розничного товарооборота. Чтобы включить последний фактор в модель, произведем следующие действия:
Данная факторная модель позволяет выявить влияние на объем прибыли таких факторов, как объем товарооборота, среднего уровня валового дохода торгового предприятия и среднего уровня издержек обращения.
Расчет отношения прибыли торгового предприятия к объему розничного товарооборота позволяет определить рентабельность хозяйственной деятельности торгового предприятия. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте. Данный показатель находится в прямой зависимости от изменения уровня валового дохода и в обратной от роста или снижения уровней издержек обращения и налогов, взимаемых за чет реализованных торговых надбавок. Факторная модель данного показателя имеет вид:
Рентабельность работы торговой организации может характеризоваться разными показателями. На практике определяется также рентабельность издержек обращения, которая характеризует эффективность затрат торговой организации и рассчитывается отношением прибыли к сумме издержек обращения.
Факторная модель данного показателя выглядит следующим образом:
При углубленном анализе изучаются причины изменения уровня валового дохода и издержек обращения и выявляются резервы увеличения прибыли и рентабельности торговой деятельности.
Уровень рентабельности, исчисленный отношением прибыли к товарообороту, имеет один недостаток: он не учитывает, при каких хозяйственных активах, собственном или заемном капитале достигнут конечный финансовый результат. Поэтому определяется также рентабельность хозяйственных ресурсов как отношение годовой суммы прибыли к среднегодовой стоимости долгосрочных, нематериальных и текущих активов. То есть показывает, сколько копеек прибыли получено с каждого рубля совокупного (общего) капитала.
RОК=
где KL – среднегодовая сумма операционных активов торгового предприятия.
Анализ финансовых результатов деятельности торговых организаций должен завершаться определением резервов роста прибыли и рентабельности за счет конкретных мероприятий, способствующих увеличению товарооборота, оптимизации его структуры, снижению уровня издержек обращения.
Литература
1. Гарост В.И., Пальчиков Н.Н., Ступенева Т.В. Особенности анализа хозяйственной деятельности в отраслях народного хозяйства. Бел. гос.экон. ун-т.-Мн.: БГЭУ, 2000.
2. Савицкая Г.В Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.- 4-е изд. перераб. и доп -М.: ИНФРА, 2007
2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник для студентов специальности «Бух. учет, анализ и аудит» вузов.- 4-е изд. испр. и доп -Мн.: ООО «Новое знание», 2004.
3. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник/ Л.И. Кравченко. – 7-е изд., перераб. –М.: Новое знание, 2004.
4. Зверович С.Л., Кравченко М.А. Современные методики анализа рентабельности в торговле. //Бухгалтерский учет и анализ, 2005 г. №2, с. 24.
Содержание
1. Анализ товарооборота и основных факторов его изменения………….
2. Анализ товарооборачиваемости…………………………………………
3. Анализ издержек обращения в торговых организациях………………..
4. Анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия …………………………………………………………………