Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (ОРД).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из исторических летописей известно о том, что он был жестокий, хитрый и подозрительный, поэтому часто сам выступал в роли агента на территориях Греции и Рима, используя для получения информации недовольных местных жителей. В своих записях философ Плутарх указывал, что агентурный метод так же активно использовался в Карфагене генералом Ганнибалом, который отправлял своих «живых» агентов в государство противника для получения необходимой информации. Так во время второй пунической войны в III веке до н.э. Ганнибал собирался захватить город в Сицилии, но прежде отправил в него своего соглядатая, который подавал своему войску знаки дымом и огнем, за счёт чего город удалось взять практически невредимым и без значительных потерь. Каждое завоевание городов Италии Ганнибалом начиналось с отправления агентов, от десятка до сотни человека, которые собирали сведения о войске и укреплённых местностях.

Так же как и Митридат Понтийский Ганнибал часто надевал парик и фальшивую бороду и самостоятельно проникал на вражескую территорию для сбора необходимой информации[10]. В VI веке н.э. ОРД приобрела главенствующую роль в Византийской империи. Так византийские агенты отправлялись за рубеж под видом торговцев, с целью разведки планов потенциальных врагов Константинополя. Мусульмане использовали агентов, которые добывали информацию при военных набегах в Восточную Европу, Африку и Азию. Некоторые правители создавали специальные отряды женщин-шпионок, которые могли составить высокую конкуренцию разведывательным службам противников.

В средневековой Англии (XIV век) во время междоусобных войн за королевскую власть, при Генрихе VII Тюдоре агентурный метод получил новую развитую агентурную сеть, состоящую из четырех групп:

1. Секретные агенты – купцы или английские дипломаты;

2. Информаторы – нанимались из нижнего слоя населения для решения определенной задачи;

3. Профессиональные разведчики, которые вели постоянное наблюдение за определёнными людьми, их действиями и связями;

4. Профессиональные разведчики, которые могли войти в круг лиц, обладающих необходимыми сведениями, за счет исполнения для видимости какой-либо социальной роли (например, священник или лекарь).

В период средневековья даже церковь имела свою агентурную сеть, начиная от сельского священника, который собирал информацию о настроениях граждан, и, заканчивая представителем монарха при господском дворе, который мог выведывать планы царей. Так же одним из эффективных приемов церковной агентуры являлось получение информации из исповедей граждан. В XVI веке важную роль в церковной разведке играл орден иезуитов. Его агентами могли быть как его члены, так и светские лица. Эта агентурная разведка была организатором порядка десяти успешно завершившихся заговоров касаемо важных политических дел. Так же иезуиты были причастны к важнейшим политическим убийствам в Европе XVI —XVII веков.


В конце XVIII века король Германии Фридрих II осознал всю потребность в создании агентурной системы во время войны против Австрии. Он имел порядка сотни агентов, которых делил на категории[11]:

1. Важные агенты, имеющие доступ к государственным тайнам;

2. Обыкновенные агенты, выполнявшие за небольшую плату тайные задания, набирались преимущественно из нижних слоев населения;

3. Принуждаемые агенты, выполняющие поручение властей посредством принуждения;

4. Агенты – двойники, использовались для дезинформации противника, первоначально относившиеся к его агентуре.

Фридрих II считал, что создание каждой категории агентов должно было сопровождаться соответствующей психологической подготовкой, сочетающей в себе и методы поощрения, и методы принуждения.

В настоящее время ОРД все активнее использует информационные технологии, позволяющие проводить сбор, анализ и сохранение конфиденциальной информации об определенных лицах и фактах, агентурный метод, прошедший многовековые испытания, до сих пор остается одним из самых эффективных средств защиты интересов государства, а так же прав и свобод граждан.

Становление оперативно – розыскной деятельности в России можно разделить на пять базовых этапов:

1. Возникновение сыска на Руси в IX – XVII веках;

2. Сыскное дело при Петре I в XVII – XVIII веках;

3. Розыскная деятельность в эпоху реформ XIX – XX веков;

4. Развитие во время революции и советском периоде с 1917 по 1991 г.;

5. ОРД на современном этапе.

В Древней Руси не существовало органов обнаружения и установления преступников. Эта задача была возложена на самого потерпевшего, которому было необходимо осуществить розыск и доказать вину нарушителя. По мере формирования централизованного государства появилась необходимость в создании розыскного процесса – сыска. Изначально сыск использовался только для преследования преступников, совершивших тяжкое преступление в государственной сфере, а затем получил распространение и в иных делах.

Первоначально сыскная деятельность официально указана как розыскная в Судной грамоте 1467 г., а затем получила свое распространение в Судебниках 1497г. и 1950 г. Сыскные функции закреплены в Соборном уложении 1649 г., здесь же указывались должностные лица сыска (сыщики или обыщики), а позднее Боярская Дума приняла акт о работе этих должностных лиц: «Наказ сыщикам беглых крестьян и холопов». Появился целый аппарат, который назвали Приказом сыскных дел. Сыщики были обеспечены финансовой поддержкой и имели отряды вооруженных стрельцов в подчинении[12].


Одним из важных этапов сыска на Руси является создание Приказа Тайных дел в 1655 году, в обязанности которого входил контроль над государственными тайнами, рассмотрение жалоб и доносов, а так же вопросов, касающихся жизни царя. Во времена реформ Петра I произошло усиление правовой регламентации сыскной деятельности. Появились Указы царя «о розыскных командах», «о беспрепятственном розыске, преследовании сыщиками воров, разбойников и их сообщников».

Важную роль играл Сыскной Приказ, согласно которому на службе состояли, так называемые, доносители. Их так же привлекали для выявления взяточников и мздоимцев. При Петре I произошла попытка радикального разделения властей между полицейской и судебной. Она не была успешной из-за уровня развития государства, но все же можно проследить разделение общеполицейских функций и следственно-судебных. Так полицмейстеры занимались поиском и задержанием подозреваемых и для дальнейшего следствия передавали Сыскному Приказу в Москве.

В 1802 году произошло создание единого органа, объединяющего полицию и сыскную деятельность, а в 1826 году было создано Третье отделение Собственной канцелярии императора, являвшееся самостоятельным органом следствия и сыска.

Реформой Александра II 1860 года произошло разделение компетенций. Полиция занималась лишь первоначальными изысканиями для определения наличия состава преступления. В 1862 году реформой было произведено разделение властей, то есть «отделение власти обвинительной от судебной в судоустройстве и отделение судебного преследования от следствия и решения в судопроизводстве».

В начале XX века оперативно-розыскная деятельность была урегулирована Законом «Об организации сыскной части» от 06 июля 1908 года. Так в городах Российской Империи появились сыскные отделения, которые занимались розыском по делам общеуголовного порядка. Их деятельность контролировалась прокуратурой, а так же последние давали поручения чинам розыскной деятельности. С этого времени создаются инструкции по проведению сыска, например, Инструкция по организации и ведению внутреннего наблюдения, Инструкция по организации наружного наблюдения и др.

Переломным моментом в развитии ОРД стало принятие Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. В результате принятия указанных нормативных актов ОРД законодательно регламентировалась, в силу чего материалы, полученные в процессе ее осуществления, потеряли свойство «не подлежащих разглашению данных» или «материалов, добытых негласным путем» и не имеющих доказательственного значения. Значительно расширилась система гласных, регламентированных законом действий, направленных на выявление и закрепление следов преступления и иных фактических данных, которые впоследствии могут иметь значение доказательств по уголовному делу.


Было законодательно установлено, что материалы ОРД могут быть представлены для использования в уголовном процессе непосредственно, без соблюдения имевшего ранее обязательную силу условия, согласно которому источник таких данных не должен разглашаться. Отсюда следует, что субъектам доказывания надлежит самим определять, какие данные, полученные оперативным путем, и в каком количестве им использовать. Современный или постсоветский период правового регулирования ОРД в России можно назвать наиболее значительным. От правового регулирования негласной работы в основном на подзаконном уровне сделан резкий скачок на уровень законодательной регламентации.

Начало было положено принятием первого Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 13 августа 1992 г. №2506-1, открыто регулировавшего тайную работу правоохранительных органов и спецслужб России. В Законе давалось определение оперативно-розыскной деятельности, указывались ее цели и задачи, принципы, предусматривались гарантии соблюдения прав и свобод личности, давался закрытый перечень оперативно-розыскных действий, разъяснялись основания и условия их проведения, излагались основания и элементы порядка производства оперативной проверки, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности. Закон содержал исчерпывающий перечень государственных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

12 августа 1995 года был принят новый, ныне действующий Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144 ФЗ, который составляет одно из важнейших звеньев системы законодательства, регулирующего оперативно-розыскную деятельность и уголовно-правовые средства, обеспечивающие его осуществление.

Наиболее благоприятные условия для дальнейшего развития теории ОРД сложились в 1950-е гг. Тогда был сформулирован предмет оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел как самостоятельная учебная дисциплина. Решающий вклад в дело ее становления, развития и научного осмысления внес коллектив Центральной школы милиции, в 1954 г. преобразованной в Высшую школу МВД СССР. Коллектив школы подготовил ряд пособий, а позднее и учебников по оперативно-розыскной деятельности. Этому способствовало активное сотрудничество с Высшей школой руководящих работников НКВД-МВД СССР В. Я. Кокуева, Г. В. Горохова, Д. Е. Лебина и др. Активизация разработки вопросов теории ОРД связана с созданием в 1956 г. кафедры оперативной работы. Ее коллектив под руководством первого начальника А. Г. Лекаря, а позднее (уже как кафедры Академии МВД СССР) во главе с Д. В. Гребельским, В. А. Лукашовым, В. Г. Бобровым поставил курс на прочную научно-теоретическую основу. Исследования успешно проводили также профильные кафедры других высших школ. В НИИ МВД СССР был организован отдел по научной разработке оперативно-розыскной проблематики.


В 1980-е гг. научные коллективы пытались реализовать идею законодательного регулирования оперативно-розыскной функции борьбы с преступностью и вносили соответствующие предложения. Однако многие из них не были учтены при разработке ведомственных актов, что объяснялось политизированным, тотализированным мышлением руководителей как государства в целом, так и министерств, ведомств в частности. В 1990-е гг. в ходе политических и социально- экономических преобразований ученые активизировали работу по теоретическому обеспечению оперативно-розыскной практики борьбы с преступностью и укреплению методологической основы теории ОРД.

Специалисты приняли активное участие в разработке законов «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» и др., тем самым создавая правовую базу ОРД и определяя перспективу ее развития. Точкой отсчета этого периода является принятие 13 марта 1992 г. Закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» — первый в современной российской истории нормативный правовой акт высшей юридической силы, открыто регулировавший тайную работу правоохранительных органов и спецслужб России. В этом относительно небольшом по объему законодательном акте сконцентрированы основные унифицированные правила, определяющие оперативно-розыскную деятельность всех без исключения государственных органов, наделенных правом ее осуществлять.

Принятие Закона сыграло огромную положительную роль, так как со вступлением его в силу правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности было переведено в качественно новый режим. Вместе с тем Закон не лишен определенных недостатков, поэтому одна из основных задач в настоящее время — дальнейшее его совершенствование, приведение в соответствие с другими нормативными актами Российской Федерации. В современных условиях, когда в стране формируется правовое и гражданское общество, идут преобразования в различных сферах государственной деятельности, перед оперативно-розыскными аппаратами и теорией оперативно-розыскной деятельности как наукой стоят ответственные задачи.

В 1995 г. для лиц, обучающихся по оперативно-розыскной специализации, была введена учебная дисциплина «Оперативное документирование в сфере борьбы с преступностью».

Одна из актуальных проблем сегодня — развитие общей теории ОРД в русле интеграции научных знаний. Единая теория ОРД на протяжении десятилетий развивалась, прежде всего, как юридическая наука. Отсюда ее тесная связь с другими науками криминального цикла (криминалистикой, уголовным и уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом и т. д.), административным, гражданским, таможенным правом.