Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты оперативно-розыскной деятельности
1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.2. История развития и становления оперативно-розыскной деятельности
Глава 2. Особенности проведения оперативно-розыскной деятельности
2.1. Права и обязанности оперативно-розыскных органов
2.2. Особенности проведения оперативно-розыскной деятельности
3. Принципиально новой и требующей экспериментального опробования представляется постановка вопроса о введении в уголовный процесс фигуры представителя органа, осуществляющего ОРД, который был бы правомочным защищать интересы конфидентов как источников доказательственной информации и отвечал за представление оперативно-розыскных данных следствию и суду.
4. Острейшей остается проблема защиты штатных негласных сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им конфиденциальную помощь. Закон об ОРД по существу лишь декларирует ее, т.к. всесторонне разработанный и отработанный механизм их защиты в российском законодательстве отсутствует. Дополнив перечень оперативно-розыскных мероприятий такими рискованными, как оперативное внедрение, оперативный эксперимент и контролируемая поставка, законодатель не обеспечил надежными правовыми гарантиями их участников, подлежащих государственной защите. Исполнитель негласных мероприятий, связанных с проникновением в антиобщественные структуры, должен иметь право на внешне противозаконные действия в форме не только административных правонарушений, но и преступлений, не представляющих большой общественной опасности, при условии, что он действует в рамках утвержденного и доведенного до него письменного задания.
О реальной возможности освобождения от уголовной ответственности или смягчения наказания он должен быть осведомлен при получении задания. При этом ему разъясняются пределы возможной «криминальной» активности. Накопленный опыт проникновения в криминальную среду показывает, что успех здесь приносит гибкость линии поведения, находящейся на грани крайней необходимости и обоснованного риска.
5. Механизм освобождения от уголовной ответственности участников ОРД должен быть урегулирован в специальном законодательном акте либо путем внесения поправок в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство России. В частности, в Уголовном кодексе РФ следует сформулировать норму о вынужденном причинении вреда правоохраняемым интересам.
Практическая реализация норм об освобождении от уголовной ответственности, предусмотренных ч. 4 ст. 16 и ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД, весьма проблематична. Во-первых, УК РФ не знает института «вынужденного причинения вреда правоохраняемым интересам». Во-вторых, логика законодательных норм такова, что освобождение указанных в них лиц от уголовной ответственности предполагает официальное установление факта негласного содействия или принадлежности к органам, осуществляющим ОРД, что становится достоянием всех участников уголовного процесса.
6. Много нареканий и вопросов вызывает новая редакция ст. 21 Закона об ОРД, посвященная прокурорскому надзору за оперативно-розыскной деятельностью. Предмет прокурорского надзора стал почти всеобъемлющим и, по сути, подменяет ведомственный контроль за ОРД. Это положение усугубляется тем, что согласно новому УПК РФ (п. 11 ч. 2 ст. 37) прокурор уполномочен не только поручать органу дознания производство следственных действий, но и давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, причем безотносительно к находящимся в его (прокурора) производстве уголовным делам.
Сотрудников оперативных подразделений в этой связи больше всего беспокоит опасность расшифровки конфиденциальных источников оперативно-розыскной информации, поскольку новая норма Закона об ОРД предоставляет надзирающему (уполномоченному) прокурору право истребовать от органа, осуществляющего ОРД, не только все дела оперативного учета, но и учетно-регистрационную документацию. И хотя в предмет прокурорского надзора не входят сведения о конфидентах (за исключением случаев их привлечения к уголовной ответственности), ознакомление с делами оперативного учета и указанной документацией может свести на нет право конфидентов сохранять свое имя в тайне.
7. Необходимо установление оптимального соотношения между законодательным регулированием ОРД ОВД и ее регулированием на подзаконном уровне.
8. На основе обобщения практики органов, осуществляющих ОРД, приступить к разработке новой редакции Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» или законопроекта о внесении изменений и дополнений в действующий Закон и другие законодательные акты. Это могут быть Уголовный, Уголовнопроцессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, федеральные законы «О связи», «О почтовой связи», «О банках и банковской деятельности», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О борьбе с терроризмом» и др.
9. В новой редакции Закона об ОРД представляется необходимым дать законодательные определения основных понятий, прежде всего, оперативно-розыскных мероприятий, а также закрепить положения, по возможности исключающие неоднозначное толкование законодательных предписаний и укрепляющие правовую основу ОРД. Специального законодательного толкования требует понятие провокации преступления.
10. Необходимо четкое разграничение полномочий органов государственной власти в сфере административно-правового регулирования ОРД ОВД;
11. С учетом накопленного опыта взаимодействия в сфере оперативно-розыскной деятельности внести коррективы в межведомственные соглашения и нормативноправовые акты, регламентирующие организацию и тактику совместных или согласованных оперативно-розыскных мероприятий.
Таким образом, хотя Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» открыл более широкие возможности использования сил, средств и методов ОРД в борьбе с преступностью, обеспечении безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств, эффективность оперативно-розыскного противодействия криминальным проявлениям во многом сдерживается существенными недостатками нормативно-правового, и, прежде всего законодательного, регулирования ОРД.
Заключение
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Одна из актуальных проблем сегодня — развитие общей теории ОРД в русле интеграции научных знаний. Единая теория ОРД на протяжении десятилетий развивалась, прежде всего, как юридическая наука. Отсюда ее тесная связь с другими науками криминального цикла (криминалистикой, уголовным и уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом и т. д.), административным, гражданским, таможенным правом.
В настоящее время теория оперативно-розыскной деятельности изучается не только в специализированных, но и общегражданских юридических учебных заведениях (факультетах). Это означает признание теории ОРД как необходимой юридической науки, знание которой требуется для грамотного выполнения профессиональных обязанностей юристами всех специализаций.
Особенности проведения оперативно – розыскных мероприятий, заключаются в соблюдении законодательства при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.
Управление в оперативно-розыскной деятельности, как в системе, представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких стадий, таких как: подготовка и принятие решения; организация выполнения решения; регулирования и контроля. Можно еще выделить познавательную функцию оперативно-розыскной информации. Эта функция выражает связь оперативно-розыскной информации с процессом познания в оперативно-розыскной деятельности, который направлен на познание преступления и всего того, что связано с ним.
Рассмотренные функции оперативно-розыскной информации позволяют установить её значение в системе оперативно-розыскной деятельности, а именно: – способствует общению как самих оперативных сотрудников между собой, так и другими субъектами, являющими ее потребителями.
В данной курсовой работе мы рассмотрели проблемы при проведении оперативно – розыскных мероприятий и предложили мероприятия, которые могут решить данные проблемы.
Список литературы
Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О внешней разведке». //СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143; 2000, № 46. Ст. 4537.
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изм. и доп. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) //"Российская газета" от 18 августа 1995 г.
Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) //"Российская газета" от 12 апреля 1995 г.
Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно–розыскной деятельности: учеб. пособие. – 3–е изд., испр. и доп. – Саратов: Саратовский социально–экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 296 с.
Бессчасный С., Малюков В. Опротестование незаконных судебных решений о даче разрешений органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на проведение в отношении граждан оперативно-розыскных мероприятий // Законность. 2015. № 9. С.11.
Горбухов В.А. Оперативно–розыскная деятельность: конспект лекций – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 176 с.
Горяинов К.К. Теория оперативно–розыскной деятельности (3–е изд.). – М.: Норма, 2017. – 772 с.
Игнащенков Ю.Ю., Сальников В.П. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке. Монография. — М., 2015. 400 с.
Кирюшкина Н.О. и др. Новые фантомы и оперативно-розыскной деятельности: оперативно-розыскная характеристика и оперативно-розыскной кодекс / Юридическая наука: история и современность. 2013. № 9. С. 94–101.
Луговик В.Ф. Оперативно-розыскное законодательство и перспективы его совершенствования // Оперативно-розыскное право: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.В. Павличенко. Волгоград: ВА МВД России, 2013. С. 86.
Пахунов А.М. и др. Организация прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Российский следователь. 2012. № 9. С. 37–40.
Сальников В.П. и др. Вненаучное зна ние в оперативно-розыскной деятельности // Правовое поле современной экономики. 2013. № 10. С. 193–199.
Сальников В.П. и др. Философия. Философия права. Юридическая наука. Монография. — М. 2015. 264 с.
Черняк Е.Б. Пять столетий тарретной дипломатии и разведки. 5-е изд., доп. - М., 1991
Шаваев А.Г., Пекарев С. В. Разведка и контрразведка. Фрагменты мирового опыта и теории. — М.: БДЦпресс, 2003
http://base.garant.ru/12136633/
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132847/
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43224/
-
Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О внешней разведке». //СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143; 2000, № 46. Ст. 4537. ↑
-
Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) //"Российская газета" от 12 апреля 1995 г. ↑
-
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изм. и доп. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) //"Российская газета" от 18 августа 1995 г. ↑
-
Игнащенков Ю.Ю., Сальников В.П. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке. Монография. — М., 2015. 400 с. ↑
-
Пахунов А.М. и др. Организация прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Российский следователь. 2012. № 9. С. 37–40. ↑
-
Сальников В.П. и др. Вненаучное зна ние в оперативно-розыскной деятельности // Правовое поле современной экономики. 2013. № 10. С. 193–199. ↑
-
Кирюшкина Н.О. и др. Новые фантомы и оперативно-розыскной деятельности: оперативно-розыскная характеристика и оперативно-розыскной кодекс / Юридическая наука: история и современность. 2013. № 9. С. 94–101. ↑
-
Сальников В.П. и др. Философия. Философия права. Юридическая наука. Монография. — М. 2015. 264 с. ↑
-
Шаваев А.Г., Пекарев С. В. Разведка и контрразведка. Фрагменты мирового опыта и теории. — М.: БДЦпресс, 2003 ↑
-
Черняк Е.Б. Пять столетий тарретной дипломатии и разведки. 5-е изд., доп. - М., 1991 ↑
-
Бессчасный С., Малюков В. Опротестование незаконных судебных решений о даче разрешений органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на проведение в отношении граждан оперативно-розыскных мероприятий // Законность. 2015. № 9. С.11. ↑
-
Луговик В.Ф. Оперативно-розыскное законодательство и перспективы его совершенствования // Оперативно-розыскное право: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.В. Павличенко. Волгоград: ВА МВД России, 2013. С. 86. ↑
-
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132847/ ↑
-
http://base.garant.ru/12136633/ ↑
-
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43224/ ↑
-
Федеральный закон от 12.08.1995 № 144–ФЗ «Об оперативно– розыскной деятельности» (ред. от 06.07.2016 N 374–ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 14.08.1995. – N 33, ст. 3349; 11.07.2016. – N 28, ст. 4558. ↑
-
Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно–розыскной деятельности: учеб. пособие. – 3–е изд., испр. и доп. – Саратов: Саратовский социально–экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 296 с. ↑
-
Горбухов В.А. Оперативно–розыскная деятельность: конспект лекций – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 176 с. ↑
-
Горяинов К.К. Теория оперативно–розыскной деятельности (3–е изд.). – М.: Норма, 2017. – 772 с. ↑