Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (ОРД).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время теория оперативно-розыскной деятельности изучается не только в специализированных, но и общегражданских юридических учебных заведениях (факультетах). Это означает признание теории ОРД как необходимой юридической науки, знание которой требуется для грамотного выполнения профессиональных обязанностей юристами всех специализаций. В течение последних лет ряд известных ученых (Г. К. Синилов, А. А. Чувилев, А. Ю. Шумилов и др.) высказывают мнение, что на современном этапе теории ОРД систематизация норм права, сведение их в единую отраслевую систему позволит сформировать новую отрасль научных знаний о праве (условно ее называют «уголовно-розыскным правом») и решить вопрос о характере правовых отношений, возникающих в данной отрасли. Создание такой отрасли права сыграет положительную роль для решения одной из важнейших задач, стоящих перед современным обществом, — борьбы с преступностью.

Глава 2. Особенности проведения оперативно-розыскной деятельности

2.1. Права и обязанности оперативно-розыскных органов

Статья 14 № 144-ФЗ «Об ОРД» содержит перечень обязанностей оперативно-розыскных органов:

• принимать меры, в пределах своих полномочий, по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а так же по обеспечению безопасности общества и государства; Оперативно-розыскные органы носят правоохранительный характер, а это значит, что они обязаны, как и все правоохранительные органы соблюдать права и свободы человека, указанные в Конституции РФ. При этом с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указывает о том, что права и свободы человека могут быть ограничены, если это необходимо, например, для защиты других лиц, их прав и интересов, а так же защиты безопасности государства, при этом данные ограничения должны носить лояльный характер, быть адекватными и справедливыми.

• исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству; Согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ, органы дознания, следователь, прокурор и суд имеют право поручать оперативно-розыскным органам проведение ОРД (ст. 157, 163, 164 и др.).


В ст. 21 УПК РФ указано, что поручения данных органов исполнительной власти обязательны для исполнения лицами, получившими данные запросы и поручения. Следовательно, оперативно-розыскные органы также обязаны исполнять полученные поручения в пределах своих полномочий. Отдельные следственные действия практически не могут быть проведены без участия оперативных подразделений, например прослушивание и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ).

• выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств; Российская Федерация участвует во многих международных договорах о сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений, содержащих нормы о применении методов расследования, которые прямо или косвенно относятся к ОРД, поэтому в международных договорах и российских нормативно-правовых актах предусмотрено проведение ОРД на основании международных запросов правоохранительных органов.

Данные запросы, согласно ст. 7 № 144-ФЗ «Об ОРД», являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, поэтому их исполнение является обязанностью оперативно-розыскных органов. Все запросы должны быть направлены в письменном виде, за исключением обстоятельств, при которых информация может быть передана устным путем, с дальнейшим подтверждением в письменной форме. Требования к составлению и отправке запросов указаны в различных конвенциях и соглашениях, участниками которых является РФ.

• информировать другие ОРО на территории РФ о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь; Обмен информацией является неотъемлемой частью межведомственного взаимодействия оперативно-розыскных органов. Так без помощи ФСБ, их 33 технических средств и сил, а так же ОВД и ФСКН невозможно проводить прослушивание телефонных переговоров, контролировать почтовые отправления, телеграфные и иные сообщения.

Механизмы такого взаимодействия раскрыты, например, в межведомственной Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов РФ при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России, утвержденной совместным приказом Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ГТК РФ от 25 ноября 1997г. № 69/777/425/700[13]. Данные механизмы являются универсальными и пригодны для всех видов преступлений.


• соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД; Основой ОРД является конспирация, использование гласных и негласных методов проведения оперативно-розыскных мероприятий, а так же сохранения в тайне самого факта проведения оперативно-розыскных мероприятий и информации о лицах внедренных в организованные преступные группировки.

Благодаря конспирации происходит обеспечение эффективности ОРД, безопасности участников оперативно-розыскных мероприятий, а так же лиц, сотрудничающих с оперативно-розыскными органами. Законодательно правила по соблюдению конспирации нигде не закреплены, они основываются на опыте и многолетней практики сотрудников оперативно-розыскных органов и включают в себя комплекс методов и средств, позволяющих обеспечить сохранение в тайне фактов проведения оперативно-розыскных мероприятий.

• содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств. Положения ст. 14 № 144-ФЗ «Об ОРД» пересекаются с положениями Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"[14].

Основанием для применения мер безопасности является письменное заявление лица, либо его согласие, выраженное в письменной форме. При проведении оперативно-розыскных мероприятий можно установить факт угрозы жизни защищаемого лица, либо его собственности, что в дальнейшем может обеспечить его безопасность. Если же факт нанесения вреда уже установлен, то необходимо предпринять меры социальной поддержки в качестве компенсации за причиненный ущерб. В процессе обеспечения мер безопасности возможно и выявление преступлений, связанных с разглашением сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в законе лиц (ст. 311 УК РФ).

Согласно ст. 15 № 144-ФЗ «Об ОРД» при решении задач оперативно-розыскные органы имеют право:

• проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;


Как уже отмечалось, проведение оперативно-розыскных мероприятий может быть как гласным, так и негласным. Суть гласного состоит в том, что факт проведения оперативно-розыскных мероприятий не подлежит скрытию, а негласного, наоборот, в скрытии данного факта. Так же существуют зашифрованные оперативно-розыскные мероприятия, их суть в сокрытии истинной цели проведения данных мероприятий или ведомственной принадлежности субъектов. При проведении оперативно-розыскных мероприятий оперативно-розыскные органы вправе изымать предметы, материалы и сообщения, имеющие непосредственное отношение к преступлению.

Изъятие позволяет обеспечить их сохранность, проводит исследования, предупреждать преступления и документировать преступные действия. Изъятие может быть как частью проведения оперативно-розыскных мероприятий, так и его результатом. Оно носит временный характер и изъятые предметы и материалы не могут быть передано в собственность государства, за исключением принятия такового решения судом.

Предметы изъятия – это материальные объекты, необходимые для решения определенных задач ОРД и являющиеся вещественным доказательством. К ним относятся и электронные носители информации, необходимой для проведения ОРМ и судопроизводства. Положения ст. 15 № 144-ФЗ «Об ОРД», относящиеся к сфере связи, необходимо рассматривать в одном блоке с нормами Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"[15] и Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" , а также Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221, Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005г. № 110, Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, утвержденного приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 9июля 2004г. № 1.

В соответствии со ст. 64 N 126-ФЗ «О связи» операторы связи обязаны оказывать в установленных законодательством случаях и порядке содействие правоохранительным органам при проведении ОРМ. Это положение продублировано в ст. 47 Правил оказания услуг почтовой связи. Кроме того, Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи в ст. 4 включает в данный вид надзора выполнение операторами связи требований по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий.

Указанные нормы распространяются и на процедуру изъятия предметов, материалов и сообщений, а также прерывания предоставления услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. N 126-ФЗ «О связи» содержит положение, в соответствии с которым лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае выявления нарушений, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью человека, а также обеспечению нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка (подл. 1 п. 1 ст. 37). N 176-ФЗ «О почтовой связи» в ст. 22 определяет ограничения в пересылке по сети почтовой связи предметов и веществ.


Оперативно-розыскные органы вправе изымать предметы, материалы и сообщения, содержащиеся в почтовых отправлениях, а также прерывать услуги связи во взаимодействии с их операторами и территориальными органами по надзору в сфере связи, в тех случаях, когда существует непосредственная угроза жизни лица, либо государственная, военная, экономическая или экологическая угроза безопасности РФ. Это позволяет предотвращать преступления и воспрепятствует их совершению, тем самым не позволяя передать информацию необходимую для совершения того или иного преступления.

• устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с конфидентами; Данное право позволяет осуществлять сотрудничество с гражданами, имеющими необходимую информацию для ОРД, а так же изъявившими собственное желание оказать содействие оперативно-розыскным органам на конфиденциальной основе.

• использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц; Суть данного права в том, что оперативно-розыскные органы могут использовать помещения, транспортные средства и иное имущество транспортных средств для конспирации при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Например, может проводиться наблюдение за объектом из помещения или здания, внедрение лица в преступную группировку, проведение засады с дальнейшим задержанием преступника, оперативный эксперимент и прочие меры конспиративного проведения оперативно-розыскных мероприятий.

• использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств ОРО, а также личность конфидентов;

Основа ОРД – разведывательные методы, которые требуют тщательной конспирации ее субъектов. Поэтому необходимо зашифровывать личности должностных лиц и граждан, оказывающих содействие проведению оперативно-розыскных мероприятий, а также ведомственную принадлежность и транспортные средства, принадлежащие оперативно-розыскным органам.

• создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач ОРД.