Файл: Повышение эффективности управления образовательными учреждениями с целью повышения качества общего образования, ГОУ СОШ № г. Самары.pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством образовательных услуг
1.1. Понятие качества образовательных услуг
1.2. Содержание управления качеством образовательных услуг
Глава 2. Анализ управления ГОУ СОШ № 6 г. Самары
2.1. Общая характеристика ГОУ СОШ №6
2.2. Оценка эффективности управления качеством образовательных услуг в ГОУ СОШ №6
Глава 3. Пути совершенствования управления качеством образовательных услуг в ГОУ СОШ № г. Самары
Среди основных негативных фактов при исследовании качества образовательных услуг в школе выделены:
1) понижение качества обученности учеников II уровня обучения. В течении учебного года выявлены проблемы с усвоением образовательной программы учащимися отдельных классов. Причины низкой успеваемости: низкий уровень стартовых учебных способностей учеников, трудности в усвоении образовательной программы;
2) количество детей, занимающихся в «основной» физкультурной группе, постепенно уменьшается, а «подготовительная» группа увеличивается;
3) проблемным моментом в жизни школы родители (57 %) считают организацию питания.
Глава 3. Пути совершенствования управления качеством образовательных услуг в ГОУ СОШ № г. Самары
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в сфере образования, важнейшим из которых является повышение качества образования. В современных условиях требуются системные изменения в содержании образовательной деятельности ГОУ СОШ № 6 и управления ею. Проведенное исследование показало, что по итогам 2016-2017 учебного года в школе снизились результаты обучения. Существующие в настоящее время в образовательном учреждении подходы к организации и управлению мониторингом качества образования не дают желаемых результатов.
Таким образом, в результате анализа ситуации выявляется противоречие между государственным заказом общества на создание условий для повышения качества образования в школе и отсутствием в настоящее время в школе действенной системы, позволяющей объективно отслеживать качество образования, своевременно осуществлять корректировку и прогнозирование развития образовательного учреждения. Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений.
Качество обучения учащихся в ГОУ СОШ № 6 может быть повышено, если будут обеспечены соответствующие педагогические условия:
- создание педагогической системы, ориентированной на достижение высокого качества обучения;
- развитие у обучающихся положительной мотивации к обучению на повышенном уровне, к постоянному повышению качества своего обучения;
- осуществление взаимосвязи обучения учащихся с воспитанием и развитием;
- применение личностно ориентированных педагогических технологий, предусматривающих субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы;
- создание комфортной психологической атмосферы, благоприятной для обучения.
Таким образом, в ГОУ СОШ № 6 необходимо разработать и внедрить систему управления качеством образования, способствующую инновационному развитию его образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства.
Основная идея проекта заключается в организации школьной системы управления качеством образования (ШС УКО) через распределение функций и делегирование полномочий различным структурам образовательного учреждения в вопросах обеспечения и совершенствования качества образовательной деятельности, в определении новой индивидуальной стратегической линии работы руководителя и педагогического коллектива школы, которая позволит решить приоритетную образовательную задачу: повышения качества образования и уровня образовательных результатов.
Задачи:
1) выявление факторов, влияющих на качество образования и принятие обоснованных управленческих решений;
2) формирование и развитие потребности общественности в участии в управлении образовательным учреждением, активное вовлечение органов самоуправления в управление качеством образования;
3) повышение профессиональной компетенции педагогических кадров как необходимого условия обеспечения современного качества образования;
4) создание единой системы диагностики и контроля качества образования, качества преподавания, соответствия условий организации образовательного процесса нормативным требованиям и социальным ожиданиям.
В таблице 3 представлен комплекс мероприятий по повышению качества образования.
Таблица 3
Комплекс мероприятий по повышению качества образования
Этапы программы |
Компоненты совместной деятельности |
Содержание компонентов деятельности |
1 |
2 |
3 |
1 этап. Аналитико-проектный. |
Разработка программы |
1. Анализ социального заказа школе (анкетирование родителей, учащихся). 2. Постановка целей и задач. 3. Разработка мероприятий по выполнению программы, обоснование их актуальности, прогнозирование результатов. |
Создание условий, |
1. Изучение опыта в области построения и применения систем мониторинговых исследований в образовательных 2. Изучение действующих законодательных актов, программ, положений по проблеме оценки качества образования. 3. Кадровое обеспечение реализации программы. 4. Овладение методами изучения личности ребенка, выявление потенциала учащихся и педагогов. |
|
2 этап. Основной. Сентябрь 2018 г.- сентябрь 2020 г. |
Работа по реализации |
1. Реализация программы повышения качества образования в школе. 2. Педагогический совет «Каковы причины неуспеваемости и потери у детей интереса к учению. Кто виноват и что делать?» З. Определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования. |
Работа по изучению |
1. Выявление способностей учащихся начальной и основной школы. 2. Диагностика профессиональной ориентации обучающихся 10-11 классов. 3. Круглый стол «Учебное занятие глазами учителя, ученика и родителя». |
|
Развитие творческих и |
1. Работа с одаренными учащимися о подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня. 2. Расширение списка предметных, репетиционных, прикладных элективов, факультативов, организация проведения 3. Привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях в школе, на базе |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
Развитие творческого и интеллектуального |
1. Разработка мониторинга повышения 2. Организация методического сервиса 3. Разработка проекта реорганизации методической службы школы, сделать упор на повышение профессиональной компетентности педагогов через включение в |
|
3 этап. Обобщающий. |
Анализ деятельности Оформление результатов. |
1 .Обобщение результатов работы, соотношение с поставленными целями и задачами. 2. Создание информационного банка о теме «Мониторинг качества образования |
Таким образом, предлагается реализация концептуальной модели школьной системы управления качеством образовательных услуг (рис. 4).
Рисунок 4. Концептуальная модель школьной системы управления качеством образовательных услуг
Ожидаемые результаты реализации предлагаемых рекомендаций:
- повышение квалификации педагогических работников;
- положительная динамика качественных показателей обучения;
- повышение количества обучающихся, занимающихся научно-исследовательской работой;
- снижение сезонной заболеваемости учащихся и учителей, недопущение перегрузок обучающихся и педагогов за счет внедрения новых здоровьесберегающих технологий;
- создание системы мониторинга качества образования и воспитания;
- создание современной информационно-образовательной среды;
- внедрение инновационных проектов: «Школа — наш общий дом», «Земля у нас одна», «Школа — территория здоровья»; публикации (в том числе на сайте школы) материалов о промежуточных и итоговых результатах реализации программы повышения качества образовательного процесса.
Выводы по главе 3
Существующие в настоящее время в образовательном учреждении подходы к организации и управлению мониторингом качества образования не дают желаемых результатов.
Качество обучения учащихся в ГУ СОШ № 6 может быть повышено, если будут обеспечены соответствующие педагогические условия:
- создание педагогической системы, ориентированной на достижение высокого качества обучения;
- развитие у обучающихся положительной мотивации к обучению на повышенном уровне, к постоянному повышению качества своего обучения;
- осуществление взаимосвязи обучения учащихся с воспитанием и развитием;
- применение личностно ориентированных педагогических технологий, предусматривающих субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы;
- создание комфортной психологической атмосферы, благоприятной для обучения.
В связи с этим для ГУС ОШ № 6 разработана система управления качеством образования. Основная идея проекта заключается в организации школьной системы управления качеством образования (ШС УКО) через распределение функций и делегирование полномочий различным структурам образовательного учреждения в вопросах обеспечения и совершенствования качества образовательной деятельности, в определении новой индивидуальной стратегической линии работы руководителя и педагогического коллектива школы, которая позволит решить приоритетную образовательную задачу: повышения качества образования и уровня образовательных результатов.
Ожидаемые результаты реализации предлагаемых рекомендаций:
- повышение квалификации педагогических работников;
- положительная динамика качественных показателей обучения;
- повышение количества обучающихся, занимающихся научно-исследовательской работой;
- снижение сезонной заболеваемости учащихся и учителей, недопущение перегрузок обучающихся и педагогов за счет внедрения новых здоровьесберегающих технологий;
- создание системы мониторинга качества образования и воспитания;
- создание современной информационно-образовательной среды;
- внедрение инновационных проектов: «Школа — наш общий дом», «Земля у нас одна», «Школа — территория здоровья»; публикации (в том числе на сайте школы) материалов о промежуточных и итоговых результатах реализации программы повышения качества образовательного процесса.
Реализация предлагаемых мероприятий должна привести к достижению качества образования, адекватного запросам современного общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся социально-экономическим условиям.
Заключение
Качественные образовательные услуги – это услуги образовательной организации, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, направленные на удовлетворение образовательных потребностей и интересов участников образовательных отношений, достижение которых измеряется планируемыми образовательными результатами обучающихся.
Качество образовательной услуги как индивидуализированного действия определяется как совокупность ее потребительских свойств, наиболее полно соответствующих запросам человека и наиболее полно их удовлетворяющей. Качество образовательной услуги, в силу отсроченности результатов образования, не является четко фиксированной характеристикой. Оно складывается из двух составляющих – качества обучения и качества (результата) образования. В определении особо подчеркивается уровень достижения современных образовательных результатов. А это значит, что общеобразовательная организация должна заботиться о качестве предоставляемых образовательных услуг, которое возможно только при условии комплексной (интегративной) оценки качества образования.
Позиции теоретиков и практиков по вопросу качества образования позволяют сделать вывод о том, что для него невозможно ввести одно универсальное определение, а окончательной, застывшей формулировки качества образования вообще не может быть. Качество образовательных услуг, являясь неотъемлемой частью качества образования в целом, ориентировано, прежде всего, на качество обучения. Таким образом качество образовательных услуг, как важнейший показатель результативности образовательной деятельности, должно наиболее полно удовлетворять запросы образовательных потребностей обучающихся, с учетом экономического аспекта: состояния материально-технической базы, учебно-методического, информационно-технологического обеспечения.
Образовательная организация, как основной исполнитель образовательной услуги, в соответствии с нормативными документами, должна наиболее полно удовлетворять запросы обучающегося в качественном обучении, то есть удовлетворять их образовательные потребности. При этом необходимо учитывать экономический аспект предоставления образовательной услуги, как важнейшего показателя результативности образовательной деятельности, с учетом экономического аспекта: состоянии материально-технической базы, учебно-методическое, информационно-технологическое обеспечение.
Поэтому, когда речь идет о качестве предоставления образовательной услуги, ориентировка на качество обучения, как неотъемлемой части качества образования в целом, является наиболее приоритетной задачей для общеобразовательной организации с учетом экономических параметров по обеспечению образовательного процесса.
Средняя образовательная школа № 6 г. Самара является государственным учреждением.