Файл: Повышение эффективности управления образовательными учреждениями с целью повышения качества общего образования, ГОУ СОШ № г. Самары.pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством образовательных услуг
1.1. Понятие качества образовательных услуг
1.2. Содержание управления качеством образовательных услуг
Глава 2. Анализ управления ГОУ СОШ № 6 г. Самары
2.1. Общая характеристика ГОУ СОШ №6
2.2. Оценка эффективности управления качеством образовательных услуг в ГОУ СОШ №6
Глава 3. Пути совершенствования управления качеством образовательных услуг в ГОУ СОШ № г. Самары
Введение
Актуальность. Современная образовательная политика государства, выраженная в различных инновационных проектах и программах развития сферы образовательных услуг средней школы, преследует главную цель – повышение качества услуг, предоставляемых современной школой. Однако, говоря о государственном управлении качеством образовательных услуг, мы наталкиваемся на существенную трудность, связанную с отсутствием однозначного понимания данной категории в ее образовательном контексте.
Очевидно, что все принципы управления качеством, установленные государством для иных отраслей хозяйства сохраняются и для управления качеством образования. Это означает, что образовательные потребности населения могут меняться в течение времени и в соответствии с той социально - экономической обстановкой, которая складывается в стране, тогда как принципы государственного управления, ориентированные на создание благоприятных социальных, экономических и иных условий, необходимых для достижения нужных государству и обществу образовательных результатов, остаются неизменными.
Соответствие системы образования требованиям социально-экономического и интеллектуального развития государства предполагает формирование современной системы управления качеством образовательных услуг.
Цель работы – исследование управления в ГОУ СОШ № 6 Самары в целях повышения качества услуг и разработка рекомендаций по совершенствованию этого процесса.
Задачи работы обусловлены ее целью:
- исследовать понятие качества образовательных услуг;
- рассмотреть содержание и методы управления качеством образовательных услуг;
- представить общую характеристику ГОУ СОШ № 6 г. Самары;
- дать оценку эффективности управления качеством образовательных услуг в ГОС СОШ № 6;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления качество образовательных услуг.
Объектом исследования является ГОУ СОШ № 6 г. Самара.
Предметом исследования является управление образовательным учреждением в целях повышения качества образовательных услуг.
Теоретической и методологической основой проведенных исследований стали научные концепции и теоретические разработки учёных в области менеджмента в образовании, педагогики. В процессе исследований применялись такие методы: теоретического обобщения и сравнения – для уточнения научных понятий, касающихся проблем управления качеством образования; статистический анализ – для изучения, группировки, сравнения, оценки и интерпретации фактических данных об образовательном процессе в ГОУ СОШ № 6; системный подход к анализу показателей характеристик деятельности ГОС СОШ № 6, используемых для оценки качества образовательных услуг и др.
Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные акты РФ, касающиеся вопросов государственного регулирования деятельности образовательных учреждений, а также данные ГОУ СОШ № 6.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством образовательных услуг
1.1. Понятие качества образовательных услуг
Значение системы образования в социальном и экономическом развитии общества, а также повышение благосостояния его граждан, трудно переоценить. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание[1].
Все больше в педагогическом сообществе обсуждается вопрос о качестве образования: о показателях и значении качества образования, о методическом, информационном и финансовом обеспечении и сопровождении при определении уровня качества образования, о системе оценки качества образования на различных уровнях[2].
Смысловое содержание понятия «качество образования» в сфере образования сформулировано в Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации»[3] как «комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося, в которой качество подготовки выпускников образовательной организации должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), потребностям физического или юридического лица и уровню достижения планируемых результатов образовательной программы»[4].
По нашему мнению, из представленных нормативных формулировок понятий явно прослеживается три основных аспекта.
Первое, в двух определениях говорится об уровнях подготовки выпускника и достижения им планируемых результатов образовательной программы, и главное о процессе обучения и воспитания.
Второе, в этих понятиях сделан акцент на потребности и интересы физического или юридического лица, что говорит об оперировании экономических категорий, связанных с предоставлением образовательных услуг. Поэтому возникает вопрос о качестве той или иной услуги и качестве образования в целом. Как правило, под качеством образования подразумевают, качество результатов обучения, не акцентируя внимания на качество образования как отрасли экономики и другим категориальным аспектам. Современная позиция образования требует комплексного изучения проблем его качества. В. Н. Пугач не отрывал качество образования от составляющих образовательного процесса, подчеркивая факт детального исследования качества как с позиции материального производства, так и с позиции оказания нематериальных услуг[5].
Третье, и потребности, и процесс не возможен без отношений в сфере образования между участниками образовательных отношений, которые представляют собой совокупность общественных отношений, целью которых, с одной стороны, является освоение обучающимися содержания образовательных программ, с другой – создание условий для реализации прав граждан на образование. В данном контексте участниками отношений в сфере образования являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения[6].
Структурное регулирование отношений в сфере образовательных услуг с учетом современной рыночной терминологии можно представить в виде схемы.
Схема регулирования отношений в сфере образовательных услуг представлена на рисунке 1.
Анализируя данную схему, мы видим, что образовательные услуги как образовательная деятельность общеобразовательной организации делится на две части: первая – «социальные» образовательные услуги (они бесплатны, обязательны для получения), а вторая часть – это возмездные образовательные услуги.
Рисунок 1. Схема регулирования отношений
в сфере образовательных услуг
Качественные образовательные услуги – это услуги образовательной организации, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, направленные на удовлетворение образовательных потребностей и интересов участников образовательных отношений, достижение которых измеряется планируемыми образовательными результатами обучающихся[7].
Качество образовательной услуги как индивидуализированного действия определяется как совокупность ее потребительских свойств, наиболее полно соответствующих запросам человека и наиболее полно их удовлетворяющей. Качество образовательной услуги, в силу отсроченности результатов образования, не является четко фиксированной характеристикой[8]. Оно складывается из двух составляющих – качества обучения и качества (результата) образования. В определении особо подчеркивается уровень достижения современных образовательных результатов. А это значит, что общеобразовательная организация должна заботиться о качестве предоставляемых образовательных услуг, которое возможно только при условии комплексной (интегративной) оценки качества образования[9].
Таким образом, говоря об образовательной услуге, необходимо иметь измерители (оценочные процедуры, инструменты, показатели, индикаторы, требования) качества предоставляемой общеобразовательной организацией услуги.
1.2. Содержание управления качеством образовательных услуг
Поиск концептуальных оснований и механизмов модернизации национальных систем оценки качества высшего образования, в целом, и педагогического образования актуализировался в связи с вхождением в последние десятилетия в единое Европейское пространство высшего образования России путем присоединения к Болонскому процессу[10].
Основными задачами системы оценки качества образования в Казахстане являются: осуществление институционального оценивания качества образования на всех его уровнях; осуществление внешней оценки учебных достижений обучающихся на всех уровнях образования; проведение оценки деятельности учителей и преподавателей; совершенствование процесса преподавания и обучения; проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг организаций образования, поддержание устойчивого развития образовательной системы; получение объективной информации о состоянии системы образования, необходимой для обеспечения конституционных прав граждан страны на качественное образование; информирование общества для достижения прозрачности; обеспечение преемственности результатов оценки между ступенями непрерывной системы образования; сопоставительный мониторинг учебных достижений обучающихся в рамках международных исследований для сравнения национальных государственных общеобязательных стандартов образования с международными.
Можно выделить ряд проблем, решение которых обеспечит модернизацию и гармоничное развитие системы образования в контексте мировых тенденций. В их числе несовершенство контрольно-измерительных материалов; субъективность и недостоверность оценочных данных в связи с большим количеством лиц, заинтересованных в получении высоких результатов обучающихся; отсутствие механизмов, позволяющих в ходе итоговой аттестации в организациях технического и профессионального образования объективно оценить результаты обучения; низкая информированость будущих работодателей о реальных компетенциях выпускников (оценка потенциального успешного трудоустройства выпускников); отсутствие квалифицированных кадров в области разработки контрольно-измерительных материалов и оценки качества образования, способных профессионально оценивать, анализировать и интерпретировать маркетинговые и мониторинговые исследования; отсутствие механизмов комплексного анализа результатов по итогам внешней и внутренней оценки качества образования для совершенствования образовательного процесса; недостаточно развитый институт общественного регулирования в системе обеспечения качества всех уровней образования; отсутствие систематического мониторинга образовательных результатов и социальных эффектов на национальном и региональном уровнях; отсутствие единой системы мониторинга образования в виде информационной базы управления и прогнозирования путей развития[11].
Каждое образовательное учреждение или образовательная организация, должны прежде всего выстроить политику качества как систему, а система будет состоять – из формулировки миссии, стратегии действий, основных задач, назначений и выделений процессов и уполномоченных по качеству в образовательном учреждении, созданию отдела качества образования, и наконец, будет включать мониторинг учебного процесса. В этой связи выстраивание системы – это, пожалуй, главная забота руководителя образовательного учреждения[12].
Элементами системы управления качеством в образовательном учреждении являются:
- разработка миссии видения и формулировка основных ценностей;
- разработка стратегического плана развития образовательного учреждения;
- разработка многоуровневой и взаимосвязанной системы планирования и контроля деятельности, включающей стратегический план развития;
- разработку и внедрение системы регулярного анализа качества образовательных услуг со стороны руководства;
- разработку системы регулярного обмена информацией с персоналом образовательного учреждения по вопросам;
- требования потребителей рынка образовательных и научно-исследовательских услуг;
- доведение до сведения персонала его ответственности и полномочий, актуальности и важности его деятельности;
- вклад персонала в достижение целей в области качества функционирования и результативности;
- изменение требований к предоставляемым услугам[13].