Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Понятие финансовой политики в РФ).pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
Под финансовой политикой государства понимается совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и эффективное использование для выполнения государством своих функций. Финансовая политика включает комплекс целенаправленных действий властных структур по использованию финансов.
Содержанием финансовой политики являются:
- диагностика текущего состояния и происходящих изменений в финансовой системе;
- обоснование и формирование стратегии, целей и задач развития финансов;
- тактика, способы и инструменты достижения установленных целей государственных финансов. [12, с. 101]
Финансовая политика реализуется через бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, инвестиционную, таможенную, инновационную, научно/техническую политику.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных проблем в финансовой сфере. Финансовая тактика - это методы решения финансовых задач по важнейшим направлениям финансовой стратегии.
Финансовая политика должна способствовать решению основных проблем, стоящих перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, она направлена на регулирование экономических и социальных процессов посредством финансовых рычагов. Финансовая политика ориентирована на стимулирование передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики, урегулирование отношений с мировой финансовой системой.
Основными задачами финансовой политики в РФ являются:
- обеспечение условий для формирования оптимальных объемов и структуры финансовых ресурсов;
- обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях;
- рациональное распределение финансовых ресурсов с учетом степени приоритетности различных социально/экономических сфер;
- создание и совершенствование механизма финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
- создание эффективной системы государственного управления финансами.
Финансовая политика имеет специфический характер в каждой конкретной сфере регулирования финансовых отношений. Соответственно различают следующие виды финансовой политики: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, таможенная, инвестиционная, политика в области международных финансов и др.
Финансовая политика разрабатывается совместными усилиями ряда государственных институтов. Приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Федеральное собрание рассматривает и утверждает основные положения в области финансовой политики. Органы исполнительной власти ответственны за реализацию финансовой политики государства.
Финансовая политика представляет собой комплексное понятие, состоящее из трех структурных элементов:
- разработки концепции финансовой политики, т. е. определения основных целей и задач государства в сфере управления финансами;
- создания финансового механизма реализации финансовой политики;
- управления финансовой деятельностью, заключающегося в регулировании финансовых отношений, в определении источников и направлений использования финансовых ресурсов государства.
1.3 Структура финансовой политики
В структуре финансовой политики особая роль принадлежит финансовому механизму, представляющему систему установленных государством способов, методов, инструментов и рычагов воздействия на экономические и социальные процессы. Эти элементы финансового механизма используются при распределении и перераспределении финансовых ресурсов.
К числу конкретных элементов финансового механизма относятся методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т. д. Все элементы финансового механизма можно разграничить на две группы в зависимости от способа их воздействия на финансовые отношения:
- финансовое обеспечение, которое может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования;
- финансовое регулирование, заключающееся в регламентации (через налоги, платежи, отчисления) распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности, например налоговый метод, платежи, отчисления. [5, с. 261]
По своим технологическим особенностям элементы финансового механизма подразделяются на ряд групп:
- создание условий и предпосылок регулирования финансовой системы;
- правовая регламентация финансовых отношений;
- методы финансового прогнозирования и планирования;
- порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
- организация бюджетной системы;
- организация рынка ценных бумаг;
- государственный финансовый контроль;
- государственное регулирование финансов предприятий;
- прочие элементы финансового механизма.
Финансовая система имеет сложную многоуровневую структуру и подразделяется на отдельные подсистемы. В составе финансовой системы присутствуют централизованные финансы - государственные финансы, муниципальные финансы и децентрализованные финансы.
- Государственные и муниципальные финансы представлены: федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, муниципальными бюджетами и внебюджетными фондами.
- Основу финансовой системы составляют централизованные финансы, где формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.
- Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Децентрализованные финансы - это денежные средства хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств.
Финансовая политика имеет определенные ориентиры во времени и в пространстве. Существенные изменения в сферах хозяйственной, социальной и политической жизни общества всегда сопровождаются наиболее результативным при использовании методов контроллинга соответствующей трансформацией финансовой политики. В условиях значительной территориальной дифференциации социально-экономической ситуации также требуется адаптация финансовой политики к конкретным местным условиям.
В частности, стоит задача привлечения частного капитала для софинансирования этой программы. Должна быть разработана специальная система мер налоговой и таможенно-тарифной политики, стимулирующая привлечение инвестиций в эти регионы.
1.4 Содержание и цели финансовой политики
Сущность политики выражают отношения между социальными группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.
Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности. По выбранному критерию различают политику: внешнюю и внутреннюю; экономическую, социальную, национальную, военную, культурную; местную, региональную, общегосударственную, международную, мировую (глобальную); стратегическую (долгосрочную) и тактическую (текущую).
Составной частью экономической политики является финансовая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.
Финансовая политика – деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.
Главная цель финансовой политики – увеличение объёма финансовых ресурсов на базе экономического роста, наращивания государственных финансов для более полного удовлетворения общественных потребностей.
Содержание финансовой политики многогранно и может быть представлено как единство трёх составных частей:
- выработка научно обоснованных концепций развития финансов;
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. [12, с. 119]
Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Требования к формированию финансовой политики.
- Учёт конкретных исторических условий и особенностей момента. Это означает, что финансовая политика должна исходить из потребностей развития общества на данном этапе, учитывать особенности внешней и внутренней обстановки, учитывать возможности государства.
- Научный подход к выработке финансовой политики. Знание и учёт всех факторов, влияющих на общественное развитие, соответствие объективным законам экономики, знание и учёт выводов теории финансов и т.п.
- Комплексный подход к выработке и проведению финансовой политики. С одной стороны это согласование мероприятий финансовой политики во всех звеньях финансовой системы, с другой стороны – обеспечение тесной взаимосвязи между функциональными частями финансовой политики.
- Результативность финансовой политики. Реализация мероприятий финансовой политики должна предусматривать финансовую отдачу и её постоянный рост.
На современном этапе финансовая политика является составной частью общей экономической политики, и её цели исходят из целей общеэкономических. Общеэкономические цели:
- преодоление спада материального производства;
- обеспечение прогрессивного научно-технического развития во всех областях;
- повышение социальной защищенности граждан, подъём уровня благосостояния.
Исходя из общегосударственных целей, цели финансовой политики следующие:
- Финансовая поддержка предпринимательства, ограничение монополизма.
- Усиление влияния финансов на структурную перестройку экономики.
- Стабилизация кредитно-денежной системы. Преодоление кризиса неплатежей.
- Сокращение нерациональных государственных расходов, прежде всего дотаций и льгот.
- Увеличение поступлений в бюджеты за счёт собираемости налогов, за счёт ликвидации неоправданных налоговых льгот, за счёт перекрытия внетаможенного ввоза товаров.
- Активное развитие финансового и страхового рынка.
- Проведение жёсткого контроля за целевым расходованием средств бюджета.
- Привлечение иностранных инвестиций. [10, с. 94]
В России финансовая политика является прерогативой федеральных органов управления. Поэтому под государственной финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.
Глава 2 Анализ современной финансовой политики в Российской Федерации
2.1 Анализ финансовой политики РФ в условиях современного структурного кризиса Российского экономики
Новые экономические и политические условия современной России вызвали существенные изменения в структуре ее финансовой системы и содержании входящих в нее звеньев, их внутреннем строении, взаимодействии между собой. Отрицательные темпы экономического развития стали результатом структурного кризиса. Остановка притока капитала в середине прошлого года и падение цен на нефть в конце дали старт полномасштабному экономическому кризису в России.
Разберем действия государственных органов власти, определяющих финансовую и кредитно-денежную политику в разрезе ее компонентов.
Прежде всего, проанализируем состояние бюджетной системы, так как в данный момент в центре обсуждений аналитиков и журналистов находится
бюджет на 2016 год (далее – бюджет 2016), который уже был назван «жестким» и «антисоциальным». Бюджет 2016 – отражение действующей экономической политики, ее опорных точек, которые сегодня сложно назвать позитивными: безусловный приоритет экспорта сырья, высокие риски бизнеса (особенно малого), высокая запретительная для бизнеса ключевая ставка и т.д.
Бюджет 2016 практически сформирован. Рассмотрим новые подходы, которые были предложены Правительством при его формировании. Прежде всего, на этот раз он будет не трехлетним, как обычно, а однолетним — только на 2016 год. Такое решение принято для снижения возможных ошибок при планировании главного финансового документа страны из-за колебаний цен на нефть и валютных курсов. В Российской Федерации уже прибегали к верстке однолетнего бюджета - это случилось во время экономических трудностей в 2008 году, при этом переход на трехлетнее планирование произошел в 2007 году. Тот однолетний бюджет стал разовым, после него государство снова вернулось к трехлеткам.