Файл: Финансовое оздоровление (Мировое соглашение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Должник в процедурах банкротства не способен удовлетворить требования кредиторов ввиду недостаточности имущества.

Для обозначения его неблагополучного финансового состояния используются понятия «несостоятельность», «неплатежеспособность», «недостаточность имущества». Одновременно в Законе о банкротстве использовано понятие «банкротство» как тождественное понятию «несостоятельность» и даны его признаки для юридических лиц, для граждан.

Несостоятельность, признанная судом, означает неспособность должника в полной мере исполнить обязательства и публичные обязанности вследствие недостаточности имущества, что влечет введение конкурсного производства над имуществом должника и его ликвидацию, если должником выступает юридическое лицо, или процедуру реализации имущества гражданина.

Неплатежеспособность должника не влечет автоматически признание его несостоятельным, поскольку она может быть преодолена с помощью специальных санационных процедур, имеющих целью восстановление платежеспособности должника. Невозможность достижения указанной цели означает признание должника несостоятельным и применение к нему единственного правового последствия - открытия конкурсного производства.

Понятия «неплатежеспособность» и «несостоятельность» являются близкими по содержанию. Так, неплатежеспособная организация, не сумевшая преодолеть своих затруднений в ходе внешнего управления, может быть признана решением арбитражного суда несостоятельной.

Цель работы – изучить процедуры несостоятельности (банкротства).

Задачи работы:

1) определить понятие банкротства и процедур банкротства.

2) рассмотреть содержание отдельных процедур банкроства.

Глава 1. Понятие банкротства и процедур банкротства

Всем известно, что благополучие страны зависит от состояния ее экономики, и определить возникновение кризисного явления на первом этапе можно по неплатежеспособности крупных предприятий, компаний, простых жителей и индивидуальных предпринимателей. Для уменьшения ущерба, который наносит стране экономический кризис, нужно улучшить процедуры банкротства, сделать некоторые процессы этой процедуры проще на законодательно-нормативном уровне[1].


Термин «банкротство» происходит от итальянских слов bапса и rottа, что дословно означает «сломанная скамья». Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.

В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)[2], банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

- банкротство — как юридический факт, неспособность физического лица или

- организации погасить задолженность, рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.

Одной из базовых категорий института банкротства является «процедура банкротства» - обязательная составляющая конкурсного процесса. Между тем законодательство понятия процедуры банкротства не предусматривает. В ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон о банкротстве) даны определения только каждой из предусмотренных данным законом процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения. В ст. 27 названного закона также приведен лишь перечень процедур банкротства, которые применяются при рассмотрении дел о банкротстве.

Современную систему правового регулирования, включая рассматриваемую сферу несостоятельности (банкротства), сложно себе представить и без судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, учитывая прежде всего место и назначение высшего суда в национальной правовой и судебной системе, а также возрастание в целом роли суда в общественной жизни, а именно роли его правоприменительной деятельности по защите прав и законных интересов. Судебные акты пленумов и президиумов этих судов получили нормативное значение: все чаще акты, принимаемые, в частности, Пленумом ВС РФ в форме постановлений по возникающим в судебной практике вопросам применения норм права в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению, включают положения регулирующего воздействия. В научном юридическом обороте признается, что такого рода постановления в результате нормативного толкования ими закона содержат интерпретационные нормы, так называемые нормы в нормах, которые предписывают, как понимать и применять другие правовые нормы. Нормативным толкованием оно рассматривается в силу того, что носит общий характер. В этой связи подобные установления закономерно именуются и судебными правоположениями[3].


Обратимся к отдельным аспектам указанной многогранной тенденции применительно к гражданскому судопроизводству, которые задаются основной рассматриваемой проблематикой. Они в полной мере относятся как к материально-правовой, так и к процессуально-правовой составляющей сферы несостоятельности.

В общем виде складывается следующая картина. Весьма показательно уже то, что в настоящее время лишь постановлений Пленума ВАС РФ и информационных писем Президиума ВАС РФ по вопросам о банкротстве насчитывается более трех десятков. Одним из таких актов является Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»[4]. Оно самое объемное (включает 56 пунктов) из всех когда-либо принятых высшим судебным органом постановлений, касающихся исключительно судопроизводства в арбитражных судах по конкретной категории гражданских дел. В других актах Высшего Арбитражного Суда РФ также затрагивается немало вопросов о толковании и применении процессуальных норм по делам о банкротстве.

Неоспоримо, что такое количество судебных актов свидетельствует о внимании высшего судебного органа к правовому регулированию несостоятельности в целом и к сфере судопроизводства в арбитражных судах по делам о банкротстве в частности. Объяснимо это сложной и объемной сферой регулирования, отличающейся особой спецификой судопроизводства по делам о банкротстве, которое, по нашему мнению, является консолидированным и коллективным (групповым), принципиально отличающимся от иных гражданских дел, и продиктовано общими целями обеспечения единообразных подходов к разрешению немалого количества возникающих в судебной практике вопросов, касающихся рассмотрения таких дел[5]. При этом, как отмечалось ранее, нельзя также сбрасывать со счетов весьма динамично развивающееся законодательство о несостоятельности (банкротстве). Отдельные разъяснения приняты и Верховным Судом РФ. Они представлены в форме ответов, утвержденных его Президиумом.

Совершенно очевидно задается широкое влияние высшего суда на развитие и становление судебной практики по делам о банкротстве. Судебные акты высшего суда с учетом их содержания способны оказывать регулирующее воздействие на сферу гражданского судопроизводства по делам о банкротстве.

Термин «процедура банкротства» - многосторонний. На основе действующих государственных постановлений существует определенное количество действий в рамках банкротства.


Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

По мнению И.В. Ершовой, процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию[6].

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности[7].

Полагаем, что процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом в ходе разбирательства дела о банкротстве комплекс предусмотренных законодательством о банкротстве последовательных действий и правовых мер, устанавливающих особый правовой статус должника, его кредиторов и иных лиц для достижения определенной законом цели.

Глава 2. Правовая характеристика отдельных процедур банкротства

2.1. Наблюдение

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве). Еще одна цель наблюдения, не получившая закрепления в легальном определении, - выявление временным управляющим признаков фиктивного и преднамеренного банкротства[8].

Установление в Законе о банкротстве процедуры наблюдения означало, что российский законодатель выбрал систему «единого входа» в банкротство, т.е. когда оно начинается не с ликвидационной процедуры, а с предварительной.


В юридической литературе это решение подвергается критике. В качестве существенных недостатков указанной системы ученые называют риск снижения стоимости бизнеса должника из-за задержек в период наблюдения, невозможность быстрого принятия решения в делах о несостоятельности и сохранение руководством должника своих полномочий, хотя и под наблюдением временного управляющего; значительное усложнение и замедление конкурсного процесса, что оказывает негативное влияние на правовой статус конкурсных кредиторов (увеличивает их процессуальные расходы и дополнительно обременяет конкурсную массу), ибо понижает степень удовлетворения их требований[9]. В.Ф. Попондопуло также пишет о необходимости отказаться от неэффективной процедуры наблюдения, затягивающей производство по делу о банкротстве, и повысить роль процедур конкурсного производства и мирового соглашения[10].

Наблюдение по критерию наличия контроля со стороны арбитражного суда представляет собой судебную процедуру. Ее можно считать нейтральной процедурой, поскольку непосредственной целью проведения наблюдения не является восстановление платежеспособности должника либо его ликвидация.

А.Я. Курбатов и Е.С. Пирогова также не относят наблюдение к числу реабилитационных процедур, хотя указывают на возможность восстановления платежеспособности должника на этой стадии. По их мнению, наблюдение скорее носит предварительный характер, уточняющий истинное финансовое состояние должника[11].

В отличие от иных процедур несостоятельности наблюдение - обязательная процедура, ее введение предусмотрено Законом о банкротстве и не зависит от волеизъявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и арбитражного суда. Вместе с тем при банкротстве отдельных категорий должников (например, в отношении гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, кредитных организаций, финансовых организаций - если дело о банкротстве возбуждено временной администрацией в связи с установлением невозможности восстановления платежеспособности, - ликвидируемого и отсутствующего должников) введение процедуры наблюдения Законом о банкротстве не предусмотрено.

Наблюдение по общему правилу вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона о банкротстве. Судебное заседание по проверке обоснованности данного заявления проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 6 ст. 42).