Файл: Финансовое оздоровление (Мировое соглашение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процедура конкурсного производства с 1 октября 2015 г. применяется только для юридических лиц.

Законодатель установил, что ликвидация юридических лиц возможна исключительно в конкурсном производстве, если юридическое лицо является банкротом (п. 6 ст. 61, абз. 2 п. 1, п. 3 ст. 65 ГК РФ). Подтверждением тому служат положения Закона о банкротстве, нормы которого применяются и в том случае, если к должнику в процедурах банкротства предъявляет требования единственный кредитор (абз. 2 п. 1 ст. 12).

Конкурсное производство открывается с момента признания должника банкротом решением арбитражного суда. Должнику и лицам, участвующим в деле о банкротстве, предоставляется право обжаловать вынесенное судебное решение в установленном законом порядке.

Законом о банкротстве определен срок конкурсного производства - до 6 месяцев. Срок, на который вводится процедура конкурсного производства, указывается в решении арбитражного суда о признании юридического лица банкротом и исчисляется с даты принятия такого решения, а в случае отдельного объявления резолютивной части решения - с даты такого объявления.

Вопрос о максимальном сроке конкурсного производства является в доктрине дискуссионным, поскольку положения Закона о банкротстве в части регулирования срока конкурсного производства толкуются неоднозначно.

Так, Е.Е. Енькова[15] и О.А. Никитина допускают продление срока конкурсного производства в исключительных случаях, вполне оправданно предполагая, что в некоторых случаях этого срока окажется явно недостаточно для такой сложной процедуры[16].

Пленум ВАС РФ в абз. 7 п. 50 Постановления от 22 июня 2012 г. № 35[17] разъяснил, что в исключительных случаях возможно неоднократное продление срока конкурсного производства в целях реализации имущества должника, завершения расчетов с его кредиторами или для рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

В арбитражной практике при продлении сроков конкурсного производства норму Закона о банкротстве о сроке конкурсного производства толкуют как не содержащую предельно допустимых сроков[18].

Представляется, что оптимальным является решение законодателя об отсутствии каких-либо максимальных сроков конкурсного производства.

Правовые последствия введения конкурсного производства предусмотрены ст. 126 Закона о банкротстве.


В связи с ликвидацией признанного банкротом должника в процедуре конкурсного производства признается наступившим срок исполнения его денежных обязательств и обязательных платежей.

Вследствие недостаточности имущества должника прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств и обязательных платежей (абз. 3 п. 1 ст. 126). Однако продолжается начисление процентов и санкций по требованиям текущих кредиторов.

В целях предупреждения неблагоприятных имущественных последствий для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов предусмотрено начисление процентов по ставке рефинансирования и в конкурсном производстве (п. 2.1 ст. 126).

Все требования кредиторов предъявляются в процедуре конкурсного производства. Вотличие от иных процедур банкротства в абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве предусмотрено предъявление требований не только денежного характера, но и неденежных. В арбитражной практике далеко не во всех случаях кредиторы с неденежными требованиями допускались к участию в конкурсном производстве. В связи с принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. № 35 принципиально изменилась судебная практика в этой части. Индивидуально, в отдельном производстве, вне процедуры конкурсного производства предъявляются требования текущих кредиторов, а также требования о признании права собственности, виндикационное требование, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности (абз. 7 п. 1 ст. 126).

По мнению М.В. Батянова, особый режим имущественных требований не действует применительно к взысканию налоговых санкций, которые являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, а привлечение к ней возможно на основании решения суда вне рамок дела о банкротстве[19].

В связи с введением конкурсного производства изменяются правоотношения должника с кредиторами в рамках исполнительного производства. Абзацем 6 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве предусмотрено прекращение исполнительного производства, в том числе осуществляемого в ранее введенных процедурах банкротства. Судебный пристав-исполнитель после получения копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом оканчивает исполнительное производство. В этом случае не требуется вынесения самостоятельного судебного акта, а в случае обращения судебного пристава-исполнителя в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства оно не подлежит рассмотрению в суде[20].


Сведения о финансовом состоянии должника в процедуре конкурсного производства не относятся к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну.

Если привлечение оценщика является обязательным, то отчет оценщика об оценке имущества унитарного предприятия, а также акционерного общества, более 25% голосующих акций которого находятся в публичной собственности, направляется в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое уполномочено на подготовку заключений по отчетам оценщиков. При получении положительного заключения или при отсутствии заключения по истечении 30 дней со дня получения отчета оценщика собрание (комитет) кредиторов определяет начальную цену предприятия или иного имущества на основании рыночной цены, определенной в отчете оценщика (п. 3 ст. 130 Закона о банкротстве). При получении отрицательного заключения по отчету оценщика действуют иные правила, которые предполагают проведение экспертного заключения отчета оценщика его саморегулируемой организацией.

В процедуре конкурсного производства полномочия единоличного и коллегиальных органов должника - юридического лица прекращаются. Сохраняются полномочия общего собрания учредителей (участников), а также полномочия собственника имущества унитарного предприятия принимать решения о заключении соглашения с третьим лицом (третьими лицами) об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.

Сделки с имуществом должника совершаются в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Удовлетворение требований кредиторов производится на основе принципов справедливости, соразмерности, пропорциональности в очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве.

Вначале удовлетворяются требования внеочередных кредиторов. Следует отметить, что действующему Закону о банкротстве неизвестна конкуренция между текущими кредиторами и залогодержателями. Требования залогодержателя удовлетворяются из стоимости заложенного имущества преимущественно перед требованиями текущих кредиторов. Однако вырученные от продажи предмета залога денежные средства частично направляются на удовлетворение требований текущих кредиторов.

В Законе о банкротстве выделено пять очередей кредиторов по внеочередным платежам. Так, особые правила установлены для отдельных должностных лиц юридического лица, перечень которых указан в п. 3 ст. 136 Закона о банкротстве в целях пресечения необоснованного увеличения заработной платы работникам в предвидении банкротства. Поэтому требования работников, которым за 6 месяцев до принятия заявления о признании юридического лица банкротом была увеличена заработная плата, могут быть уменьшены арбитражным судом на основании заявления конкурсного управляющего. Разница между первоначальной и увеличенной заработной платой возмещается как послеочередное требование.


Перечень внеочередных требований по действующему Закону не является исчерпывающим, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 134 Закона в число внеочередных требований могут быть включены и иные связанные с проведением конкурсного производства расходы, в том числе расходы на предотвращение техногенных и (или) экологических катастроф либо гибели людей.

2.5. Мировое соглашение

Мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами (ст. 2 Закона о банкротстве).

Вместе с тем законодатель не ставит в качестве обязательного условия заключения мирового соглашения восстановление платежеспособности должника, указывая лишь, что данная процедура направлена на прекращение производства по делу о банкротстве. Таким образом, не исключается, что, произведя все необходимые расчеты, должник будет ликвидирован. Но, если не будет возбуждено нового дела о банкротстве, такая ликвидация будет производиться в обычном порядке.

Правоотношения, связанные с заключением мирового соглашения при банкротстве, регулируются гл. VIII Закона о банкротстве, а применительно к отдельным категориям должников - также нормами, определяющими особенности заключения мирового соглашения при их банкротстве (ст. 184.11, п. 9 ст. 201.1, ст. 213.31 Закона о банкротстве).

В делах о банкротстве негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, и при банкротстве кредитных организаций мировое соглашение не применяется (ст. 187.6, 189.13 Закона о банкротстве).

К мировому соглашению при банкротстве также применяются положения гражданского и арбитражного процессуального законодательства. Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (абз. 4 п. 1 ст. 156 Закона о банкротстве).

Публично-правовые начала в мировом соглашении при банкротстве связывают также с участием в нем уполномоченных органов государства, ограниченных в возможности согласования условий погашения долгов, связанных с погашением публичных обязанностей.

В результате мировое соглашение предстает как сложное правовое образование, включающее две составляющие: гражданско-правовую сделку и соглашение с участием публичных органов. Представляется, что участие уполномоченных органов не влечет за собой изменения частноправовой природы мирового соглашения при банкротстве. В теории также отмечается, что при выработке условий мирового соглашения с участием уполномоченного органа не должны учитываться нормы налогового законодательства, поскольку они имеют особую сферу применения и не распространяются на отношения, возникающие в связи с банкротством[21].


Несмотря на то что производство по делу о банкротстве носит неисковой характер, должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение (п. 1 ст. 150 Закона о банкротстве). Мировое соглашение может заключаться на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, однако оно не может быть заключено до проведения первого собрания кредиторов.

Решение о заключении мирового соглашения принимается гражданином-должником, а если должник - юридическое лицо, такое решение принимается руководителем должника, лицом, исполняющим обязанности руководителя должника, а в процедурах внешнего управления и конкурсного производства - соответственно внешним или конкурсным управляющим. Мировое соглашение не подлежит согласованию с временным, а также административным управляющим.

Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Данные положения являются обязательным элементом содержания мирового соглашения.

Заключение

Процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом в ходе разбирательства дела о банкротстве комплекс предусмотренных законодательством о банкротстве последовательных действий и правовых мер, устанавливающих особый правовой статус должника, его кредиторов и иных лиц для достижения определенной законом цели.

По ст. 27 Закона о банкротстве существуют следующие процедуры банкротства, применяемые при изучении дела о неспособности неплательщика, выступающего в качестве юридического лица, заплатить по своим обязательствам:

- Наблюдение. Используется при оценке разорении неплательщика для сохранения его имущества, оценки уровня финансов банкрота, подготовки списка требований заимодавцев, организации первой встречи кредиторов.

- Финансовое оздоровление. Используется при оценке банкротства неплательщика для возврата его платежеспособности, устранения долгов согласно графику выплаты задолженностей.

- Внешнее управление. Используется при изучении банкротства неплательщика для возврата его состоятельности.

- Конкурсное производство. Используется при изучении банкротства неплательщика, которого признали банкротом для пропорционального выполнения требований заимодавцев.

- Мировое соглашение. Используется при рассмотрении каждой стадии несостоятельности, для окончания процесса по делу о неплатежеспособности путем подписания договора между двумя сторонами процесса.