Файл: Финансовое оздоровление (Мировое соглашение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В период наблюдения ограничивается правосубъектность должника. Введение наблюдения, в отличие от внешнего управления и конкурсного производства, не является основанием для отстранения руководителя и иных органов управления должника. Вместе с тем для реализации процедуры наблюдения определением арбитражного суда в порядке ст. 45 Закона о банкротстве утверждается временный управляющий.

Руководитель должника в случае нарушения требований Закона о банкротстве может быть отстранен арбитражным судом по ходатайству временного управляющего.

2.2. Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 Закона о банкротстве).

Процедура финансового оздоровления регулируется гл. V Закона о банкротстве (ст. 76 - 92).

В отношении отдельных категорий должников (градообразующих, сельскохозяйственных организаций) установлены специальные правила финансового оздоровления (ст. 172, п. 2 ст. 178, п. 3 ст. 219 Закона о банкротстве).

Финансовое оздоровление предполагает оказание должнику финансовой помощи за счет средств учредителей (участников), а также третьих лиц, которыми могут быть и кредиторы. Помимо финансовой помощи устанавливается особый режим имущественных требований к должнику, а также ограничивается совершение сделок и иных действий, влекущих дополнительные обременения или отчуждение имущества должника.

Срок финансового оздоровления не может превышать 2 лет. В ходатайстве о введении финансового оздоровления могут предусматриваться более короткие сроки.

По общему правилу арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление при наличии решения первого собрания кредиторов (п. 1 ст. 75 Закона о банкротстве), принятого по ходатайству учредителей (участников) или третьих лиц.

Учредители (участники) должника, голосовавшие за обращение с ходатайством о финансовом оздоровлении, вправе предоставить обеспечение исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности или организовать предоставление такого обеспечения.

Требования к содержанию решения об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления и перечень прилагаемых к нему документов определены в п. 4, 5 ст. 77 Закона о банкротстве. Перечень прилагаемых документов не является исчерпывающим (п. 3 ст. 79 Закона о банкротстве).


Третье лицо может заявить ходатайство о финансовом оздоровлении только с согласия должника. К ходатайству третьего лица прилагаются график погашения задолженности и документы о предлагаемом третьим лицом обеспечении исполнения должником своих обязательств (ст. 78 Закона о банкротстве).

Арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления вопреки решению собрания кредиторов о введении иной процедуры банкротства при наличии перечисленных условий с тем отличием, что в качестве обеспечения исполнения обязательств должника может быть предоставлена только банковская гарантия в размере, определяемом в указанном выше порядке.

В определении о введении финансового оздоровления указывается срок финансового оздоровления, также в него включается график погашения задолженности. При наличии обеспечения в определении о введении финансового оздоровления должны содержаться сведения о лицах, предоставивших обеспечение, его размере и способах.

Введение финансового оздоровления влечет за собой ряд правовых последствий:

1. Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только в порядке, установленном Законом о банкротстве. Исковые заявления о взыскании долга по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением текущих платежей, подлежат оставлению без рассмотрения.

2. Ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются. Аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения его имуществом могут быть наложены только в рамках дела о банкротстве.

3. Имущественные взыскания по исполнительным документам приостанавливаются, за исключением взысканий по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда, возмещении морального вреда[12].

Основанием приостановления взысканий и отмены обеспечительных мер является определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления.

При финансовом оздоровлении органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия. Однако Закон о банкротстве устанавливает ряд ограничений на совершение действий, которые могут ухудшить финансовое положение должника либо вызвать иные неблагоприятные последствия (ст. 81 Закона о банкротстве). Ограничения заключаются в необходимости согласовывать некоторые действия с собранием (комитетом) кредиторов, административным управляющим. Некоторые действия должнику совершать запрещено.


Суд может отстранить руководителя должника от занимаемой должности, если он ненадлежащим образом исполняет план финансового оздоровления или совершает иные действия, нарушающие права и интересы кредиторов или лиц, предоставивших обеспечение. Ходатайствовать об отстранении руководителя могут собрание кредиторов, лица, предоставившие обеспечение, административный управляющий.

2.3. Внешнее управление

Внешнее управление - одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве в целях восстановления платежеспособности должника. Введение и условия осуществления внешнего управления практически не зависят от воли должника. При внешнем управлении существенно ограничивается самостоятельность органов управления должника, функции по текущему руководству и реализации плана внешнего управления передаются внешнему управляющему.

Считается, что при внешнем управлении правоспособность и дееспособность должника ограничиваются. Ограничение правоспособности должника проявляется в том, что при проведении внешнего управления он действует в рамках плана внешнего управления, который разрабатывается внешним управляющим и утверждается собранием кредиторов (п. 1 ст. 107 Закона о банкротстве).

Ограничение дееспособности должника выражается в том, что меры, предусмотренные планом внешнего управления, осуществляются внешним управляющим. Однако вывод об ограничении дееспособности несостоятельного должника является спорным, ГК РФ такого основания ограничения дееспособности не предусматривает. Ограничения в совершении сделок можно квалифицировать как публично-правовые последствия введения процедур несостоятельности[13].

Внешнее управление вводится арбитражным судом по общему правилу на основании решения собрания кредиторов.

При отсутствии решения собрания кредиторов внешнее управление может быть введено, если:

- первым собранием кредиторов не принято решение о применении какой-либо процедуры, нет оснований для введения финансового оздоровления, но имеются достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (п. 2 ст. 75);

- по результатам финансового оздоровления суд установит наличие возможности восстановления платежеспособности должника (п. 6 ст. 88, п. 1 ст. 92);

- в отношении градообразующей организации подано ходатайство уполномоченного государственного или муниципального органа о введении внешнего управления и предоставлено поручительство от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования (п. 1 ст. 171).


Внешнее управление также может быть введено:

1) после финансового оздоровления, если с момента введения данной процедуры прошло не более 18 месяцев (абз. 2 п. 2 ст. 92 Закона о банкротстве);

2) в порядке перехода от конкурсного производства (ст. 146 Закона о банкротстве);

3) в связи с отменой определения об утверждении мирового соглашения либо расторжением мирового соглашения и возобновлением производства по делу о банкротстве (ст. 163, 166 Закона о банкротстве).

Введение внешнего управления влечет следующие правовые последствия:

1. Прекращаются полномочия руководителя должника, а управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Руководитель должника может быть уволен по приказу внешнего управляющего или переведен с его согласия на другую работу.

2. Прекращаются полномочия органов управления и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за некоторыми исключениями, предусмотренными п. 2 и 3 ст. 94 Закона о банкротстве. Законом о банкротстве установлен закрытый перечень полномочий органов управления должника в ходе внешнего управления (п. 2 ст. 94). Значительная часть сохраняемых за органами управления должника полномочий касается должников - акционерных обществ.

Под ограничениями должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом понимаются любые меры, препятствующие свободному отчуждению имущества, например, приостановление операций налоговым органом по счетам должника-налогоплательщика.

Вводится мораторий по денежным обязательствам и обязательным платежам. Он распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника (п. 3 ст. 95 Закона о банкротстве).

Мероприятия по восстановлению платежеспособности осуществляются в соответствии с планом внешнего управления, который должен быть разработан внешним управляющим на основе анализа финансового состояния должника с учетом характера его деятельности, организационно-правовой формы и т.д. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок их реализации, а также связанные с ними расходы.

Вопрос о правовой природе плана внешнего управления долго оставался спорным. Его рассматривали и как самостоятельный вид юридически значимого действия, и как локальный акт, и как многостороннюю сделку между кредиторами, внешним управляющим и должником. Поскольку план внешнего управления утверждается собранием кредиторов, его можно рассматривать в качестве решения общего собрания (п. 1 ст. 8 ГК РФ[14]).


Закон о банкротстве определяет права и обязанности внешнего управляющего (п. 1, 2 ст. 99). Они реализуются в соответствии с планом внешнего управления и ограничениями, установленными Законом о банкротстве.

Так, арбитражный суд признал не соответствующими Закону о банкротстве действия внешнего управляющего, выразившиеся в принятии решения о дополнении устава ООО гл. 13 «Увеличение уставного капитала­ Общества за счет вкладов третьих лиц в случае введения в отношении Общества процедур банкротства». Участники ООО при банкротстве не могут быть поставлены в худшее положение по сравнению с акционерами, для которых увеличение уставного капитала АО допускается на основании их волеизъявления и соблюдения гарантий сохранения корпоративного контроля (п. 2 ст. 94, ст. 114 Закона о банкротстве).

В плане внешнего управления должна быть разграничена компетенция собрания кредиторов и комитета кредиторов в части утверждения сделок должника, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или имеются основания для перераспределения компетенции.

Выбор отдельных мер по восстановлению платежеспособности предполагает наличие ходатайства или положительного решения органов управления либо собственника имущества организации-должника. В частности, продажа предприятия осуществляется при наличии соответствующего ходатайства, а для замещения активов требуется принятие решения об этом уполномоченного органа должника или собственника имущества должника (п. 2, 3 ст. 94 Закона о банкротстве).

План внешнего управления должен быть разработан не позднее чем через месяц с даты утверждения внешнего управляющего, затем не позднее чем через 2 месяца с даты своего утверждения внешний управляющий должен созвать собрание кредиторов для его рассмотрения.

Руководство должником в процедуре внешнего управления передается внешнему управляющему, действующему под контролем собрания кредиторов и арбитражного суда.

На управляющего возлагаются обязанности по разработке, представлению на утверждение, а затем реализации плана внешнего управления; ведению учета и отчетности; принятию мер по взысканию задолженности и др.

Одной из обязанностей внешнего управляющего является предоставление кредиторам необходимой информации, а в предусмотренных Законом о банкротстве случаях - отчета.

2.4. Конкурсное производство