ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.12.2019
Просмотров: 554
Скачиваний: 2
1.Предмет и метод экономич.теории.Функции.Предмет ЭТ-познание процессов и законов поведения людей в производстве распределении и обмене и потреблении с целью удовлетворения растущих потребностей.Основная задача ЭТ-раскрыть суть развития экономич.законов,механизм их функционирования.Функции ЭТ:1.познавательная-выделение или выявление главных экономич.закономерностей.2.практическая-использование в практической жизни полученных знаний.3.методологическая-быть основой для других экономич.дисциплин.4.критическая-при анализе экономич.процессов происходит их оценка,выявляються преимущества или недостатки того или иного метода ведения хо-ва.5.прагнастическая-предполагает разработку прогнозов,перспектив общественного развития.Методы ЭТ:Делятся на общенаучные и специфические.Общенаучные:используються во всех науках. Делятся на 1. Анализ и синтез.При анализе объект исследования раскладывается на составные части, любая из которых изучается в отдельности; при синтезе происходит объединение разных элементов, сторон объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними.2. Индукция и дедукция. Индукция - это метод познания от отдельного к общему.Дедукция - метод познания от общего к единичному (проверка гипотез фактами).3.Исторического и логического.-когда мы что-то познаем то логика должна отражать и развитие.4.Абстракции-исключить неотносящие факты.5.Диалектический-позволяет видеть как явление возникло как развивалось, как преобразовалось.Специфические:1.Метод позитивного нормативного анализа-отражает факт сущ.определенного явления,преодолима ли инфляция,а если допустима то в каких пределах.2.Метод экономико-математич.моделирования-алгебраическая,логическая.3.Равновесного анализа-выяснение состояния процессов характеризующ.относительной стабильностью.4.Маржинальный предельный метод-надо сопоставить предельные величины преращение зарплаты=преращение расхода.5.Альтернативный-выбор правильного решения.6.При прочих равных условиях- чем выше % тем мы быстрее положим деньги в банк,знать что банк надежный.
2.Потребности как предпосылка производства.Классификация потребностей. Основным мотивом действий каждого субъекта является нужда. Нужда должна быть удовлетворена. Нужда человека в совершенном мире проявляется через потребности.Сущ.закон возрастания потребностей.Его сущность в том что с развитием производительных сил возникают новые потребности их круг расширяется.Потребности – это желания людей потребить благо, приносящее наибольшее удовлетворение; это состояние субъекта, выраженное в его неудовлетворенности, которую он стремиться преодолеть или в состоянии удовлетворенности которое он стремится продлить.В экономическом мире потребности людей принимают вид необходимости в производстве конкретных благ, товаров и услуг.Потребности имеют ряд классификаций:1.По роли потребности в производстве рабочей силы различаютматериальные(пища,одежда),духовные(образование),социальные(стремление жить в обществе,участвовать в общественной жизни).2.По очередности удовлетворения различают первичные(пища,одежда самые необходимые),вторичные т.е.которые удовлетворяются после первых и которые можно заменить(культура,развлечения).3.По возможности удовлетворения различают экономические(блага и услуги) и неэкономические-для удовлетворения которых не надо организовывать производство.4.В зависимости от субьекта удовлетворения (человека,группы).Был сформулирован закон насыщения потребностей – по мере потребления каждой единицы блага,степень насыщения возрастает,т.е потребность в этом благе уменьшается.Эти два закона не противоречат друг другу.Закон возрастания потребностей реализуется в сфере всей совокупности потребностей а закон насыщения в сфере потребности в конкретном благе.
3.Экономические блага и их классификация.Экономич.блага-то количество которое ограничено и каждый хотел бы взять больше если смог. Благо представляет собой средство, которое способно удовлетворить различные потребности человека. Существует определенная классификация экономических благ, представленная таким благами, как:1) блага недолговременного пользования- которые полностью потребляются и удовлетворяют потребность один раз, например продукты питания; блага долговременного польз., которые применяются и используются многократно, т. е. это товары, пригодные для пользования в течение длительного периода времени(оборудование,здание);2) настоящие блага, т. е. имеющиеся на данный момент времени; будущие, или ожидаемые, блага в дальнейшем периоде;3) прямые, т. е. блага, предназначенные для удовлетворения потребностей человека. Косвенные блага, созданные с производственной целью;4) взаимозаменяемые, т. е. блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но также и ресурсами, использующимися в производстве(чай или кофе); взаимодополняемые блага(чай-сахар,или машина-бензин).5.Материальные блага-средства производства и их потребления.Нематериальные-услуги врача,адвоката,учителя.6.Блага высшего качества-те блага на которых спрос растет.Блага низшего качества-спрос падает.Для того чтобы создать экономические блага, надо включить ресурсы в производственный процесс. Общая совокупность природных, материальных, трудовых, финансовых средств, которые используются в производственном процессе по созданию благ, называется ресурсами.Ресурсы, которые вовлечены в процесс производства, представляют собой факторы производства.
4.Ресурсы и факторы производства.Ресурсы-это блага производственного назначения необходимые для производства товаров. Существует несколько разновидностей ресурсов:1.Людские ресуры-труд и способность к труду.2.Природные ресурсы-земля,вода и др.3.Средства производства-основные фонды и частично оборотные.4.Денежные средства- на которые приобретают материально-вещественные ресурсы.5.Информационные ресурсы- в виде научной научно-технической,статистической информации.6.Время-без него не происходит не один экономический процесс. Ресурсы, которые вовлечены в процесс производства, представляют собой факторы производства.Выделяют 2 фактора производства.1.Вещественный фактор-средства производства. 2.Личный фактор-рабочая сила.Эти факторы включают.Предмет труда-природные ресурсы и материалы.Средства труда-всем чем человек воздействует на предмет руда.Труд-процесс расходования рабочей силы.Средства производства – предметы и средства туда.Производительные силы-совокупность средств производства и рабочей силы.Уровень развития производ.сил зависит от Научно технич.процесса,от совершенства средств производства и от рабочей силы.Формируються производственные отношения-отношения в процессе производства распределения,потребления,обмена благ.
5.Проблема выбора в экономике.Производственные возможности общества и их границы. Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. Ограниченность ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства различных товаров, вынуждает делать выбор между относительно редкими ресурсами. Поэтому необходимо принимать решение о том, какие товары и услуги производить, а от производства каких товаров и услуг следует отказаться.Проблема выбора сложна тем, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других.Есть абсолютная ограниченност ресурсов-ограниченность их в природе.Относительная ограниченность-недостаточность по сравнению с растущими потребностями в них.Человечество имеет ситуацию ресурсы ограничены а потребности растут отсюда возникает и проблема экономики как в условиях ограниченности ресурсов удовлетворить потребности.Способы решения этой проблемы1.Это эффективное рациональное использование ресурсов.2.Снижение потребностей.3.Делать выбор выбирать что производить а от чего отказаться,какие потребности удовлетворять а какие нет.Ограниченность экономических ресурсов определяет альтернативный характер их использования. В силутого, что ресурсы не обладают равной производительностью во всех возможных процессах их использования, возникает необходимость увеличения количества ресурсов, переключаемых с производства одного продукта на производство другого. Следовательно возрастают затраты на единицу дополнительной продукции. Выделяется понятие. Границы производственных возможностей - максимальные объемы производства,которые могут быть получены при полном и эффективном использовании всех экономических ресурсов - труда, земли, капитала. Учитывая, что экономические ресурсы ограничены, общество не может производить неограниченные объемы товаров и услуг. Производственные возможности характеризуют производственный потенциал общества. Имеющиеся производственные ресурсы должны распределяться и комбинироваться так, чтобы их использование обеспечивало наибольший вклад в производство необходимых благ и услуг. Эффективность использования имеющихсяресурсов зависит также и от применения наиболее прогрессивных технологий производства.Есть также предел производственных возможностей – производство максимально возможного обьема имеющимися ресурсами.
6.Экономическая система общества сущность типы и структура экономич.систем.Экономич.система – это совокупность всех экономич. процессов совершающихся в обществе на основе сложившихся отношений собственности и хозяйственного механизма. Любая система в своем развитии проходит 5 стадий:
Возникновение; развитие; становление; прогрессивные изменения; регресивные изменения; исчезновение.Структура эк системы включает следующие элементы: производственные силы, производственные отношения,хозяйственный механизм(способ регулирования экономич.деятельности),организационно-правовые формы хозяйст.деятельности(законы трациции). Производственные силы – совокупность личных и вещественных факторов производства, их взаимодействие. (предметы труда и средства труда).Предметы труда – все то, на что направлен труд чел-ка.Средства труда – то, с помощью чего чел-к воздествует на предмет труда. Производственные отношения – отношения людей в процессе производства, распределения и потребления мат. благ.Выделяют три основных типа экономических систем.1 тип рыночная экономика.2 тип.командно-административная экономика 3.смешанная экономика.Рыночная экономика- это экономич.система в которой решения распределения ресурсов и производства принимаются на основе цен.Командно-административная экономика-экономич.система в которойм цели опред. Не раночными силами а планирующим экономич.органом.Смешанная экономика- экономич.система в которой сочетается наличие конкурирующих частных предприятий с централизованным регулированием экономики.
7.Собственность как экономич.категория.Типы и формы. Собственность — сложная и многогранная категория, которая выражает всю совокупность общественных отношений: экономических, социальных, правовых, политических, национальных, морально-этических, религиозных и др. Она занимает центральное место в экономической системе.Собствееность-это отношение между людьми по поводу присвоения благ.Выделяют структурные элементы отношения собственности.-1.отношение собственности предпологает наличие субьектов(частные лица государство).2.отношение собственности предпологает наличие обьектов(средства производства рабочая сила)3.Присвоение обьектов собственности субьектами.Оно включает Пользование-потребление обьекта собственности.Распоряжение-определение судьбы обьекта продать подарить передать по наследству и организация пользования т.е. бережливость ее применения.Владение-отношение аренды между сробственником и лицом берущим во временное пользование. Форма собственности:1.частная- например предприниматель.2.Общая-совместное присвоение доходов различными независимыми субьектами.3.Государственная-т.е. государство явл.верховным распорядителем всеми условиями производства.4.Унитарное предприятие-госуд.предприятие занимающиеся вопросами что и сколько производить кому продавать где покупать.Типы:1тип частная собственность-это отношения присвоения между независимыми субьектами экономики.2тип общественная собственность- это отношения присвоения между зависимыми субьектами экономики.
8.Рынок сущность и функции.Рынок- это механизм взаимодействий покупателей и продавцов,с помощью которого опред.цена и оббьем реализации блага.Рынок явл.основой рыночной экономики.Рыночная экономика-это экономическая система в которой решаються вопросы распределения ресурсов и производства и принимаються решения на основе цен.Условием возникновения рынка явл. Общественное разделение труда- т.е. процесс распределение труда по сферам деятельности.В результате ни один человек не выполняет все работы а специализируется в тех видах работ в которых есть преимущество.Рынок выступает как взаимодействие покупателей и продавцов и имеет механизм функционирования.Рыночный механизм-совокупность взаимодействующих элементов рынка спроса предложения цены и конкуренции.Функции рынка: 1.Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. 2Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг. 3.Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. 4Посредническая – рынок соединяет производство с потреблением и фиксирует блага что если продано значит нужно. 5Санирующая - рынок оздоравливает экономику и освобождает от убыточных предприятий неконкурентоспособные предприятия вымываються рынком устаревшие предприятия исчезают. 6.Социальная – направлена на увеличение доходов предприятия на жизненный уровень.
9.Конкуренция и ее виды. Конкуренция - соперничество за наилучшие условия производственной деятельности, покупки и продажи товаров, возникающее между участниками на рынке.Конкуренция имеет важное значение в жизни общества.Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц.Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга.Их борьба за потребителя приводит к снижению цен,уменьшению издержек производства,улучшению качества продукции,,усилению научно технич.прогресса. Виды конкуренции зависят от следующей классификации критериев. 1. Экономическое поведение производителя (продавца): олигополистическая конкуренция, т. е. соперничество с несколькими конкурентами одновременно;полиполическая конкуренция, т. е. соперничество между всеми участниками на рынке.2. Степень свободы нахождения конкуренции в каждой отдельной отрасли:открытая; закрытая конкуренция.3. Степень дифференциации продукции: без дифференциации продукции: однородная конкуренция; с дифференциацией продукции: разнородная конкуренция.4. Степень использующихся действий:ценовая конкуренция; неценовая конкуренция;эффективная конкуренция.Выделяют виды конкуренции. Различают ценовую и неценовую, совершенную и несовершенную конкуренцию.В случае ценовой конкуренции - соперники пытаются обойти друг друга за счет более низкой цены. В зависимости от типа рыночной ситуации различают два ее варианта:1. Для рынка с низким уровнем стоимости товара, на котором все производители вынуждены торговать по единой цене и ни у кого из них нет достаточной рыночной власти, чтобы установить более высокую цену, чем конкуренты.2. Для рынка, на котором доминирует ценовой лидер, остальные участники, чтобы обеспечить себе достаточный объем продаж, должны предлагать свою продукцию по более низкой, чем хотелось бы, цене.При неценовой конкуренции организации могут бороться за повышение качества своих товаров или стимулировать спрос средствами рекламы и используя другие маркетинговые инструменты.Совершенная конкуренция наблюдается на рынке чистой конкуренции. В реальных условиях совершенной конкуренции нет, поскольку нет рынка чистой конкуренции, так как на реальных рынках и производители и торговцы воздействуют на цену, вступая, в том числе, в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации.Несовершенную конкуренцию подразделяют на монополистическую и олигополистическую так как наблюдается она именно на таких рынках. Несовершенная конкуренция, как правило, связана с неценовой конкуренцией. олигополистическая конкуренция, т. е. соперничество с несколькими конкурентами одновременно;полиполическая конкуренция, т. е. соперничество между всеми участниками на рынке.