ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.12.2019
Просмотров: 556
Скачиваний: 2
10.Рыночная экономика и ее модели.Рыночная экономика-это экономическая система в которой решения относительно распределения ресурсов и производства принимаються на основе цен,возникающих в результате добровольного обмена между производителями потребителями рабочими и собственниками факторов производства.Черты рыночной экономики:1.основой экономики явл.частная собственность2.экономич.решения децентрализованы.3.движущей силой развития явл.личный интерес.4.роль государства ограничена.т.к.вся информация необходимая производителям и потребителям передается путем ценовых сигналов. Модели рыночной экономики:1.Американская модель (США), 2. Шведская модель, 3.Японская модель – приоритет общенациональных интересов. Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.Модель национальной экономики РБ:ставит задачи-создать правовое обеспечение всех рыночных преобразований в экономике,поощрять стремление человека к приумножению богатства,росту благосостояния за счет своего труда,создать систему национальной защиты,создать конкурентную среду,сформировать финансово-кредитную систему,создать предпосылки ускоренного научно-техн.прогресса.
11.Несовершенство рынка.Объективная необх.госуд.регул.рыночной эк. Реальные рынки несовершенны. Это выражается в первую очередь в недостаточности информации и в неполноте информации. Например, нередко на рынке покупатель не знает о всех ценах предложения и его объеме, а продавец не знает о всех покупателях и их спросе. Далее, выход на рынок и проведение каждой сделки требуют в реальном мире и от продавца, и от покупателя затрат, которые выражаются в потерях времени и затратах на организацию встречи продавца с покупателем, а также в затратах на перемещение товара. В результате, и продавец и покупатель вынуждены не только оптимизировать свои производственные издержки и полезность, но также транзакционные издержки, т.е. издержки возникающие при покупке или продаже товаров. Необходимость минимизировать эти издержки приводит к тому, что покупатель закупает излишние объемы товара. А продавец бывает вынужден распродавать по заниженным ценам ту часть товара, на которую не нашлось покупателя в течение того времени, пока продавец находился на рынке. Существуют области жизни общества, где рынок терпит фиаско- это проявление неэффективности рыночного механизма.Типы фиаско рынка-1.монополизация экономики –деятельность монополии имеет негативные последствия.Эта проблема решается государством с помощью антимонопольной политики которая включает в себя комплекс мер напрвленных на снижение этих последствий(контроль над ценовой политикой,использование налогового механизма).2.Внешние эффекты-издержки или выгоды третьих лиц защиту третьих лиц должно взять на себя государство.3.Общественное благо-товар или услуга(маяк).4.Нестабильность рыночной экономики- она развивается циклически.Поэтому в периоды экономических спадов уменьшается оббьем ВВП и увеличивается безработица.Рыночная экономика будет эффективна благодаря механизму совершенной конкуренции который подрузумевает полный доступ и контроль информации.Ведется социальная политика – комплекс социально-экономич.мер государства,направленных на защиту населения от негативных проявлений.Основ.напрвления соц.политики-выплаты пособий,льготы различным категориям населения,развитие бесплатного образования,здравоохранения и т.д.
12.Спрос.Закон спроса.Спрос-это не только желание но и возможность потребителя купить благо в определенном месте и в определенное время.Спрос характеризует поведение и фактических покупателей и потенциальных.Поэтому говоря о спросе на товар на рынке выделяется понятие виличина или оббьем спроса- количество товара которое покупатели желают купить исходя из своих потребностей с учетом цен на товары.Цена спроса- максимальная цена которая потребители готовы заплатить за товар. Закон спроса — при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.В основе закона лежит ряд причин.1.психология людей.Цена для людей это своеобразный психологический барьер,чем выше барьер тем меньше желание.Зная это фирмы устраивают распродажи по низким ценам.2.Снижение цены искусственно стимулирует рост потребностей у покупателя.3.Действие эффекта дохода и замещения. Эффект дохода-это увеличение дохода в результате снижения цены.Эффект замещения-замена дорого товара его дешевым заменителем.Например повысился спрос на говядину увеличился спрос на свинину.Закон спроса не имеет абсолютного значения.Сущ.исключения1.Эффект Гифена – при котором удорожание жизни сокращает потребление дорогих товаров в пользу более дешевых.2.Эффект присоединения к большинству- желание каждого быть не хуже других,не отставать от моды.3.Эфект Сноба- человек никогда не купит то что есть у других.4.Эфект Веблена-цена товара становится показателем престижности.
13.Предложение.Закон предложения.Предложение-готовность производителя продать свой товар по определенной цене в определенное время.Максимальное количесто товара которое согласен предложить продавец наз.величиной обьемом предложения.На предложение влияют факторы-цена ресурса,состояние технологии производства,налоги и дотации,количество продавцов на рынке,ожидания изменения цен и др.Взаимосвязь между ценой и величиной предложения фиксируется законом предложения:Чем выше цена,при прочих равных условиях тем больше величина предложения.Чем меньше цена тем меньше величина предложения.Неценовые факторы:1.Цена на ресурсы-чем выше цена тем выше издержки производства,тем меньше прибыль.Цена определяется рынком.2.Состояние технологии-чем эффективнее технология тем ниже издержки.3.Налоги и дотации-чем выше налоги тем выше издержки и тем меньше предложение.4.Цены на товары субституты- сущ.обратная зависимость.Например цена на говядину не меняется а цена на свинину растет и следовательно чем выше цена на свинину тем меньше предложение говядины.5.Цена на товар-комплемент-сущ.прямая зависимость.Например цена на чай не изменилась а на сахар растет.Чем больше предложение сахара тем больше предложение чая.6.Ожидание изменения цен7.Число продавцов на рынке- чем больше их число тем больше предложение.
14.Отраслевое рыночное равновесие. Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствии изменений спроса и предложения оставаться неизменной. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня. Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.Равновесная цена— цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.Равновесный объём— объём спроса и предложения товара при равновесной цене. Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.
15.Эластичность спроса и предложения.Для характеристики спроса и предложения с точки зрения цен вводиться понятие эластичность.Эластичный –т.е.изменяющийся под влиянием каких то сил.Эластичность спроса по цене-это степень изменения величины спроса в зависимости от изменения цены.Эластичность спроса по доходу –это показатель изменения спроса в связи с изменением дохода.Различают 1.положительную эластичность- это значит что потребитель считает этот товар нормальным высшего качества и с ростом дохода спрос на него растет.2.отрицательную эластичность-этот товар для потребителя не является полноценным,так как с ростом дохода спрос на него падает.В рамках положительной эластичности можно выделить различные группы товаров.Для товаров первой необходимости спрос на которые растет медленнее роста дохода то эластичность будет больше 0 и меньше1. Для товаров второй необходимости(одежда,обувь)-эластичность=1 так как спрос изменяется пропорционально изменению дохода.Для предметов роскоши спрос на которые опережает рост доходов эластичность больше1,нарпример покупка в кредит. Hа эластичность спроса оказывают влияние также факторы: 1.Hаличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: напитки и соль).2.Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.3.Фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения.4.Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос.5.Уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна.Эластичность предложения-степень изменения количества товаров в ответ на изменение цен.На эластичность предложения влияют факторы:1.способность товара к длительному хранению.2.Возможности расширения производства товара.3.Временный фактор.4.Динамика цен на другие товары субституты и комплементы.
16.Домашнее хозяйство как экономич.субъект.Рациональное поведение потребителя. Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких человек,обеспечивает производство и воспроизводство капитала и самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйство - хозяйственная единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве. Виды домохозяйств:Единичные домохозяйства или просто домохозяйства.- образованы одиночками, отдельными или несколькими семьями , а также этими семьями совместно с одиночками.Групповые домохозяйства- образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации. Доходы домохозяйства - это частные доходы. Они формируются за счет:ЗП,труда,прибыли ,капитала,процента и дивиденда ,участия в акционерном обществе,ренты природных ресурсов (земли). Доход каждого домохозяйства расходуется по трём направлениям:выплата налогов государству,удовлетворение личных потребностей,формирование личных сбережений.Сбережения - это посленалоговая не потребляемая часть годового личного дохода домохозяйства. Различают следующие виды сбережений:домашние (в налично-денежной форме),институционные (банковские депозиты, страховые полисы, облигации, акции, и др.). Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство). Домашние хозяйства с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Рациональное поведение - поведение потребителя, направленное на максимизацию полезности потребляемых благ.Рациональное поведение иначе называют функциональным поведением, и спрос, определяемый этим поведением, также будет функциональным.Функциональным рациональное поведение называют потому, что потребитель, увеличивая величину полезности, максимизирует, таким образом, функцию полезности.
17.Предприятие(фирма) как хоз.субъект.Организационно-правовые формы. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект,обладающий правом юридического лица,владеющий набором производственных факторов для производства и реализации материальных благ и услуг.Основные функции –удовлетворить спрос потребителей в определенных видах продукции и услуг и максимизировать прибыль. Фирма – юридически самостоятельная предпринимательская единица, включающая, как правило, несколько предприятий. Задачи предприятия: выпуск конкурентоспособной продукции; изучать спрос на выпускаемую продукцию, эффективно использовать материальные ресурсы, внедрение достижений науки и техники, производить гибкую ценовую политику. Классификация: характер потребительского сырья (добывающие,перерабатывающие); назначение готовой продукции (средства производства,предметы потребления); технологическая общность (с непрерывным и дискретным процессом производства); время работы в течение года (сезонные и круглогодичные); размер (крупные, средние, малые); по уровню специализации(специализированные, комбинированные); по видудеятельности (промышленные, торговые, строительные и т.д.); по форме собственности (государственные, муниципальные, коллективные, совместные); в зависимости от цели (коммерческие и некоммерческие).Предприятие самостоятельно осущ.свою деятельность, заключает договоры,распоряжается выпуском продукции,прибылью полученной после уплаты налогов.В основе функционирования предприятия лежит производственный процесс,который представляет собой систему взаимосвязанных основных вспомогательных и обслуживающих процессов.основное производство включает в себя заготовительный процесс,обработку и сборку,в результате чего получается готовый продукт.Вспомогательное производство создает условия ля основного производства(ремонт зданий,сооружений).Обслуживающее производство обеспечивает функционирование основного и вспомогательного производства(система контроля).производственный процесс состоит из операций которые выполняются на рабочем месте,где рабочие должны обладать опред.знаниями и навыками.Формы-1. Общество с ограниченной ответственностью -объединение граждан или юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Общество с дополнительной ответственностью учреждается одним или несколькими лицами. Полное товарищество - это коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут полную ответственность всем принадлежащим им имуществом (в том числе и личным). Товарищество на вере включает полных товарищей и вкладчиков. Акционерное общество- общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций,участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков.
18.Общий средний и предельный продукт фирмы. Фирма – юридически самостоятельная предпринимательская единица, включающая, как правило, несколько предприятий. Начав с производственной функции фирмы, мы можем теперь сформулировать три важных понятия:общего, среднего и предельного продукта. Общий продукт (TP) – это объём экономического блага, произведенный с использованием некоторого количества переменного фактора (ресурса). Разделив общий продукт на израсходованное количество переменного ресурса, определяем величину среднего продукта. средний продукт характеризует производительность переменного фактора производства. Предельный продукт (MP) отражает изменение общего продукта при использовании дополнительной единицы переменного фактора производства. Тенденция к уменьшению предельного продукта при использовании переменного ресурса сверх определенной величины, названа «законом убывающей отдачи», «законом убывающей предельной производительности ресурса».Итогом хозяйственной деятельности фирмы выступает доход.Доход- это денежная сумма получаемой фирмой в результате производства и реализации благ и услуг.Общий доход-общая сумма денежной выручки,полученная в результате реализации продукции.Средний доход-денежный доход получаемый от реализации одной единицы продукции.Предельный доход-приращение общего дохода полученное в результате выпуска и реализации дополнительной единицы продукции.
19.Производственная функция.Производство — основная область деятельности фирмы. Фирмы используют произ-водственные факторы. Мы можем подразделить производственные факторы на крупные категории — труд, материалы и капитал. Например, труд как производственный фактор через показатель трудоемкости объединяет как квалифицированный (плотников, инженеров), так и неквалифицированный труд (сельскохозяйственных рабочих), а также предпринимательские усилия руководителей фирмы. К материалам относятся сталь, пластиковые материалы и любое другое изделие, которое приобретает фирма и превращает в готовый товар. К капиталу относятся здания, оборудование и товарно-материальные ценности. Взаимоотношение между вводимыми факторами, производственным процессом и выходом продукции описывается производственной функцией. Производственная функция характеризует техническую зависимость между количеством применяемых ресурсов и объемом выпускаемой продукции в единицу времени. Свойства функции-1. Существует предел для увеличения объема производства, которое может быть достигнуто увеличением затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Прирост производства, который может быть достигнут от прироста рабочих, очевидно, будет приближаться к нулю. Действительно, можно достигнуть такой точки, когда каждый новый рабочий на фабрике будет способствовать скорее сокращению, а не увеличению вы-пуска продукции! Это может произойти, если рабочий не будет обеспечен оборудованием для работы, и его присутствие будет мешать работе других рабочих и снижать их эф-фективность. 2. Существует определенная взаимная дополняемость факторов производства. Работники выполняют свою работу более эффективно, если они снабжены всеми необходимыми инструментами. Точно так же инструменты могут оказаться бесполезными в том случае, если работники не будут обладать необхо-димой для их применения квалификацией. Тем не менее, в производстве возможно заменить один ресурс на другой. Существует, тем не менее, предел того, насколько труд может быть замещен большим количеством капитала, не вызывая сокращения выпуска продукции. И, напротив, существует предел использования ручного труда без применения оборудования. Производственный процесс характеризуется определенной комбинацией ресурсов,необходимой для получения единицы продукции. Однако количество потребленных ресурсов при производстве продукции может быть разное. В теории производства используется двухфакторная модель произ-водственной функции, которая характеризует зависимость между максимально возможным объемом выпуска и количеством применяемых ресурсов: Q = f (L, K). где Q - максимально возможный объем выпуска продукции; L - количество труда; K - количество капитала.