ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2019
Просмотров: 2280
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Индия.
Индийское
общество эпохи государства Гунта
сочетало черты общинных порядков с
чертами рабовладельческого общества
и с чертами зарождающегося феодализма.
В общественном строе Индии сохранялась
система каст, закрепленная в свое время
законами Ману. Большое значение в жизни
общества имели сельские общины, во главе
которых стояли старосты и другие
должностные лица. Сельская община
состояла из нескольких десятков или
сотен семей, где земледелие соединялось
с ремеслом. Ранние проявления феодализма
в период правления династии Гунта
сказывались в формировании сословия
военно-служилых людей, получающих за
службу землю с сидевшими на ней
крестьянами. При этом формировался
строй феодальной иерархии во главе с
царем-магараджем, от которого зависели
более мелкие князья-раджи. Господствующей
религией по-прежнему был брахманизм,
но только в его новой форме — форме
индуизма, включавшего в себя некоторые
элементы буддийской религии с ее учением
о непротивлении злу, аскетизмом, верой
в переселение душ..Могольское
завоевание не внесло существенных
изменений в социально-экономический
строй феодальной Индии. Собственником
всех земель считался падишах. Большая
часть земли фактически находилась во
владении отдельных деревенских общин,
внутри которой пахотная земля делилась
на наделы, находившиеся в непосредственном
пользовании отдельных крестьянских
семей. Каждая семья платила налог и
выполняла другие повинности. Наряду с
земледелием крестьяне занимались
ремеслом преимущественно для удовлетворения
собственных потребностей. Внутри общины
происходила социальная дифференциация.
Так управляющий общиной совет —
панчаят (совет пяти) состоял в основном
из наиболее зажиточных общинников. В
общине были и так называемые "пришлые",
которые арендовали землю, оставляя себе
лишь восьмую часть собранного
урожая.Особенностью индийских общин
было разделение между земледельческим
и ремесленным трудом. В каждой общине
имелись представители соответствующих
каст, наследственно занимавшиеся
определенными ремеслами и обслуживающие
все потребности общинников. В индийской
общине имелись кастовые различия:
общинная верхушка (староста и др.) и
полноправные общинники принадлежали
к более высокой касте, чем общинные
ремесленники и слуги, которые принадлежали
к самым низшим к неприкасаемым кастам.
Деревенская верхушка стремилась к
захвату общинных земель и превращению
их в свою частную собственность.Несмотря
на все сложности в экономике Индии
происходило развитие простого товарного
хозяйства, что способствовало зарождению
в недрах феодального строя капиталистических
отношений.Эти основы аграрных отношений
продолжали оставаться и при Моголах,
создавших на их базе свою военно-ленную
систему.Хотя падишах и считался верховным
собственником всей земли, однако в его
непосредственном распоряжении находилось
лишь около восьмой части обрабатываемых
земель. Все завоеванные земли составляли
государственный фонд (халисэ); большая
их часть была роздана крупным феодалам
в виде условного держания (джагир),
которое считалось военным леном, не
переходящим, как правило, по наследству.
Формально держателю джагира —
джагирдару предоставлялось лишь право
получения ренты от крестьян, проживающих
на пожалованной ему земле, но в реальности
его власть была весьма широкой. Вся
Могольская Индия была разделена между
численно незначительной группой в
несколько тысяч крупнейших джагирдаров,
каждый из которых должен был нанимать
в зависимости от доходов своего лена
отряд конных воинов для службы Великому
Моголу. Правящая верхушка Моголов в
большинстве исповедовала ислам. Наряду
с ней в Могольской державе сохранились
феодалы-индусы, игравшие второстепенную
роль и считавшиеся вассалами падишаха.
По форме правления держава Моголов была
феодальной деспотией. В рядах
господствующего класса шла постоянная
борьба между шахской центральной властью
и крупными феодалами, стремившимися
превратить свои лены — поместья в
наследственные и самостоятельные
владения, а также междуусобные войны
джагирдаров между собой.Главной силой
армии Моголов была тяжелая конница,
состоящая из наемных воинов отдельных
джагирдаров.Одним из важнейших ведомств
было налоговое ведомство, находящееся
в подчинении падишаха; в его канцеляриях
хранились земельные кадастры податных
земель с указанием их площади, качества
почвы, характера производимой культуры,
ирригационных сооружений, и размеры
налогов. Всю эту сложную работу выполняли
главным образом писцы и чиновники,
исповедовавшие индуизм и принадлежавшие
к высшим кастам. Города в Индии не имели
самоуправления.
Япония. В результате междоусобной борьбы за власть победу одержала группировка, возглавляемая кланом Минамото, который в 1192 г. был провозглашен правителем государства (сегуном). Создается новый правительственный аппарат: бакуфу. Императоры рассматривались лишь как носители верховных жреческих функций.Центральный аппарат сегуна — бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей в основном законодательством; главной военной палаты, ведавшей воинским сословием, и главной судебной палаты. К XIII в. в Японии окончательно оформились ленные отношения: крупные феодалы стали сеньорами; мелкие — вассалами, обязанными нести военную службу. Эти две группы класса феодалов составили привилегированное сословие.Большую часть населения составляли крестьяне, жившие в феодальных поместьях; каждый крестьянский двор имел земельный участок, покинуть который он не мог. В пользу собственника земли крестьяне обязаны были отдавать 40-60% урожая; они также входили в отряды своих господ в качестве пехотинцев.Ремесленники и торговцы с XIII в. стали объединяться в особые корпорации. В пользу феодалов с ремесленников взимали натуральную ренту в виде продукции их ремеслаМонгольская опасность ухудшила положение японских крестьян в связи с ростом налогов и поборов. Ухудшилось и положение низшей части феодального дворянства — мелких ленников.Наряду с этим в стране еще более усилилась борьба среди феодальной знати за власть; в итоге в конце XIV в. в Японии утвердилась новая сегунская династия Асикага, власть которой была распространены лишь на провинции, окружавшие город Киото. Большая часть страны контролировалась местными феодалами, Япония окончательно вступила в период феодальной раздробленности. В стране социальные противоречия особо обострились в XV в., о чем свидетельствовали крупные крестьянские восстания в 1428, 1429, 1485 гг.; происходили также столкновения ремесленного и купеческого населения с феодалами.К началу XVI в. Япония распалась на несколько крупных феодальных княжеств. Центральное правительство в лице сегуна Асикага потеряло всякое реальное значение. Большая часть земли стала собственностью нескольких кланов крупных феодалов, в подчинении у которых находились мелкие и средние феодалы, составлявшие привилегированное сословие воинов-самураев. Огромные земельные владения имели храмы и монастыри.Старая форма феодальной земельной собственности — мелкое поместное землевладение (сезн) все более теряла свое значение, уступая место крупным феодальным латифундиям. Это сказалось на ухудшении положения тех самураев, которые были вассалами средних и менее крупных феодалов. Бесконечные междоусобные войны надолго отрывали самураев от своих хозяйств; сельское хозяйство приходило в упадок, сократилась площадь обрабатываемых земель; крестьяне уходили в город в поисках заработка. Несмотря на это, конец XV и XVI век были для Японии временем роста городов, ремесла и торговли.Князья, все более эксплуатируя своих крестьян, облагали в то же время высокими налогами цехи и гильдии; они нередко были владельцами производственных предприятий, строили суда, вели обширную внешнюю торговлю.Дело завершения объединения страны после убийства в 1582 г. Нобунага взял на себя его сподвижник Хидзеси (1582 — 1598). Отнятие у покоренных им князей земли он раздавал своим полководцам, усиливая таким образом новых феодалов, являвшихся его опорой. Одновременно он не прекращал борьбы против крестьянства, о чем свидетельствует в частности его указ 1588 г. об изъятии оружия у крестьян по всей стране. Худзеси ввел новый земельный кадастр, который обобщил результаты проверки всех крестьянских наделов, уменьшив при этом единицу измерения земельной площади (с 1,2 га до 1,01 га), но сохранив за ней старое наименование (те) и старую норму ренты с этой уменьшенной площади.В интересах самурайства, новых феодалов и тех торговых домов, которые были заинтересованы в заморской торговле, Хидзеси в 1592 г. оккупировал почти всю Корею. Но в следующем 1593 г. завоеватели потерпели поражение; Корее помощь оказал Китай.В конце XVI в. Японию стали посещать голландцы и англичане, которые стали соперничать с португальцами и испанцами. После смерти Хидзеси (1598 г.) власть перешла к Токугаве, к одному из видных полководцев и соратников Нобунага и Хидзеси. В 1603 г. он после борьбы с соперниками принял титул сегуна. Однако междоусобные войны продолжались до 1615 г., после чего стал происходить некоторый подъем экономики страны.
32.Общая
характеристика прав средневекового
Востока.
Право
Китая.Право
собственности. Вещи делились на движимые
и недвижимые, выделяя три формы
собственности: частную ("сы"),
государственную ("гуань") и
общественную ("гун"). Особым видом
собственности была собственность
буддийских и даосских общин. В Китае
было, конечно, и крупное феодальное
землевладение. Это — прежде всего
так называемые жалованные земли за
службу. Феодалы использовали труд
зависимых крестьян; частично земля
небольшими участками сдавалась в аренду
на условиях уплаты ренты и выполнения
работ по требованию хозяина.На полях,
полученных чиновниками за службу, чаще
всего работали государственные надельные
крестьяне.Что касается частичной
собственности крупных феодалов, то
число родовых поместий в VI-VII вв. заметно
сократилось.Общественная собственность
отличалась в основном от государственной
тем, что пользование ею шло на общественные
нужды (эта земля и вода, в отличии от
государственной им частной собственности,
воспринималась как некое общее достояние).
Общими были выпасы, леса, болота, озера,
реки, горы.Собственность "гуи"
могла быть и государственной, но поскольку
доходы с нее преимущественно предназначались
на общественные нужды, считалась
общественной собственностью.
Обязательственное
право.Китайское
право отдавало предпочтение договору
в письменной форме; составление
письменного контракта придавало ему
особую силу, отличную от сделки,
заключенной посредством устного
договора.
Брак
и семья.Брак
заключался по решению старших
представителей (прежде всего мужчин)
двух семей. В отличие от практики многих
народов брак в старом Китае не регулировался
религией, это было соглашение двух
сторон, признаваемое властями.Что
касается брачного возраста, то
представления о нем менялись на протяжении
многовековой истории Китая. Так, согласно
"линам" династии Тан был установлен
брачный возраст для невесты 13 лет, для
жениха 15 лет. По представлениям Конфуция
мужчина должен жениться до 30 лет, а
девушка выйти замуж до 20 лет. Были
запрещены браки китайца с монголкой;
маньчжурки (дочери маньчжуров, служащих
знаменитых войск пекинского гарнизона)
не имели права выходить замуж за китайцев;
не допускались браки китайцев с туземками
острова Тайвань.
Наследование.
Китайское
право признавало наследование
преимущественно по закону. После смерти
отца, главы семьи, имущество семьи
считалось равно унаследованным всеми
его сыновьями. Но имущество, данное
семьей жены, разделу не подлежит. Вдова
имела право на управление имуществом
семьи после смерти мужа и на долю из
него на свои похороны. Замужние дочери
не имели права на наследство; незамужние
покупали половинную долю братьев.
Незаконные
сыновья умершего также могли претендовать
на половинную долю наследства законных
сыновей. Но главным в праве наследования
был раздел на равные доли между мужскими
потомками (братьями, внуками) имущества
наследодателя (отца, деда). Старший сын
или старший внук (сын старшего сына)
отличались только тем, что имели
исключительное право на наследование
чина (ранга, титула, должности) отца
(деда).
Уголовное
право. Субъектом
преступления мог быть только человек.
Объектом преступления могли быть как
или человек, или вещь.Говоря о субъективной
стороне, необходимо отметить, что
китайское право различало преднамеренные
преступления ("гу и") и преступления,
совершенные по ошибке ("ши"), без
умысла; по небрежности, неосторожности
("гоши"). При этом в Китае было
распространено объективное вменение
и принцип коллективной ответственности.Старое
китайское право особо выделяло те
преступные деяния, которые охватывались
понятием десяти зол ("ши э"): 1.
Заговор о мятеже против государя; 2.
Великое непокорство, бунт; 3. Заговор,
измена; 4. Неподчинение, непокорство; 5.
Несправедливость, порочность преступления,
противоречащего естественному порядку
вещей; 6. Выражение великого неподчинения;
7. Выражение сыновей неподчительности,
неподчтения к родителям; 8. Несогласие,
разногласия; 9. Несправедливость,
неправедность; 10. Кровосмесительные
половые связи. Применение наказаний в
средневековом Китае приравнивалось к
карательному походу против врага.
Наказание имело своей целью устрашить
потенциальных преступников. Китайские
юристы считали, что наказание способно
и перевоспитать. При применении наказания
учитывались возраст и физическое
состояние лица, совершившего
преступление.
Судопроизводство.
Процесс
начинался доносом властям о преступлении
или заявлением пострадавшего (истца).
Потерпевший должен был обратиться с
жалобой прежде всего в свою уездную
управу. Доносчик обязан был указать
год, месяц и место совершения преступления;
должен был обращаться с заявлением
строго по инстанции. Малолетние и
престарелые не могли сами обращаться
с заявлением к властям. Тот, кто не
донесет о заговоре против государства
или о намерении поднять мятеж, подлежит
удавливанию. Лжедонос с обвинением в
заговоре против императора карался
обезглавливанием.Общим правилом
наказания за лжедонос было получение
виновным наказания, равного тому, которое
получило бы лицо, осужденное по его
ложному доносу. Только малолетние и
престарелые имели право откупа от
наказания за лжедонос. Запрещалось
доносить на родителей, деда и бабку.
Исключением являлось убийство отца.
Право
Индии.
Важнейшим источником индусского права
являлись Законы Ману, которые в период
феодализма в многочисленных письменных
комментариях изменялись и переосмысливались.
При этом следует отметить, что часто
Законы Ману и дхармашастры комментировались
по поручению правителей.В период
средневековья в качестве источников
права выступали и судебные прецеденты.
В
Индии брак рассматривался как священный
акт, в основе которого лежит соглашение
между семьями. Индусское право закрепляет
патриархальную большую семью, объединенную
коллективным трудом и уравнительным
распределением продуктов труда между
ее членами. Традиционно считалось, что
хотя бы в течение нескольких лет молодая
супружеская пара будет жить в доме отца
мужа. Общая семейная собственность
охватывает как совместное владение
его, так и совместное ведение
хозяйства.Отчуждение семейной
собственности ограничено, причем
недвижимая собственность должна
оставаться в семье. Право распоряжения
большесемейной собственностью
сосредоточено в руках отца, управителя,
власть которого основана на авторитете
отца, приобретающего по рождению долю
в собственности предков, равную доле
своего отца. В состав большой семьи
входят сонаследники, их матери, жены,
дети (исключая замужних дочерей), вдовы
и незамужние дочери умерших сонаследников,
незаконорожденные сыновья от длящегося
сожительства, при условии согласия
других сонаследников, в том случае, если
нет других детей.Собственность
неразделенной семьи — это собственность,
на долю которой имеет право каждый
сонаследник, который может иметь и свою
личную собственность, приобретенную
на свои средства или по договору дарения.
Своеобразным институтом индусского
права собственности является собственность
богов, а также религиозных и благотворит
частные и публичные храмы, религиозные
школы, в пользу которых поощрялись
пожертвования.Собственность, посвященная
божеству, является вечной; она, как и
благотворительно-религиозная, образуется
в результате завещания и дарения
движимого и недвижимого имущества.Одной
из распространенных форм религиозной
собственности является пожертвование
в матха (индусской школы, возглавляемой
управителем махантом); у большинства
матхов имеются свои храмы; некоторые
крупные матхи имеют свои локальные
отделения — питхи. Матхи и храмы
играли большую роль в развитии религиозной
философии и политической мысли в Индии.К
традиционным институтам индийского
права относилась и собственность
"бинами", которая имеет сходство
с доверительной собственностью. В основе
бинами лежат вещные отношения, когда
определенное лицо (бинамидар), как
правило, находящееся или в родственных
отношениях с собственником имущества,
или в зависимости от него, принимает на
себя права собственника в интересах
учредителя бинами. Собственность бинами
еще в древней Индии призвана была
маскировать реальные владения собственника
от угрозы захвата правителей, а также
от притязаний со стороны сонаследников
и родственников.Наконец необходимо
отметить особенности договора займа в
Индии, проценты по которому не могут
превышать удвоенной суммы долга. Это
объясняется тем, что индусское договорное
право не знало ограничений сроков
взыскания долга. Кроме того, как
указывалось, потомки по мужской линии
были обязаны выплачивать долги своих
родителей; все это могло привести к
непосильному росту суммы долга по
процентам.
Арабское
право.
Мусульманское право тесно связано с
религиозными и моральными установлениями,
нормами. На раннем этапе истории Арабского
халифата и развития ислама мусульманское
богословие и правоведение тесно
переплетались и составляли как бы единое
целое. Однако в дальнейшем (примерно, с
середины X в.) правоведение стало
отделяться от мусульманской теологии,
что проявилось в деятельности
мусульманско-правовых школ (толков).
Основным
источником мусульманского права является
Коран — главная священная книга
мусульман, которая по учению ислама
существовала вечно и была сообщена
богом Мухаммеду, как откровение. Эти
"откровения от бога" со слов
Мухаммеда записывались его
последователями.
Право
собственности.
Вещи
делились прежде всего на те, которые
могут находиться в собственности
мусульман, и на те, которые были изъяты
из гражданского оборота. Ко вторым
относились: воздух, море, пустыня, мечети
и др. Было понятие "нечистых вещей"
(например, вино, свинина; книги,
противоречащие положениям ислама).
Земли в основном подразделялись на
государственные; находящиеся у частных
лиц; брошенные земли; земли, не пригодные
для обработки. В
дальнейшем, при Абассидах в связи с
развитием феодальных отношений получила
широкое распространение и условная
форма земельных владений, получившая
новое название — икта, которая
предоставлялась отдельным феодалам за
военную или государственную службу. Со
временем феодалы добились права передачи
икта по наследству вне зависимости от
несения службы, после чего эти владения
стали приближаться к мульковым
землям.
Обязательное
право.
В
основном мусульманское право регулирует
обязательства из договора. В договоры
могли вступать лица, обладающие
дееспособностью. Полностью недееспособными
были несовершеннолетние, умалишенные,
банкроты, рабы; ограниченно дееспособными
являлись больные (они могли распоряжаться
только одной третью своего имущества),
неверные (кяфир) в отношении некоторых
сделок (приобретать в собственность
землю или рабов — мусульман). Договор
заключался в письменной и устной форме.
Недействительными были договоры,
заключенные вследствие обмана, по
ошибке, по принуждению; а также заключенные
с безнравственными целями или с
использованием "нечистых" и изъятых
из оборота вещей.В шариате закреплялся
принцип обязательности исполнения
договора. Обязанность соблюдать договоры
подчеркивалась в Коране и рассматривалась
как священная.Мусульманское право
различает следующие виды договоров:
купля-продажа, заем, ссуда, наем, дарение,
мена, поставка, поклажа, товарищество,
поручение и др.
Брак
и семья.Мусульманское
право предусматривает брачный договор,
который напоминает своеобразную торговую
сделку; причем женщина не является
договаривающейся стороной, а составляет
предмет договора. Фактически вопрос о
замужестве дочери решал отец, стремясь
при этом получить за дочь максимальную
цену (выкуп). Брачный документ составляется
кадием (судьей) и должен удостоверяться
свидетелями мужского пола (не менее
двух). Препятствием к браку считаются:
кровное родство, близость родства по
кормилице, свойство, идолопоклонство.Шариат
признает за мусульманином право иметь
четырех жен; кроме этого он может иметь
наложниц из числа рабынь. Жена имеет
право на содержание, на отдельное
помещение, на выделяемое мужем имущество.
Жена не участвовала в расходах по дому,
которые лежали на муже; она была обязана
заниматься домашним хозяйством и
воспитанием детей.
Наследственное
право.Шариат
говорит о наследовании по закону и
завещанию. Наследники по закону делились
на множество категорий; первая очередь —
нисходящие (дети, внуки); вторая —
восходящие; третьи — боковые
родственники: при этом сперва перечисляются
родственники из числа лиц мужского
пола; далее наследницы (дочери, внучки,
мать, бабка, сестра, супруга). Каждый из
наследников имеет право на определенную
долю в наследстве. Доля эта уменьшается
при наличии других наследников. Так,
муж получает половину наследства,
оставшегося после смерти жены, если она
не оставила ни детей, ни внуков; если же
таковые имелись, то муж получал четвертую
часть наследства. Наследственная доля
женщин составляла половину доли
мужчины.Завещание было ограниченным,
так как наследодатель мог завещать
только одну треть имущества. Завещания
допускались как в письменном виде, так
и в устной форме. Завещание не могло
быть в пользу законных наследников. Не
имели права наследования следующие
лица: неверные в отношении имущества
мусульманина, виновные в лишении жизни
наследодателя, разведенные, рабы.
Уголовное
право.
В
области уголовного права шариат отличался
прежде всего слабо разработанной
системой преступлений и наказаний.
Отсутствует понятие состава преступления,
не разработаны институты рецидива,
соучастия. Так, например, укрыватели и
попустители не считались соучастниками
преступления. Отсутствовали смягчающие
и отягчающие вину обстоятельства;
сохранялась кровная месть.Преступление
рассматривается как совершение
запрещенного и наказуемого Аллахом
деяния, так как по шариату все поступки
и даже мысли людей предопределяются в
конечном счете волей Аллаха.В период
средневековья сложилась в Халифате
классификация правонарушений,
подразделяемых на три вида. Первый —
это преступления, представляющие
наибольшую опасность и наказываемые
точно определенной санкцией — хадд
(бунт, вероотступничество, разбой, кража,
прелюбодеяние, употребление спиртных
напитков).Вторая группа правонарушений —
преступления, за совершение которых
также предусматривается точно определенная
санкция кисас, означающая как бы талион —
возмездие, т. е. наказание, равное по
тяжести совершенному деянию (убийство,
тяжкие телесные повреждения). Коран,
например, подчеркивает: "Кто же
преступает против вас, — то и вы
преступайте против него подобно тому,
как он преступил против вас..."Третью
категорию составляют все иные
правонарушения, которые наказываются
не точно установленной санкцией —
тазир и могут затрагивать как "права
Аллаха" (нарушение религиозных
обязанностей — неуплата заката,
отказ от совершения молитвы, несоблюдение
поста), так государственные и частные
интересы (нарушение обязательств по
сделкам, неуплата выкупа за кровь,
обмеривание, обвешивание, мошенничество,
взяточничество, растрата средств казны
или сирот, лжесвидетельство, шпионаж,
колдовство; нарушение правил поведения
в общественных местах, особенно касающихся
интересов и морали женщин; умышленное
вынесение неправомерного судебного
решения; притеснение подданных или
произвол по отношению к подчиненным).
Японское право.
Важнейшим
источником раннесредневекового права
является кодекс "Тайхо Еро ре" —
основной источник, характеризующий
право Японии VIII — X вв. Этот Свод
законов обобщил и систематизировал
законодательные акты о социально-экономических
и политических реформах, направленных
на ликвидацию первобытнообщинного
сепаратизма и создание централизованного
государства, на закрепление
привилегированного положения новой
аристократии; Свод в основных чертах
определял социально-политический строй
и жизненный уклад японцев на период
более чем 500 лет.
Право
собственности.В
Японии в результате "переворота
Тайка" в 645 г. была введена надельная
система землевладения, согласно которой
монарх был объявлен верховным собственником
земли. При этом земли подразделялись
на три вида: общественные ("коти" —
леса, горы, пустоши); государственные,
казенные ("кантИ"); личные или
частные ("сити"). Существовал,
например, особый вид коронных земель
под названием "дворцовые поля"
(кандэн), которые обрабатывались
крестьянами в порядке трудовой повинности.
Эти земли находились под особым контролем
Министерства двора, которое определяло
площадь посева, вид посевных культур и
количество требуемой рабочей силы.