ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2019
Просмотров: 336
Скачиваний: 3
3. ПРАКТИКА УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
3.1. Учетная политика 2012г.
Об утверждении Положения
по учетной политике организации
на 2012 год
Во исполнение ст.6 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности», Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62, а также с учетом норм типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50, Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102, Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановление Минфина РБ от 31.10.2011 № 111, других актов законодательства по бухгалтерскому учету, отчетности и налогообложению, регламентирующих вопросы вариантного учета хозяйственных операций,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1.1. Положение по учетной политике организации на 2012 год (далее - Положение);
1.2. План счетов бухгалтерского учета организации (приложение 1 к Положению);
1.3. применяемые организацией самостоятельно разработанные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации (приложение 2 к Положению);
1.4. применяемые организацией регистры бухгалтерского учета (приложение 3 к Положению);
1.5. график движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета (приложение 4 к Положению);
1.6. применяемые организацией самостоятельно разработанные формы бухгалтерской отчетности (приложение 5 к Положению).
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2012 г.
Директор __________________ ______________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
ПОЛОЖЕНИЕ
по учетной политике организации на 2012 год
МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УЧЕТА
1. Учет и амортизация долгосрочных активов.
2. Учет и списание производственных запасов.
3. Учет затрат на производство.
4. Учет и оценка готовой продукции и товаров.
5. Учет доходов и расходов по текущей деятельности (примечание 3).
5.1. Учет выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, других доходов.
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, другие доходы признаются в бухгалтерском учете по методу начисления.
Вариант
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, другие доходы признаются в бухгалтерском учете по методу оплаты.
К доходам и расходам по текущей деятельности относятся:
<…>
Вариант
Не предусматривать данную запись в учетной политике.
Датой отгрузки продукции, товаров считается дата их отпуска покупателю со склада предприятия.
Вариант
Датой отгрузки продукции, товаров является иная дата (при этом следует учитывать ограничения, установленные законодательством).
Обоснование
Доходы - увеличение экономических выгод в течение отчетного периода путем увеличения активов или уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала организации, не связанному с вкладами собственника ее имущества (учредителей, участников) (п.2 Инструкции № 102).
Доходы и расходы в зависимости от их характера,
5.2. Выручка от выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом выполнения или оказания.
Выручка от выполнения работы, оказания услуги с длительным циклом выполнения или оказания признается в бухгалтерском учете по мере готовности работы, услуги и приемки заказчиком отдельных этапов.
Вариант
Выручка от выполнения работы, оказания услуги с длительным циклом выполнения или оказания признается в бухгалтерском учете по завершении выполнения работы, оказания услуги в целом.
Обоснование
Пункт 20 Инструкции № 102.
При признании выручки от выполнения работы, оказания услуги с длительным циклом выполнения или оказания по мере готовности работы, услуги и приемки заказчиком отдельных этапов затраты на выполнение принятых заказчиком этапов признаются в бухгалтерском учете расходами того отчетного периода, в котором признана выручка по указанным этапам (п.36 Инструкции № 102).
Обратите внимание!
С 1 января 2012 г. отменен счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Порядок учета выполненных работ по этапам определен Инструкцией № 50 с использованием счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Для обобщения информации о законченных в соответствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение, организация может ввести дополнительный субсчет к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
6. Учет доходов и расходов по инвестиционной деятельности.
К доходам и расходам по инвестиционной деятельности относятся:
<…>
Вариант
Не предусматривать данную запись в учетной политике.
Обоснование
Инвестиционная деятельность - деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке, строительных материалов у заказчика, застройщика (далее - инвестиционные активы), осуществлению (предоставлению) и реализации (погашению) финансовых вложений, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации (п.2 Инструкции № 102).
Пунктом 14 Инструкции № 102 определен состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Доходы от участия в уставных фондах других организаций признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором принято решение об их выплате.
Проценты, причитающиеся к получению, признаются в бухгалтерском учете в каждом отчетном периоде исходя из условий договора.
Суммы увеличения стоимости инвестиционных активов в результате переоценки признаются в бухгалтерском учете доходами в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка.
Суммы уменьшения стоимости инвестиционных активов в результате переоценки, обесценения признаются в бухгалтерском учете расходами в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка, обесценение (п.40 Инструкции № 102).
7. Учет доход и расходов по финансовой деятельности.
К доходам и расходам по финансовой деятельности относятся:
<…>
Вариант
Не предусматривать данную запись в учетной политике.
Обоснование
Финансовая деятельность - деятельность организации, приводящая к изменениям величины и состава внесенного собственного капитала, обязательств по кредитам, займам и иных аналогичных обязательств, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации (п.2 Инструкции № 102).
В п.15 Инструкции № 102 определен состав доходов и расходов по финансовой деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Проценты, подлежащие к уплате за пользование организацией кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством), признаются в бухгалтерском учете расходами в каждом отчетном периоде исходя из условий договора (п.37 Инструкции № 102).
8. Учет иных доходов и расходов, не относящихся к текущей, финансовой, инвестиционной деятельности.
К иным доходам и расходам, не относящимся к текущей, финансовой, инвестиционной деятельности, относятся:
Обоснование
В состав иных доходов и расходов, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы», включаются доходы и расходы, связанные с чрезвычайными ситуациями, прочие доходы и расходы, не связанные с текущей, инвестиционной и финансовой деятельностью (п.16 Инструкции № 102).
9. Создание резервов предстоящих платежей.
10. Создание резервов по сомнительным долгам.
11. Учет курсовых разниц и расходов, связанных с покупкой иностранной валюты.
12. Аналитический учет временных разниц.
13. Иные вопросы.
14. Бухгалтерская отчетность.
Бухгалтерская отчетность составляется по формам, утвержденным постановлением № 111.
Вариант: Бухгалтерская отчетность составляется по формам согласно приложению 5 к Положению, разработанным на основе форм, утвержденных постановлением № 111.
Обоснование
Глава 1 Инструкции № 111.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА
15. Способы ведения бухгалтерского учета.
Установить, что ведение бухгалтерского учета осуществляется по автоматизированной форме ведения бухгалтерского учета, с использованием бухгалтерской программы
Варианты:
• установить, что ведение бухгалтерского учета осуществляется по журнально-ордерной форме учета, с ручной обработкой данных;
• иным способом.
16. Учетная политика, применяемая в структурных подразделениях.
Установить, что в своей деятельности структурные подразделения организации руководствуются учетной политикой, принятой Положением.
При необходимости, обусловленной производственной спецификой, структурные подразделения могут применять иные, не оговоренные в настоящем Положении элементы учетной политики, не противоречащие действующему законодательству, которые в обязательном порядке должны утверждаться распоряжением по подразделению. В таких случаях распоряжение прилагается к настоящему Положению и признается его неотъемлемым элементом.
17. Принятие на работу, перемещение и увольнение материально ответственных лиц.
18. Настоящее Положение довести до сведения руководства предприятия и его структурных подразделений.
Приложение 1 к Положению
План счетов бухгалтерского учета организации
<…>
Обоснование
Инструкция № 50 устанавливает единый порядок применения типового плана счетов и отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета для организаций (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций).
В Инструкции № 50 приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и открываемых к ним субсчетов (счетов второго порядка), забалансовых счетов, раскрыты их структура и назначение, а также порядок отражения наиболее распространенных хозяйственных операций на счетах и субсчетах методом двойной записи.
Для бухгалтерского учета хозяйственных операций организация по согласованию с Министерством финансов РБ может при необходимости вводить в рабочий план счетов дополнительные счета, используя свободные номера счетов.
На основе типового плана счетов руководителем организации утверждается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета (далее - рабочий план счетов).
Организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.
Таким образом, в своей учетной политике организация должна оговорить план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета), необходимых для ведения бухгалтерского учета с учетом отраслевых особенностей хозяйственной деятельности. При этом структура субсчетов в рабочем плане счетов бухгалтерского учета организации может отличаться от предусмотренной в типовом плане счетов бухгалтерского учета.
При этом следует учитывать, что ведение аналитического учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации должно обеспечить получение данных об их наличии и движении, необходимых для составления бухгалтерской отчетности.
В этой связи особое внимание организациям следует обратить на главу 7 «Пояснительная записка» Инструкции № 111, которой предусмотрен объем информации, которую должна будет содержать пояснительная записка, а также на требования к ведению аналитического учета по используемым организацией счетам, установленные Инструкцией № 50.
Приложение 2 к Положению
Применяемые организацией самостоятельно разработанные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации
<…>
Обоснование
С 1 апреля 2011 г. при применении первичных учетных документов следует руководствоваться не только нормами Закона, но и нормами Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» (далее - Указ № 114).
Подпунктом 1.1 п.1 Указа № 114 предусмотрено, что каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.
Согласно подп.1.2 п.1 Указа № 114 формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров РБ, утверждаются уполномоченными государственными органами, определенными в данном перечне.
Согласно подп.1.3 п.1 Указа № 114 формы первичных учетных документов, не указанных в подп.1.2 п.1 Указа № 114, могут утверждаться руководителем организации либо республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов РБ.
При этом организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления в соответствии с частью первой подп.1.3 п.1 Указа № 114.
Согласно подп.1.4 п.1 Указа № 114 первичные учетные документы должны содержать следующие сведения:
• наименование документа, дату его составления;
• наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя;
• содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);
• должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Организации могут утверждать акты выполненных работ или оказанных услуг, бухгалтерскую справку-расчет, документ по передаче расходов по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты», акт снятия остатков топлива и др.
Как приложение к данной части учетной политики организациям целесообразно составлять реестр самостоятельно разработанных и утвержденных первичных учетных документов.
Приложение 3 к Положению
Применяемые организацией регистры бухгалтерского учета
<…>
Обоснование