ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1864

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Логическим называют такое мышление, которое, во-первых, хорошо осознается как процесс, во-вторых, его выводы могут быть доказаны и проверены с использованием известных правил логики.

Аутистическое мышление (от слова «аутизм» – «витание в облаках», и «свободный полет фантазии», «оторванность от действительности») – это мышление, которое не принимает в расчет или слабо ориентируется на реальную действительность.

В отличие от аутического мышления реалистическое мышление учитывает реальную действительность.

Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с наглядно воспринимаемыми материальными предметами. Оно характерно для детей раннего возраста.

Наглядно-образным называют мышление при котором задачи решаются путем психологических действий с использованием образов предметов.

Словесно-логическим называют высший уровень развития мышления человека. Данный вид мышления характеризуется:

  1. оно связано с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами и явлениями или их образами;

  2. полностью протекает в умственном плане;

  3. осуществляется по определенным правилам логики мышления.

Основные формы словесно-логического мышления:

понятие (отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления);

суждение (отрицание или утверждение того или иного факта);

умозаключение (индуктивное и дедуктивное) – это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, завершающее мыслительный процесс.

Индуктивное умозаключение – это форма мышления, при которой из частных знаний выводится некоторое общее знание.

Дедуктивное умозаключение это форма мышления, при которой из общего знания выводятся ряд частных утверждений.


  1. Понятие об эмоциях и чувствах.

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются им в виде эмоций. Эмоцииособый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процессу и результату его практической деятельности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Это страх, гнев, радость, удивление, стыд и т.д. Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне в виде телесных проявлений (мимики, пантомимики, тона голоса и т.д Часто эмоция реакция не только на события совершившиеся, но и вероятные или вспоминаемые. Чувства, в отличие от эмоций, более сложны. Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они выражают устойчивее отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Чувства могут длится годами. Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.


Моральные, или нравственные, чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному (чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, а также чувства товарищества, долга, совести и патриотизма). Моральные чувства переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали (чувство долга и т.д.).

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение.

Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве. В эстетических чувствах человека отражаются красота и гармония (либо, наоборот, дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках в виде эмоций эстетического наслаждения, восторга или презрения, отвращения – это чувства красивого и безобразного, грубого; величия или, наоборот, низости, пошлости; трагического и комического.


  1. Воля как психический процесс. Характеристика волевых качеств личности.

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать влияние второстепенных желаний и потребностей на пути к намеченной цели. Если, например, человеку не хочется пить горькое лекарство, но он знает, что это крайне необходимо для его здоровья, то, подавляя силой воли свое нежелание, он заставляет себя систематически выполнять назначенное лечение. Другой пример: студенту хочется сходить на дискотеку, но у него еще не готова домашняя контрольная работа к завтрашнему дню. Преодолевая усилием воли сиюминутное желание, студент заставляет себя работать. Проявление воли мы наблюдаем и в различных ситуациях общения. Например, человек нам неприятен, но от него объективно зависит наше дальнейшее продвижение, поэтому усилием воли мы сдерживаем свою неприязнь, надеваем подходящую для данной ситуации психологическую «маску» и ведет с ним деловую беседу.

Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

необходимо сделать выбор между двумя или более одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий желаниями, целями, чувствами, не совместимыми друг с другом;

несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

в практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.


Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Воля – это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.

В качестве основных функций воли выделяют:

выбор мотивов и целей;

регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

мобилизацию физических и психических возможностей на достижение поставленных целей и преодоление препятствий.

Воля и ее сила проявляются в волевых действиях (поступках человека). Волевые действия, как и вся психическая деятельность, согласно И. П. Павлову, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показывают исследования, происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели.

Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции – побудительную активизирующую и тормозную, проявляясь в них в виде волевого действия. Побудительная функция способствует активности человека не по факту (как реактивная), а на основе специфики внутренних состояний, обнаруживающихся в момент самого действия. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Побудительная и тормозная функции составляют «содержательную» основу процесса волевой регуляции.

Волевая регуляция поведения человека в ее наиболее развитом виде – это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением.

Все достижения человека и человечества в целом не обходятся без участия воли, волевой регуляции поведения. Все волевые процессы, составляющие механизм регуляции, имеют несколько существенных фаз:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) обсуждение и борьба мотивов;

3) принятие решения;

4) исполнение.

Ключевыми понятиями 1–3-й фаз являются влечение и желание. Влечение – это неосознанная потребность, а желание – осознанная потребность, готовая превратиться сначала в мотив, а затем и в цель поведения. Возникновение одновременно нескольких несогласованных желаний порождает борьбу мотивов. Борьба мотивов нередко сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно, если желания полярны. В традиционной психологии борьба мотивов рассматривается как ядро волевого акта. Преодоление же внутреннего конфликта идет лишь через осознание реальной значимости и соотношения мотивов, а также важности последствий, результирующих волевое действие.

Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов, порождающим специфическое для волевого акта чувство ответственности за действие. Процесс принятия решения достаточно сложен и его скорость во многом зависит от такой категории, как «решимость». Степень решимости в свою очередь определяется следующими факторами:


наличием разумных оснований для осуществления волевого акта;

динамикой и силой внешних обстоятельств, определяющих шкалу мотивов;

темпераментом и характерологическими особенностями человека, принимающего решение.

Заключительной фазой волевого процесса является исполнение. Этап исполнения имеет сложную внутреннюю структуру: принять решение – это не значит сразу его выполнить.

Исполнение решения очень тесно связано с такой категорией, как время. Если исполнение откладывается на значительный срок, то речь идет о намерении. Для окончательного принятия решения и исполнения требуется волевое усилие.

Волевое усилие – это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое усилие зависит от следующих факторов:

  • мировоззрения личности;

  • моральной устойчивости;

  • наличия общественной значимости цели;

  • установки по отношению к действию;

  • уровня самоорганизации личности.

Иными словами, воля является своеобразным отображением структуры личности и ее внутренних особенностей. Волевое действие каждого человека неповторимо.

Знание механизмов волевой регуляции и способов развития воли необходимо каждому человеку, стремящемуся к планомерному и успешному саморазвитию и достижению жизненных целей.


  1. Характеристика эмоциональных состояний личности.

В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают следующие виды эмоциональных состояний:

  1. Настроение – это эмоциональное состояние, которое отличается слабой и средней силой и значительной устойчивостью. Это не специальное переживание по поводу конкретного события, а «разлитое» общее состояние. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы и обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания человека.

  2. Страсть – длительное и устойчивое эмоциональное состояние, глубокое чувство ставшее характеристикой личности. Она возникает при большом стремлении к определённым действиям, достижению какой-либо цели и помогает этому достижению.

  3. Аффектнаиболее мощная эмоциональная реакция – сильное бурное и относительно короткое эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека. В аффекте резко изменяется внимание, снижается его переключаемость, и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Всё остальное осознаётся недостаточно и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием.

  4. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

  5. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Самой распространённой реакцией на фрустрацию является возникновение генерализированной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно.




  1. Направленность личности и пути ее формирования.

Направленность – это система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций личности, придающая его жизни осмысленность и избирательность.

Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Нужда – это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Потребности бывают биологические и социальные, последние делятся на материальные (одежда, жильё и т.д.) и духовные (познавательные, творческие, эстетические). Возникающие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения и становятся внутренними побудителями её деятельности, т.е. мотивами.

Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Влечение – неосознанная по содержанию и цели потребность.

Желание – мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она ещё не выступает в качестве сильного побуждения к действию.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту в силу его значения и эмоциональной привлекательности.

Склонность – ярко выраженная потребность личности заниматься определённой деятельностью.

Идеал – важная цель личностных стремлений человека, зовущий пример, эмоционально окрашенный эталон действий.

Мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир, его ядром являются убеждения – сплав из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов.


  1. Темперамент личности и характеристика его типов.

Темперамент – система природных свойств личности, характеризующая динамику протекания психических процессов и изменение психических состояний.

Академик Павлов изучал физиологические основы темперамента, доказал, что тип темперамента зависит от силы, уравновешенности и подвижности двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения, определяющих деятельность головного мозга. Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: живой, безудержный, спокойный, слабый.


Сильный

Слабый

Уравновешенный

Неуравновешенный

Меланхолик

Подвижный

Инертный

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Холерик: быстрота реакции, живая мимика и жесты, решительность, энергичность. Неуравновешен, вспыльчив, резок, неусидчив; тяготиться спокойным ритмом, расходует много сил, излишне волнуется перед ответственным делом; склонен к грубости, недовольству; раздражим.

Сангвиник: бодр, уверен, быстро привыкает к смене обстановки, легко работает, активен, положительно влияет на настроение окружающих. Возможны несобранность, неустойчивость интересов, слабая усидчивость и настойчивость.