Файл: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА шпоры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1487

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип индивидуального подхода к воспитываемым имеет очень важное значение в воспитании. Он требует, чтобы воспитатели глубоко и всесторонне знали индивидуальные особенности воспитываемых (направленность, темперамент, характер, способности, жизненный опыт) и с учетом их применяли методы воспитания, средства и приемы воздействия, которые дают наибольшую эффективность в процессе воспитания. К. Д. Ушинский отмечал, что, если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Воспитывать личность, не зная ее индивидуальности,– невозможно.

Принцип сочетания требовательности к воспитываемым с уважением их достоинства и заботой о них подчеркивает, что требовательность является неотъемлемым, обязательным элементом воспитания. Без систематической и разумной требовательности не может быть и эффективного воспитательного процесса, но она должна быть педагогической, то есть справедливой, целесообразной в конкретных условиях, негрубой, сочетаться с уважением достоинства воспитываемых и заботой о них, быть постоянной и предъявляться ко всем без исключения.

Принцип опоры на положительное в личности, в воспитательном процессе требует от воспитателей опираться на положительное в личности и в социальном окружении. Закрепление и развитие положительных качеств, поддержка малейших успехов воспитываемых, их стремления исправиться дает возможность воспитателям вытеснять то отрицательное, что есть в личности. Человек не рождается плохим или хорошим, таким он становится в процессе воспитания. Задача воспитателя состоит в том, чтобы найти хорошее в личности и использовать его для духовного роста, развития сознания и воли, становления сильного характера воспитуемого.

Принцип единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий подчеркивает, что все субъекты процесса воспитания обязаны предъявлять единые требования к воспитываемым, согласовывать свои действия, не отвергать ранее достигнутое в процессе воспитания, а наращивать все то положительное, что было сформировано у воспитываемых в семье, школе, студенческой учебной группе или трудовом коллективе.

Все принципы воспитания находятся в тесном единстве и взаимодействии. Каждый из них применяется не изолированно, а в тесной связи друг с другом, что обеспечивает их эффективность и действенность.


12. Методы и средства воспитания.

Методы воспитания – это совокупность средств и приёмов однородного педагогического воздействия на сознание, чувства и волю воспитуемых с целью формирования у них качеств и привычек поведения. Система основных методов воспитания:

1. Убеждение – это обращение к уму, логике, опыту и чувствам человека с целью добровольного принятия идей, превращения их в практическое руководство к действию. Условия убеждения:


  • личная убеждённость педагога;

  • правдивость, искренность;

  • связь с жизнью;

  • настойчивость.

2. Пример – это воздействие на сознание, чувства и волю человека всеми видами примеров, которые ставятся воспитуемому в качестве образца доля подражания. Пример д.б. доступным для подражания, ясным, вызывать желание следовать ему.

3. Упражнение заключается в такой организации жизни, учёбы, работы, которая позволяет закалить волю, приобрести опыт и привычки правильного поведения. Упражнение сочетается с убеждением, с примером воспитателя, с самовоспитанием.

4. Поощрение – это совокупность средств и приёмов морального и материального стимулирования положительного поведения. Поощрение д.б. заслуженным, своевременным, гласным, направляться на решение главных задач деятельности. Следует сочетать разные виды поощрений и повышать требовательность к воспитуемым.

5. Принуждение применяется с целью побудить воспитуемого к выполнению предъявленных к нему требований; соблюдению норм поведения вопреки его желанию. Формы принуждения: просьба, приказ, распоряжение, предупреждение, замечание, совет, намёк, оценка работы, запрещение. Наказание – это крайняя форма принуждения.

Важно применять всю систему методов воспитания.

Средства воспитания – это используемые для решения педагогических задач предметы материальной и духовной культуры. Они позволяют в рамках конкретного метода воспитания усилить педагогическое воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю воспитываемых, но вместе с тем могут оказывать педагогическое воздействие и самостоятельно (книга, музыкальное произведение, видеофильм и др.).

Средства, к которым обращается педагог, должны отвечать социо-культурным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим и правовым.

Все средства воспитания можно подразделить:

  • на аудиальные (латинское «ауди» – слух) – слово, музыка, песня, стихи и др.;

  • визуальные (латинское «виз» – видеть, зрение) – предмет, изображение предмета, художественный образ, видео-, кино-, фотозапись и др.;

  • кинестетические (гр. «kinesis» – движение и «aisthetos» – чувственно воспринимаемый) – ритмические движения, символические жесты, тактильные ощущения (ощущения прикосновения) и др.


13.Сущность и содержание семейного воспитания.

Семейное воспитаниеэто сложная система воспитания. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, место проживания семьи и многое другое. Эффективность семейного воспитания во многом определяется системой сложившихся принципов и правил воспитания в семье. Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

  • гуманность и милосердие к растущему человеку;

  • вовлечение в жизнедеятельность семьи детей как её равноправных участников;

  • открытость и доверительность отношений с детьми;

  • оптимистичность взаимоотношений в семье;

  • последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

  • оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на его вопросы.


Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотическим, экономическим, экологическим, политическим, половым воспитанием подрастающих поколений.

Особую роль в формировании личности играют внутрисемейные отношения, которые зависят:

  • от состава семьи и её структуры;

  • характера взаимоотношений в ней, особенно между отцом и матерью;

  • от семейных ролей и поддержки членами семьи господствующего в доме порядка и сложившихся норм;

  • от уровня образования родителей; совместимости и общей психологической атмосферы в семье;

  • от детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания;

Значительные изменения, происходящие в обществе, в системе образования предъявляют новые требования к культурному статусу семьи.


14. Условия успешного воспитания в семье.

Семейное воспитание – это сложная система воспитания. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, место проживания семьи и многое другое.

Эффективность семейного воспитания во многом определяется системой сложившихся принципов и правил воспитания в семье. Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

  • гуманность и милосердие к растущему человеку

  • вовлечение в жизнедеятельность семьи детей как ее равноправных участников

  • открытость и доверительность отношений с детьми

  • оптимистичность взаимоотношений в семье

  • последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного)

  • оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения и др.

Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы отношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между ними.

1. «Оптимальная дистанция» («уважение») эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей Межличностные отношения родителей и ребенка строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания.

2. «Сокращенная дистанция» («слияние») концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку.


3. «Увеличенная дистанция» («отчуждение») эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль родительского поведения.

Согласно другой, более традиционной классификации, существует два стиля семейных взаимоотношений авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения.

При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и ребенка друг о друге. Демократический стиль воспитания дает наибольший эффект в формировании у ребенка сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. При этом родители пользуются авторитетом у ребенка. Ребенок из семьи с демократическим стилем воспитания, как правило, более раскован и непосредственен в общении, чем его сверстники из семей с авторитарным стилем.


15. Творческий потенциал личности, условия и пути его развития.

Творчество определяется в психологии как деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности. Отличительными чертами творческой деятельности являются неповторимость, оригинальность и общественно-историческая уникальность. В творчестве выражается глубокое личное начало, без которого немыслим предмет творчества. Творчество в широком смысле (как выполнение чего-либо общественно полезного) раскрывает потребность личности в самовыражении, самоактуализации и расширении своих созидательных возможностей. В творчестве человек ощущает себя поистине самим собой.

Творческий потенциал личности – это совокупность её свойств, состоянии и способностей, набор средств и приемов, применяемых в решении творческих задач.

Базовой составляющей творческого потенциала являются: 1) специальные знания, 2) широта кругозора, 3) внутренняя и внешняя готовность к творчеству. Без начальных специальных знаний трудно рассчитывать на эффективный творческий процесс. Иногда для решения какой-либо задачи необходимо просто «подтянуть» базовые знания. При этом задача из разряда творческих может перейти в разряд алгоритмических. Подлинное творчество связано с замыслом, и для его зарождения и раскрытия базовые знания тоже необходимы. Они служат основой для осознания меры противоречия между возможностью и задачей. Но творческий процесс значительно затрудняется без расширения кругозора и накопления информации в смежных областях, ибо часто творческие задачи решают на неосознанном уровне, пользуясь знаниями из других областей. При отсутствии знаний противоречие воспринимается как пропасть, возникает чувство страха, ощущение невозможности решения задачи. При этом творчество изначально блокируется. При наличии определенного объема знаний противоречие в творческой ситуации переживается как тревога, являющаяся «пусковым механизмом» творческого процесса.


Вдохновение – важнейшая сторона творческого потенциала личности, характеризующаяся подъемом, концентрацией творческих сил индивидуальности. Способность сконцентрировать творческие силы определяется как внутренняя готовность к творчеству. Механизм такой концентрации, по-видимому, состоит в смещении сознаваемого в подсознание и надсознание для создания базы творчества.

Большое значение для творчества имеет также внешняя готовность к нему. Под внешней готовностью подразумевается такое состояние субъекта, которое обеспечивает наиболее благоприятную реализацию его личностных качеств, связанных с социальными отношениями. Внешняя готовность к творчеству – важная часть творческого потенциала индивидуальности, включающего чувство долга, ответственность, совесть.

Именно поэтому творческая ситуация переживается человеком с богатым творческим потенциалом как эмоциональная.

Другим важным компонентом творческого потенциала является способность к импровизации. Импровизация на фоне вдохновения рождается как бы из ничего, из смутной потребности творческого самоосуществления. Вместе с тем, существует ряд приёмов импровизирования, например: перебор случайных возможностей (в математике, планировании и т.п.), поиск ассоциативной доминанты (в познании, понимании чего-либо), создание художественного образа (в поэзии) и т.п.

Немало исследователей изучали взаимосвязь между творческими и интеллектуальными способностями. Исследования утвердили несколько фактов. Приведем из них главные.

1) Для всякого развития творческих способностей необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Иначе говоря (хотя это и разные способности), тем не менее, без какой-либо базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокое развитие творческих способностей невозможно.

2) После достижения этого достаточно хорошего уровня интеллектуальности дальнейшее ее увеличение никак не сказывается на развитии творческих способностей. То есть, по достижении необходимого уровня оснащенности знаниями для творческой деятельности несущественно, каков уровень интеллектуальности. Человек с индексом интеллекта (IQ) в 150 единиц может быть менее творческим, чем человек с коэффициентом интеллекта в 125 единиц.

3) Но это отсутствие связи обнаружено лишь до определенного уровня. Когда интеллект очень высок (170-180 единиц), то иногда, как и в случае недостаточного развития, создается препятствие для нормального развития творческих способностей. И связь снова становится отрицательной. «Высоколобые» интеллектуалы, энциклопедисты сравнительно редко бывают очень творческими людьми. И это понятно: такой уровень интеллекта, как правило, возникает при ярко выраженной направленности на обучение, усвоение.