ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1492
Скачиваний: 3
2.Характеристика основных категорий педагогики.
Образование
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью.
Образование – это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, определенный уровень интеллектуального и эмоционального развития, формирование мировоззрения и познавательных интересов.
Структура процесса образования характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного в ходе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие.
Система образования имеет следующие основные звенья: дошкольное воспитание, среднее школьное образование, профессионально-тех-ническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовку кадров, подготовку научно-педагогических кадров.
Воспитание
В широком социальном смысле воспитание – это воздействие на личность общества в целом (т. е. воспитание отождествляется с социализацией), а в узком смысле воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию у воспитуемых определенных качеств личности, взглядов и убеждений, положительных привычек поведения. Оно направлено на реализацию целей образования в условиях педагогического процесса.
Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой обмен между его участниками информацией, типами и способами деятельности, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный характер. Поэтому воспитуемый выступает как активный субъект этого процесса, обладающий своим жизненным опытом и мировоззренческими ценностями.
Обучение
Обучение, как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.
Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучаемых по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстети-ческих взглядов и убеждений. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Оно также ограничено временными рамками (учебный год, лекция, семинар и т. д.) и требует определенных технических и наглядных средств обучения.
Педагогический процесс
Педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.
Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе эта смена является результатом педагогического взаимодействия, которое в отличие от любого другого взаимодействия представляет собой преднамеренный контакт педагога и учащихся, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении и деятельности.
Педагогический процесс создается педагогом и имеет следующую структуру.
Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и обучаемый. Содержание – это часть опыта поколений, которая определяется учащимся для достижения поставленной цели. Принципы – это объективные требования к субъектам педагогического взаимодействия, обеспечивающие эффективность достижения цели. Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Таким образом, педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся по решению образовательных задач.
3.Сущность образования и его роль в современном обществе.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершённость воспитания и обучения в соответствии с определённой возрастной ступенью. Поэтому образование – есть результат обучения; объём систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
История свидетельствует о том, что во все времена образование было основным фактором развития человеческой цивилизации. В своём первоначальном виде оно означало передачу важнейших, жизненно необходимых сведений и трудовых навыков. Постепенно оно стало самостоятельной функцией общества. Но ХХ век стал веком образования, принесшим ощутимые плоды в различных сферах общественной жизни.
Во-первых, с помощью образования существенно расширились возможности удовлетворения насущных потребностей человека.
Во-вторых, будучи составной частью культуры, образование активно содействует её развитию.
В-третьих, образование способствует развитию человека, даёт возможность осуществить его профессиональную подготовку.
В-четвёртых, образование помогает общению людей, возникновению общих интересов между ними – духовных и профессиональных.
В-пятых, знания становятся капиталом, капиталовложения в образование и науку приносят непосредственную прибыль.
4. Система образования в РБ и тенденции ее развития.
Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитальных, культурно-просветительских заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии со стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве составляют единую систему образования. Система образования в республике Беларусь представлена следующими типами образовательных учреждений:
-
Дошкольное образование: ясли, д/с, ясли-сады, дошкольные центры развития ребёнка, детские дома;
-
Общее среднее образование: начальные, базовые и средние школы, школы с уклоном, санаторные школы, школы-интернаты, школы для детей с особенностями психофизического развития, вечерние школы;
-
Внешкольные формы образования: центры развития творчества детей;
-
Профессионально-техническое образование: ПТУ, колледжи;
-
Среднее специальное образование: техникумы, колледжи, лицеи;
-
Высшее образование: высшие колледжи, институты, университеты, академии, бакалавриат, магистратура;
-
Послевузовское образование: аспирантура, адъюнктура, докторантура;
-
Повышение квалификации и переподготовка кадров: академии, институты, учебные комбинаты, факультеты при высших учебных заведениях;
-
Специальное образование: учреждения для лиц с интеллектуальной недостаточностью, особенностями психофизического развития; учреждения образования общего типа, создавшие условия для обучения детей с особенностями психофизического развития (интегрированное обучение).
В настоящий период происходит реформирование системы образования.
5. Сущность и структура процесса обучения.
Обучение – это один из элементов педагогического процесса. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучаемых, в результате которого формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и личностные качества. Обучение двусторонний процесс, включающий деятельность педагога – преподавание и деятельность обучаемого.
Сущность обучения проявляется в его функциях:
-
формирование знаний, умений и навыков;
-
формирование мировоззрения и сознательности;
-
физическое, физиологическое и психическое развитие;
-
профессиональное ориентирование;
-
подготовка к непрерывному образованию в ходе практической деятельности;
Содержание обучения определяется требованиями государственных стандартов образования, учебными планами и программами, учебниками и учебными пособиями.
Ведущая роль в обучении отводится педагогу. Он использует систему основных принципов, методов и форм обучения; контролирует и анализирует процесс обучения и его результат. Педагог также стимулирует активность обучаемых, оказывает им помощь в учении.
Обучение зависит от конкретных условий: политических, экономических, правовых, финансовых, от уровня профессионализма педагогов, от способностей и возможностей обучаемых, от состояния учебной базы.
6. Закономерности и принципы обучения.
Под закономерностями обучения следует понимать объективные, устойчивые, существенные связи между составными компонентами процесса обучения, которые носят преимущественно вероятностно-стати-стический характер, проявляются как тенденция, т. е. не в каждом отдельном случае, а в некотором множестве случаев.
Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его основными компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами. Основными внутренними закономерностями процесса обучения являются:
-
зависимость между взаимодействием педагога и обучаемого и результатами обучения (чем интенсивнее, сознательнее учебно-познава-тельная деятельность обучаемого, тем выше качество обучения);
-
зависимость воспитывающего характера обучения от обучающей деятельности преподавателя (но в зависимости от условий это воспитательное воздействие педагога может иметь большую или меньшую силу, может быть положительным или отрицательным);
-
зависимость прочности усвоения учебного материала от систематического повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал;
-
результаты обучения (в известных пределах), прямо пропорциональные продолжительности обучения и обратно пропорциональные сложности и объему изучаемого учебного материала, формируемых действий;
-
зависимость результатов обучения от педагогического мастерства преподавателя.
Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к содержанию, организации и проведению процесса обучения. Принципы содержат практические указания по осуществлению обучения.
-
Принцип научности предполагает отбор научного материала для содержания учебных дисциплин в соответствии с современным состоянием развития науки и уровнем развития обучаемых.
-
Принцип наглядности – т.к. эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, то это требует широкого использования самой разнообразной наглядности (плакаты, рисунки, муляжи, специальная аппаратура и т.д.)
-
Принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний не хаотично, а в определённой системе.
-
Принцип сознательности и активности – отражает необходимость формирования познавательной мотивации у обучаемых через их активную деятельность – решение проблемных ситуаций, участие в дискуссиях и т.д.
-
Принцип доступности требует учёта особенностей развития обучаемых с точки зрения их возможностей и предполагает такую организацию обучения, при которой они не испытывают интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.
-
Принцип прочности предполагает, что знания обучаемых должны прочно закрепиться в их памяти, стану частью их сознания.
-
Принцип связи обучения с практикой предполагает отбор учебных предметов, обеспечивающих связь обучения с жизнью и подготовку к жизни.
Каждый из принципов обучения реализует свои требования в процессе обучения через ряд дидактических требований, которые являются практическими нормами деятельности педагогов и обучаемых.
Все принципы необходимо рассматривать как единую систему, позволяющую педагогу отобрать содержание учебного материала, методы и формы обучения, создать благоприятные условия для развития обучаемых.
7. Методы и средства обучения.
Под методами обучения понимают способы совместной деятельности обучающего и обучаемых, направленные на решение дидактических задач (формирование знаний, навыков и умений).
Каждый метод обучения состоит из взаимосвязанных элементов, которые принято называть приемами обучения. В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. В зависимости от источника получения знаний выделяют словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, семинар, лекция, работа с книгой). Их основное назначение – сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов.
Наглядные методы (демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, рисунков и т. д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач,и т. д.). Основное назначение – сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности.
В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является персональный компьютер, значительно расширяющий возможности наглядных методов в обучении.
Практические методы (упражнения, практические и лабораторные работы). Главное назначение – получение учебной информации на основании практических действий, выполняемых обучаемыми или обучаемым в процессе проведения различных практических работ.
В зависимости от характера познавательной деятельности обучаемых по усвоению учебного материала выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод предназначен для организации усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. Этот метод – один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта. Деятельность педагога направлена на передачу учебной информации с использованием различных дидактических средств (наглядных пособий, текстов и т. д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.
Репродуктивный метод способствует формированию навыков и умений использования и применения полученных знаний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгоритмы) и элементы программированного обучения. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений при решении различных видов задач и овладении общим алгоритмом практических действий.