Файл: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА шпоры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1488

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объем внимания это ограниченные, поступающие извне части информации или количество объектов, не превышающие возможностей обрабатывающей системы человека.

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

9. Характеристика памяти как психического процесса.


Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение сферу сознания. Благодаря памяти прошлый опыт не исчезает бесследно, сохраняется в виде представлений. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.


Виды памяти:

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Во втором случае такая цель (задача) присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

В зависимости от характера психической активности выделяют следующие виды памяти:

Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.

Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.

Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Образную память разделяют на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, чтения книги, разговора с друзьями. Такая память называется не просто логической, а словесно-логической, т. к. мысли не существуют без языка.


10. Характеристика мышления как психического процесса.

Мышление – это высший психологический познавательный процесс сущность которого заключается в отражении в сознании человека, существенных сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.


Мышление можно определить один из познавательных психических процессов человека, цель которого состоит в том, чтобы узнать о мире нечто недоступное непосредственному восприятию.

В психологии выделяют следующие основные вида мышления: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое), интуитивное (чувственное), логическое, аутистическое реалистическое, наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Теоретическим называют мышление, которое полностью совершается в уме, без обращения к опыту или практическим действиям с реальными материальными предметами.

Практическим обычно называют мышление, целью которого становится решение некоторой практической, жизнененной задачи. Например, думая над тем, каким образом лучше всего организовать свой рабочий день, человек занимается именно практическим мышлением.

Продуктивным (творческим) называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее неизвестный материал (предмет, явление).

Репродуктивное – мышление, связанное с такими задачами, решение которых кем-то когда-то уже было найдено.

Например, решение учебных задач.

Интуитивное мышление характерно для людей, обладающих особой интеллектуальной способностью – чувством интуиции. Интуиция – это умение быстро находить правильное решение какой-либо задачи без дополнительных рассуждений и быть убежденным, чувствовать его правильность, не располагая вескими доказательствами истинности данного решения.

Логическим называют такое мышление, которое, во-первых, хорошо осознается как процесс, во-вторых, его выводы могут быть доказаны и проверены с использованием известных правил логики.

Аутистическое мышление (от слова «аутизм» – «витание в облаках», и «свободный полет фантазии», «оторванность от действительности») – это мышление, которое не принимает в расчет или слабо ориентируется на реальную действительность.

В отличие от аутического мышления реалистическое мышление учитывает реальную действительность.

Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с наглядно воспринимаемыми материальными предметами. Оно характерно для детей раннего возраста.

Наглядно-образным называют мышление при котором задачи решаются путем психологических действий с использованием образов предметов.

Словесно-логическим называют высший уровень развития мышления человека. Данный вид мышления характеризуется:

  1. оно связано с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами и явлениями или их образами;

  2. полностью протекает в умственном плане;

  3. осуществляется по определенным правилам логики мышления.

Основные формы словесно-логического мышления:

понятие (отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления);


суждение (отрицание или утверждение того или иного факта);

умозаключение (индуктивное и дедуктивное) – это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, завершающее мыслительный процесс.

Индуктивное умозаключение – это форма мышления, при которой из частных знаний выводится некоторое общее знание.

Дедуктивное умозаключение это форма мышления, при которой из общего знания выводятся ряд частных утверждений.

11. Понятие об эмоциях и чувствах.

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются им в виде эмоций. Эмоцииособый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процессу и результату его практической деятельности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Это страх, гнев, радость, удивление, стыд и т.д. Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне в виде телесных проявлений (мимики, пантомимики, тона голоса и т.д Часто эмоция реакция не только на события совершившиеся, но и вероятные или вспоминаемые. Чувства, в отличие от эмоций, более сложны. Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они выражают устойчивее отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Чувства могут длится годами. Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

Моральные, или нравственные, чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному (чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, а также чувства товарищества, долга, совести и патриотизма). Моральные чувства переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали (чувство долга и т.д.).

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение.

Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве. В эстетических чувствах человека отражаются красота и гармония (либо, наоборот, дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках в виде эмоций эстетического наслаждения, восторга или презрения, отвращения – это чувства красивого и безобразного, грубого; величия или, наоборот, низости, пошлости; трагического и комического.



12. Воля как психический процесс. Характеристика волевых качеств человека.

Воля – форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением препятствий, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Благодаря воле человек по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, может выполнять действия в заранее спланированном направлении и предусмотренной силой.

Воля направляет или сдерживает действия человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач. Человек может воспринять нужный в данный момент предмет (преднамеренное восприятие), запомнить материал (преднамеренное запоминание), создать образ, идею (преднамеренное воображение) и т.д. Усилием воли человек может сдержать внешнее проявление своеге эмоционального состояния.

В ходе жизненной практики из проявления воли в отдельных поступках и действиях складывается волевая организация личности. Закрепившиеся у человека волевые свойства обозначаются специальными терминами: целеустремлённость – умение человека подчинять свои действия поставленным целям; настойчивость – умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями; выдержка – умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения; решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения; инициативность – умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину; самостоятельность – умение не поддаваться влиянию различных факторов, отвлекающих от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других; организованность – разумное планирование и упорядоченная организация деятельности; дисциплинированность – сознательное подчинение поведения установленному порядку; смелость – умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели; исполнительность – старательность, своевременное выполнение поручений и обязанностей.


13. Характеристика эмоциональных состояний личности.

В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают следующие виды эмоциональных состояний:

  1. Настроение – это эмоциональное состояние, которое отличается слабой и средней силой и значительной устойчивостью. Это не специальное переживание по поводу конкретного события, а «разлитое» общее состояние. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы и обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания человека.

  2. Страсть – длительное и устойчивое эмоциональное состояние, глубокое чувство ставшее характеристикой личности. Она возникает при большом стремлении к определённым действиям, достижению какой-либо цели и помогает этому достижению.

  3. Аффектнаиболее мощная эмоциональная реакция – сильное бурное и относительно короткое эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека. В аффекте резко изменяется внимание, снижается его переключаемость, и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Всё остальное осознаётся недостаточно и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием.

  4. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

  5. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Самой распространённой реакцией на фрустрацию является возникновение генерализированной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно.


14. Направленность личности и пути её формирования.

Направленность – это система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций личности, придающая его жизни осмысленность и избирательность.

Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Нужда – это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Потребности бывают биологические и социальные, последние делятся на материальные (одежда, жильё и т.д.) и духовные (познавательные, творческие, эстетические). Возникающие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения и становятся внутренними побудителями её деятельности, т.е. мотивами.

Классификация мотивов

Мотивы

Неосознаваемые

Осознаваемые

Установки

Желания

Влечения

Интересы



Склонности



Идеалы



Убеждения



Мировоззрение


Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Влечение – неосознанная по содержанию и цели потребность.

Желание – мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она ещё не выступает в качестве сильного побуждения к действию.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту в силу его значения и эмоциональной привлекательности.

Склонность – ярко выраженная потребность личности заниматься определённой деятельностью.

Идеал – важная цель личностных стремлений человека, зовущий пример, эмоционально окрашенный эталон действий.

Мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир, его ядром являются убеждения – сплав из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов.


15. Темперамент личности и характеристика его типов.


Темперамент – система природных свойств личности, характеризующая динамику протекания психических процессов и изменение психических состояний.

Академик Павлов изучал физиологические основы темперамента, доказал, что тип темперамента зависит от силы, уравновешенности и подвижности двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения, определяющих деятельность головного мозга. Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: живой, безудержный, спокойный, слабый.


Сильный

Слабый

Уравновешенный

Неуравновешенный

Меланхолик

Подвижный

Инертный

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Холерик: быстрота реакции, живая мимика и жесты, решительность, энергичность. Неуравновешен, вспыльчив, резок, неусидчив; тяготиться спокойным ритмом, расходует много сил, излишне волнуется перед ответственным делом; склонен к грубости, недовольству; раздражим.