Файл: Тема: Разработка конфигурации «Планирование закупок и размещение заказов поставщикам» в среде 1С:Предприятие 8.3.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
Наверное, было бы странно утверждать что-либо иное в книге, посвященной подсистемам планирования конфигурации «Управление производственным предприятием». Хотя указанная конфигурация позволяет реализовать любой подход к экономическому и финансовому планированию: предусматривающий ведущую роль экономического планирования (рассматриваемый в книге), так как и финансового планирования — бюджетирования.
ГЛАВА 2. Известные методики планирования
2.1. Традиционная отечественная методика планирования.
Советский Союз располагал передовой школой экономического планирования, что неоднократно признавалось экономистами всего мира. Типовая методика составления техпромфинплана была создана на 20 лет раньше аналогичных западных методик. Переход отечественной экономики к рынку привел к внедрению западных методик управления и производственного планирования, основанных, как правило, на стандарте MRP II. В то же время многие предприятия продолжают успешно использовать традиционную отечественную методику планирования. В советские времена предусматривалась следующая классификация планов предприятия по горизонту, то есть по периоду времени, на который составляется план: долгосрочные (более 5 лет); перспективные (5 лет); текущие (1 год). Деятельность предприятия была подчинена текущему плану. Текущий план - так называемый техпромфинплан предприятия - представлял собой комплексный годовой план производственной, технической и финансовой деятельности, а также развития трудового коллектива, в котором конкретизировались показатели перспективного (пятилетнего) плана.
После перехода к рынку планирование на отечественных предприятиях стало более гибким и оперативным. Соответственно изменилась терминология, классифицирующая планы по горизонтам. Теперь текущим планом скорее будет назван план, составленный на месяц и даже более короткий срок, а план, составленный на год, может характеризоваться как среднесрочный. Техпромфинплан составлялся с поквартальной разбивкой, исходя из утверждаемой вышестоящими органами системы директивных технико- экономических показателей. Реализуемость плана подтверждалась технико-экономическими расчетами с использованием обоснованных норм и нормативов расхода сырья и материалов, в целях полного использования всех ресурсов предприятия и с учетом реальных возможностей производства. В техпромфинплане выделялись следующие типовые разделы: сводная таблица основных показателей производственно-хозяйственной деятельности; план производства и реализации продукции; план материально-технического снабжения; план по труду и заработной плате; план повышения эффективности производства; план капитального строительства; план по прибыли, издержкам и рентабельности производства; финансовый план и др. Причем ведущее значение при составлении техпромфинплана имел план производства и реализации продукции, поскольку от объема, номенклатуры и качества выпускаемой продукции зависят все остальные технико-экономические показатели. На основании плана производства и реализации продукции составлялись производственные программы -планы производства для отдельных цехов предприятия.
На передовых отечественных предприятиях для составления техпромфинплана использовались автоматизированные системы управления предприятием (АСУП). В первую очередь средства автоматизации внедрялись там. где разработка техпромфинплана требовала больших объемов расчетов - на сборочных производствах и предприятиях со сложной номенклатурой продукции. Но сейчас, в эпоху рыночной экономики, выявился ряд недостатков традиционной отечественной методики планирования:
1. Ориентация на производство, а не на продажу. В условиях директивной экономики государство гарантировало каждому предприятию, что вся выпущенная продукция будет куплена по утвержденным свыше ценам. Традиционные отечественные методики не были рассчитаны на гибкое перепланирование, например, в случае непредвиденного изменения покупательского спроса.
2. Недостаточная согласованность разделов техпромфинплана по времени. В частности, недостаточно увязывались по времени план материально-технического снабжения, с одной стороны, и план производства и реализации продукции - с другой. На практике это могло приводить как к созданию лишних запасов товарно-материальных ценностей - когда поставки сырья и материалов опережали производственную программу, так и к остановкам производства - когда поставки сырья и материалов запаздывали. Чтобы застраховаться от простоев, предприятия были вынуждены создавать избыточные запасы товарно-материальных ценностей.
3. Предусмотренная типовой методикой составления техпромфинплана иерархия задач планирования на практике не была реализована в рамках единой системы управления. Это порождало гак называемую «лоскутную» автоматизацию. Автоматизированная система предприятием (АСУП) функционировала только на уровне управляющих подразделений предприятия. Каждое исполнительное подразделение стремилось создать собственную автоматизированную систему, а обмен информацией между всеми этими системами не был автоматизирован. Однако это можно объяснить недостаточной развитостью средств автоматизации - в те времена было еще сложно создать автоматизированную подсистему планирования как компонент единой интегрированной системы управления предприятием, работающей в реальном времени.
2.2. Стандарт MRP II.
Наиболее распространенным в мире методом управления производством является стандарт MRP II (Manufacturing Resource Planning), разработанный в США и поддерживаемый Ассоциацией по операционному менеджменту — The Association for Operations Management (APICS). Последний раз этот стандарт был издан в 1989 г. В дальнейшем стандарт MRP II стал включаться в качестве составной части в новые концепции автоматизированного управления предприятиями: ERP, CSRP, APS и др. MRP II - это набор проверенных на практике моделей и процедур управления и контроля, служащих повышению показателей экономической деятельности предприятия. Идея MRP II опирается на несколько простых принципов. Главный из них - иерархическое построение планов с последовательной детализацией сверху вниз. Стандарт MRP II был разработан на фоне начавшейся массовой автоматизации учетной и управленческой деятельности производственных предприятий. Стандарт содержит описание крупных функциональностей автоматизированной системы управления предприятием, среди которых: бизнес-планирование; планирование продаж и деятельности предприятия; планирование производства; разработка главного план-графика производства; планирование материальных потребностей (MRP); диспетчирование/управление производством на уровне цеха и другие системы оперативного управления. Автоматизированные системы управления, удовлетворяющие стандарту MRP II, решают задачу оптимального формирования потока материалов (сырья), полуфабрикатов (в том числе находящихся в производстве) и готовых изделий. Системы класса MRP II нацелены на интеграцию всех основных процессов, реализуемых предприятием, таких как снабжение, запасы, производство, продажа, планирование, контроль за выполнением плана, затраты, основные средства, финансы и т. д.
Для каждого уровня планирования характерны такие параметры, как степень детализации плана, горизонт планирования (период времени, на который составляется план), вид условий и ограничений. План высшего уровня предоставляет входные данные, намечаемые показатели и ограничительные рамки для планов низшего уровня. План каждого уровня проверяется на исполнимость с учетом ограничений - доступных ключевых ресурсов - с точностью, адекватной степени детализации плана.
При отрицательном результате проверки план корректируется. Обеспечена обратная связь между планами: после составления плана нижнего уровня план верхнего уровня может быть соответственно откорректирован. Кроме того, предусматривается периодическая коррекция планов с учетом фактического исполнения. Стратегическое планирование Стратегическое планирование - это долгосрочное планирование, которое может выполняться на срок до 5 лет. Оно основано на макроэкономических показателях, таких как тенденции развития экономики, изменение технологий, состояние рынка и конкуренции. Стратегический план составляется в денежном выражении, обычно с детализацией по годам. Этот план может составляться за пределами автоматизированной системы управления. Бизнес-планирование Бизнес-план - это обычно план на год или несколько лет с разбивкой по месяцам, составляемый в денежном выражении. В течение года бизнес-план может пересматриваться. Бизнес-план определяет показатели по объемам продаж, производства и затратам.
Планирование продаж и деятельности. Если бизнес-план предоставляет итоговые данные по объемам продаж помесячно (в денежном выражении), то план объемов продаж и производства разбивает эту информацию по 10–15 номенклатурным группам готовой продукции. Например, для завода по сборке велосипедов это могут быть следующие номенклатурные группы: горные велосипеды, городские (дорожные) велосипеды, складные велосипеды, детские трехколесные велосипеды и т. д. Выпуск полуфабрикатов и промежуточных изделий на этом уровне не планируется. В результате получают план производства, который ежемесячно пересматривается с учетом реальных результатов предыдущего месяца. План продаж и деятельности обычно включает следующие элементы: объем продаж; производство; запасы; незавершенный объем производства; отгрузка. Здесь объем продаж и отгрузка - это прогнозы, так как в условиях рынка они обычно не поддаются прямому контролю. Объем производства планируется как внутренний показатель, поддающийся прямому контролю. Показатели остальных элементов получаются расчетным путем. План продаж и деятельности проверяется на исполнимость по ключевым ресурсам, таким как люди, оборудование, здания и сооружения. Ресурс может считаться ключевым, если его стоимость достаточно велика, или если срок его поставки достаточно велик, или если от него зависят другие ресурсы. Ресурсы могут быть как внешними (возможности поставщиков), так и внутренними (оборудование, складские площади, деньги).
Главный план-график производства. Плановые объемные показатели по номенклатурной группе переводятся в плановые объемы и сроки по каждому продукту этой группы. В зависимости от типа и объема выпускаемой продукции главный план-график производства можно разбить на недельные, дневные и даже сменные планы. Планирование потребностей в материалах.
На этом уровне планирования определяются в количественном выражении и по срокам потребности в сырье и материалах, необходимых для реализации главного план-графика. Планирование потребностей в мощностях. Как и планирование ресурсов, общее планирование мощностей ведется по ключевым ресурсам. Отличие заключается в использовании перечня ключевых ресурсов с более высокой степенью детализации, а также данных главного план-графика производства, а не данных производственного плана.
ГЛАВА 3 Прикладное решение «1С: Предприятие 8.3. Управление производственным предприятием».
3.1. Общая характеристика.
«1С: Предприятие 8.3. Управление производственным предприятием» представляет собой комплексное прикладное решение, охватывающее основные контуры управления и учета на производственном предприятии. Программа позволяет организовать информационную систему, соответствующую корпоративным, российским и международным стандартам и обеспечивающую финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Программа создает единое информационное пространство для отображения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, охватывая основные бизнес-процессы. Факт совершения хозяйственной операции регистрируется один раз и получает отражение в управленческом и регламентированном (бухгалтерском и налоговом) учете. Исключается необходимость повторного ввода информации. Средством регистрации хозяйственной операции является документ. Для ускорения работы широко используются механизмы подстановки данных «по умолчанию», ввод новых документов на основании ранее введенных. В программе «1С: Предприятие 8.3. Управление производственным предприятием» принято следующее соотношение данных различных видов учета: независимость данных управленческого, бухгалтерского и налогового учета; сопоставимость данных управленческого, бухгалтерского и налогового учета; совпадение суммовых и количественных оценок активов и обязательств по данным управленческого, бухгалтерского и налогового учета, при отсутствии объективных причин их расхождения.
Данные, вводимые пользователями, оперативно контролируются программой. Так, при регистрации выплаты наличных денежных средств программа проверит доступность денежных средств с учетом имеющихся заявок на их расходование. А при регистрации отгрузки продукции программа проверит состояние взаиморасчетов с получателем груза. Прикладное решение поставляется с комплектом интерфейсов, что обеспечивает каждому пользователю первоочередной доступ к нужным именно ему данным и механизмам прикладного решения. Регламентированный (бухгалтерский и налоговый) учет по организациям ведется в национальной валюте, в то время как для управленческого учета по предприятию в целом может быть выбрана любая валюта (по умолчанию это доллар США). В дополнение к управленческому и регламентированному учету можно вести учет по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). С целью снижения трудоемкости учет по МСФО ведется неоперативно, с использованием трансляции (пересчета) данных других видов учета. При разработке решения «1С: Предприятие 8.3. Управление производственным предприятием» учитывались как традиционные отечественные, так и современные международные методики управления предприятием (MRP II, CRM, SCM, ERP, ERP II и др.), а также опыт успешной автоматизации производственных предприятий, накопленный фирмой «1С» и партнерским сообществом.
Программа «1С: Предприятие 8.3. Управление производственным предприятием» разработана на технологической платформе «1С: Предприятие 8.0». В комплект поставки программного продукта входят платформа и конфигурация «Управление производственным предприятием».
Обеспечены высокие надежность и производительность прикладного решения, масштабируемость, построение территориально распределенных систем, интеграция с другими информационными системами. Внутреннее устройство прикладного решения полностью открыто для изучения доработок под отраслевые особенности, для настроек под специфические потребности конкретного предприятия. «1С: Предприятие 8.3. Управление производственным предприятием» - это флагманское прикладное решение фирмы «1С» с наиболее широким спектром функциональности. Общая концепция решения поясняется схемой.
Схема 1 Общая концепция «1С: Предприятие 8.3. Управление производственным предприятием»
Все механизмы автоматизации прикладного решения можно условно разделить на два больших класса: механизмы для поддержания операционной деятельности предприятия; механизмы для ведения неоперативного учета и управления. Участки, принадлежащие к операционной деятельности, можно выделить в каждом виде учета (за исключением учета по МСФО). Автоматизируемые подразделения предприятия «1С: Предприятие 8.3. Управление производственным предприятием» может использоваться в ряде подразделений и служб производственных предприятий, включая: дирекцию (генеральный директор, финансовый директор, коммерческий директор, директор по производству, главный инженер, директор по кадрам, директор по информационным технологиям, директор по развитию); планово-экономический отдел; производственные цеха; производственно-диспетчерский отдел; отдел главного конструктора; отдел главного технолога; отдел главного механика; отдел сбыта; отдел материально-технического обеспечения (снабжения); отдел маркетинга; склады материалов и готовой продукции; бухгалтерию; отдел кадров; отдел организации труда и занятости; IT-службу; административно-хозяйственный отдел; отдел капитального строительства; информационно-аналитический отдел; отдел стратегического развития.
Ожидается, что наибольший эффект внедрение прикладного решения даст на предприятиях с численностью персонала от нескольких десятков до нескольких тысяч человек, имеющих десятки и сотни автоматизированных рабочих мест, а также в холдинговых и сетевых структурах. Прикладное решение «1 С: Предприятие 8.3. Управление производственным предприятием 8.3» предоставляет: руководству предприятия и управленцам, отвечающим за развитие бизнеса, - широкие возможности анализа, планирования и гибкого управления ресурсами компании для повышения ее конкурентоспособности; руководителям подразделений, менеджерам и сотрудникам, непосредственно занимающимся производственной, сбытовой, снабженческой и иной деятельностью по обеспечению процесса производства, - инструменты, позволяющие повысить эффективность ежедневной работы по своим направлениям; работникам учетных служб предприятия - средства для автоматизированного ведения учета в полном соответствии с требованиями законодательства и корпоративными стандартами предприятия.