Файл: Административное право МУ КР.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 2821

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

11 

2. Административно-правовые нормы: понятие, характерные особен-

ности, структура, виды и способы реализации. 

3. Административные правоотношения. 

 

Методические указания  

При  раскрытии  темы  работы  на  основе  имеющихся  в  теории  госу-

дарства и права и в административном праве подходов к пониманию меха-

низма  правового  регулирования  следует  определить  понятие  и  выделить 

элементы  административно-правового  регулирования  общественных  от-

ношений: 

 

нормы  административного  права  (правила  общего  характера,  це-

лью которых является регулирование общественных отношений, возника-

ющих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования ме-

ханизма исполнительной власти или государственного управления); 

 

методы  административно-правового  регулирования  (средства 

практического осуществления административно-правового регулирования, 

направленные на достижение поставленной цели в процессе государствен-

ного управления); 

 

среду функционирования норм административного права (админи-

стративные правоотношения); 

 

деятельность органов исполнительной власти. 

Необходимо учесть, что механизм административно-правового регу-

лирования  общественных  отношений  включает  две  стадии:  установление 

норм административного права и их реализацию. Раскрывая способы реа-

лизации норм административного права, особое внимание следует уделить 

на  применение  права  уполномоченным  государственным  органом  или 

должностным лицом — сознательное создание, изменение или прекраще-

ние  конкретного  правоотношения  на  основе  и  в  соответствии  с  нормой 

права, регулирующей данные правоотношения.  


background image

 

12 

Тема  3.  Административно-правовой  статус  граждан  Российской 

Федерации 

1. Понятие административно-правового статуса граждан РФ.  

2.  Содержание  административной  правосубъектности  граждан  Рос-

сийской Федерации. 

3.  Гарантии  реализации  прав  граждан  РФ  в  сфере  исполнительной 

власти.  

4. Граждане РФ с особым административно-правовым статусом. 

 

Методические указания  

Раскрывая тему работы, следует обратить внимание на то, что адми-

нистративная правосубъектность физических лиц включает в себя админи-

стративную  правоспособность,  административную  дееспособность  и  ад-

министративную деликтоспособность. Студентам при написании курсовой 

работы  по  избранной  теме  необходимо  уяснить  содержание  администра-

тивной  правоспособности  и  административной  дееспособности  граждан 

Российской Федерации, рассмотреть на основе изучения нормативного ма-

териала имеющиеся правовые и иные гарантии реализации прав и свобод 

граждан в сфере исполнительной власти. Также в работе необходимо рас-

смотреть  особенности  административно-правового  статуса  граждан  РФ, 

проживающих  в  закрытых  административно-территориальных  образова-

ниях, вынужденных переселенцев, лиц с особым социальным статусом (ве-

теранов, инвалидов, семей с детьми и пр.).  

 

Тема 4. Административно-правовой статус иностранных 

граждан и лиц без гражданства 

1.  Особенности  административно-правового  статуса  временно  пре-

бывающих,  временно проживающих, постоянно-проживающих  в  РФ  ино-

странных граждан. Административно-правовой статус беженцев.  


background image

 

13 

2. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства. 

3. Порядок въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц 

без гражданства. Депортация. 

4. Особенности  административной  ответственности  иностранных 

граждан и лиц без гражданства.  

 

Методические указания 

Административно-правовой  статус  иностранных  граждан  и  лиц  без 

гражданства регулируется в РФ специальным законодательством. В работе 

подлежат  изучению  особенности  статуса  иностранных  граждан  и  лиц  без 

гражданства  относительно  административно-правового  статуса  граждан 

РФ.  В  частности,  ограничения  статуса  в  отношении  государственной 

службы, избирательного права, трудовых прав, привлечения к администра-

тивной ответственности. Также необходимо рассмотреть правовые основа-

ния  пребывания  и  проживания  иностранных  граждан  и  лиц  без  граждан-

ства  в  РФ,  сроки,  порядок  оформления  и  необходимую  документацию, 

особенности въезда и выезда из РФ, депортации и административного вы-

дворения. Отдельным вопросом необходимо рассмотреть действующий по-

рядок миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства. 

 

Тема 5. Федеральные органы исполнительной власти как 

субъекты административного права 

1. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.  

2. Административно-правовой статус Правительства РФ.  

3. Административно-правовой статус федеральных министерств, фе-

деральных служб, федеральных агентств.  

4. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. 

 

 


background image

 

14 

Методические указания  

При написании курсовой работы студентам при раскрытии админи-

стративно-правового статуса федерального органа исполнительной власти 

следует обратить особое внимание на три его составляющие: цели, задачи 

и функции деятельности; организационную структуру; компетенцию орга-

на, которые установлены нормами административного права. Важнейшим 

элементом  правового  статуса  органа  исполнительной  власти  является  его 

компетенция,  которая  представляет  собой  совокупность  властных  полно-

мочий относительно определенных предметов ведения. При раскрытии те-

мы  работы  необходимо  также  изучить  указы  Президента  Российской  Фе-

дерации, определяющие систему и структуру федеральных органов испол-

нительной  власти  в  Российской  Федерации,  выделить  качественную  спе-

цифику  различных организационно-правовых  форм  органов  исполнитель-

ной  власти.  Особое  внимание  следует  уделить  правовому  статусу  Прави-

тельства  Российской  Федерации  как  органа,  возглавляющего  систему  ор-

ганов исполнительной власти в Российской Федерации, полномочиям Пре-

зидента  Российской  Федерации  в  сфере  осуществления  исполнительной 

власти, в том числе рассмотреть правовой статус полномочных представи-

телей Президента РФ в федеральных округах. Рекомендуется при написа-

нии  работы  использовать  материалы  с  официальных  сайтов  Президента 

РФ (http://www.kremlin.ru/) и Правительства РФ (http://government.ru/). 

 

Тема 6. Органы исполнительной власти субъектов РФ как 

субъекты административного права 

1.  Законодательные  основы  организации  и  функционирования орга-

нов исполнительной власти субъектов РФ.  

2.  Высшее  должностное  лицо  субъекта  РФ:  порядок  замещения 

должности, административно-правовой статус.  


background image

 

15 

3.  Высший  орган  исполнительной  власти  субъекта  РФ  (на  примере 

Администрации Томской области).  

4.  Иные  органы  исполнительной  власти  субъектов  РФ  (на  примере 

Томской области).  

 

Методические указания  

При  написании  курсовой  работы  рекомендуется  учесть  методические 

указания  к  теме  5  в  разрезе  конкретного  субъекта  РФ.  Рекомендуется  рас-

сматривать тему на примере Томской области, однако допускается рассмот-

рение на примере других субъектов РФ, в которых проживают студенты. При 

наличии возможности допускается сравнение опыта организации и функцио-

нирования  органов  исполнительной  власти  нескольких  субъектов  РФ.  Для 

получения наиболее полной и актуальной информации рекомендуется исполь-

зовать официальные сайты органов исполнительной власти субъектов РФ.  

 

Тема  7.  Государственные  гражданские  служащие  как  субъекты 

административного права 

1. Понятие, принципы и правовые основы государственной граждан-

ской службы.  

2.  Административно-правовой  статус  государственных  гражданских 

служащих. 

3. Порядок прохождения государственной гражданской службы.  

4.  Особенности  административно-правового  статуса  государствен-

ных гражданских служащих субъектов РФ (на примере Томской области). 

 

Методические указания  

При раскрытии вопросов, связанных с прохождением государствен-

ной  гражданской  службы  в  Российской  Федерации,  необходимо  обратить 

внимание на законодательные основы, принципы осуществления государ-