ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Методичка
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 2805
Скачиваний: 3
16
ственной служебной деятельности. Подробного освещения требует вопрос,
касающийся рассмотрения административно-правового статуса государ-
ственного гражданского служащего (включающего в себя совокупность
прав, обязанностей государственного служащего, гарантии осуществления
предоставленных полномочий, поощрение и ответственность). Также ре-
комендуется рассмотреть вопрос о классных чинах государственных граж-
данских служащих. Необходимо изложить основные этапы прохождения
государственной гражданской службы в Российской Федерации (поступ-
ление на государственную службу, продвижение по службе, включая во-
просы аттестации, прекращение государственной службы). Вопрос об ад-
министративно-правовом статусе государственных гражданских служащих
субъектов РФ рекомендуется рассмотреть на основе изучения законода-
тельства Томской области (или другого субъекта РФ).
Тема 8. Военнослужащие как субъекты административного права
1. Понятие и содержание административно-правового статуса воен-
нослужащих.
2. Порядок поступления, прохождения и прекращения военной
службы.
3. Воинские звания.
4. Особенности юридической ответственности военнослужащих.
Методические указания
При раскрытии темы необходимо изучить нормативные основы во-
енной службы не только в системе Министерства обороны РФ (Вооружен-
ных силах РФ), но и в системе МВД РФ (внутренние войска), ФСБ (погра-
ничная служба), других войсках и воинских формированиях. Подробного
изложения требует вопрос о поступлении, прохождении и прекращении
службы как по контракту, так и по призыву. Система воинских званий
17
имеет существенные отличия от системы классных чинов государственных
гражданских служащих; каждому воинскому званию соответствуют знаки
отличия. Юридическая ответственность военнослужащих существенно от-
личается от ответственности других субъектов управленческих обще-
ственных отношений и регулируется специальными нормативными акта-
ми. Необходимо изучить административную, дисциплинарную и матери-
альную ответственность военнослужащих.
Тема 9. Правоохранительные служащие как субъекты
административного права
1. Понятие и содержание административно-правового статуса право-
охранительных служащих.
2. Порядок поступления, прохождения и прекращения правоохрани-
тельной службы.
3. Специальные звания правоохранительных служащих: порядок
присвоения и сохранения.
4. Особенности административно-правового статуса правоохрани-
тельных служащих отдельных органов государственной власти (полиции,
таможенных органов, ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотиков).
Методические указания
Как и в темах 7, 8, уяснению и раскрытию подлежат вопросы о со-
держании и особенностях статуса служащих правоохранительных органов.
Сложность в изучении вопроса составляет отсутствие единообразного по-
рядка правового регулирования правоохранительной службы в различных
органах государственной власти. Поэтому необходимо изучить законода-
тельное регулирование службы в органах внутренних дел (полиции), та-
моженных органов, органов ФСБ, органов по контролю за оборотом
наркотиков; уяснить особенности порядка поступления на службу, ее про-
18
хождения и прекращения в различных органах, систему специальных зва-
ний правоохранительных служащих указанных органов.
Тема 10. Юридические лица – субъекты административного
права
1. Содержание административно-правового статуса юридических
лиц (права, обязанности в сфере государственного управления).
2. Надзор и контроль за деятельностью юридических лиц, защита
прав лиц при его проведении.
3. Особенности административно-правового статуса отдельных ви-
дов юридических лиц.
Методические указания
При раскрытии темы работы следует обратить внимание на то, что
под административно-правовым статусом юридических лиц понимается
совокупность прав и обязанностей юридического лица во взаимоотноше-
ниях с органами исполнительной власти, местного самоуправления и
должностными лицами данных органов управления. Необходимо рассмот-
реть порядок регистрации юридических лиц, формы и методы государ-
ственного контроля за их деятельностью, в том числе механизм защиты
прав лица при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Следует
обратить внимание на специфику административно-правового статуса от-
дельных юридических лиц — коммерческих, в том числе государственных
акционерных обществ, государственных компаний; некоммерческих — об-
щественных объединений, государственных корпораций.
Тема 11. Формы государственного управления
1. Понятие и виды форм государственного управления.
19
2. Акты государственного управления: понятие, виды, порядок при-
нятия.
3. Административно-правовой договор.
4. Неправовые формы государственного управления.
Методические указания
При раскрытии темы работы следует рассмотреть юридическую
сущность формы государственного управления как внешнего выражения
реализации органами исполнительной власти возложенных на них функ-
ций. Необходимо исследовать специфические черты правовых (издание
актов государственного управления, заключение административно-
правовых договоров, совершение иных юридически значимых действий) и
неправовых (организационные мероприятия и материально-технические
действия) форм государственно-управленческой деятельности.
Тема 12. Акты государственного управления. Административные
регламенты
1. Понятие и классификация актов государственного управления.
2. Нормативные акты государственного управления: порядок разра-
ботки, принятия, вступления в силу.
3. Индивидуальные акты государственного управления.
Методические указания
Акты государственного управления являются разновидностью форм
государственного управления и образуются в повседневной деятельности
органов исполнительной власти. По своему характеру акты государствен-
ного управления могут носить как нормативный, так и индивидуальный
характер. При написании работы студентам следует изучить порядок раз-
работки, принятия, опубликования и вступления в силу актов Президента
20
РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти.
Особо следует остановиться на государственной регистрации нормативных
актов министерств и ведомств, осуществляемой органами Министерства
юстиции РФ. При изучении вопросов об индивидуальных актах государ-
ственного управления следует рассматривать такие их разновидности, как
регулятивные и охранительные, подробно рассмотрев процедурные осо-
бенности принятия указанных разновидностей таких актов.
Тема 13. Методы государственного управления
1. Понятие и виды методов государственного управления.
2. Метод убеждения в государственном управлении.
3. Понятие, юридическая сущность и виды административного при-
нуждения.
Методические указания
При раскрытии избранной темы необходимо дать понятие, раскрыть
специфику и правовую природу методов управленческой деятельности,
изложить имеющиеся в теории административного права видовые класси-
фикации методов государственного управления. Особое внимание следует
уделить универсальным методам в сфере государственного управления —
методам убеждения и принуждения. Метод убеждения является основным
в деятельности государственных органов и реализуется посредством при-
менения различных рекомендаций, разъяснительных, стимулирующих,
воспитательных и иных мер воздействия. В деятельности органов государ-
ственного управления используются также административно-принудитель-
ные меры, которые подразделяются на следующие основные группы: ад-
министративно-предупредительные меры, меры административного пре-
сечения, меры административной ответственности (административные
наказания), меры административно-восстановительного характера.