ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Методичка
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 2803
Скачиваний: 3
41
Тема 39. Управление в сфере защиты конкуренции
1. Понятие, цели, правовые основы антимонопольного регулирова-
ния в сфере экономики.
2. Административно-правовые средства защиты конкуренции и огра-
ничения монополистической деятельности на товарных рынках.
3. Организация государственного регулирования деятельности есте-
ственных монополий.
Методические указания
При написании курсовой работы следует рассмотреть понятие, фор-
мы и принципы осуществления антимонопольного регулирования в эко-
номической сфере, раскрыть систему органов государственного управле-
ния в сфере защиты конкуренции и ограничения монополизма. Подлежат
характеристике основные направления деятельности антимонопольных ор-
ганов, административно-правовые средства защиты конкуренции и огра-
ничения монополизма в сфере деятельности хозяйствующих субъектов,
органов государственной власти и органов местного самоуправления, спо-
собы пресечения недобросовестной конкуренции. На основе изучения спе-
циальных нормативных актов необходимо осветить вопрос об особенно-
стях регулирования деятельности естественных монополий.
Тема 40. Управление образованием
1. Система образования в РФ.
2. Основные направления и принципы осуществления государствен-
ной политики в области образования.
3. Полномочия органов государственного и муниципального управ-
ления в области образования.
4. Административно-правовые формы государственного регулирова-
ния деятельности образовательных учреждений.
42
Методические указания
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспита-
ния и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровож-
дающийся констатацией достижения обучающимся установленных госу-
дарством образовательных уровней (образовательных цензов). Студенту
необходимо раскрыть понятия «образование», «система образования в
РФ», «образовательный процесс», осветить основные направления госу-
дарственной образовательной политики, доктрины развития образования в
РФ. Следует рассмотреть основные методы государственного регулирова-
ния образования (установление государственного образовательного стан-
дарта, государственная аттестация и аккредитация образовательных учре-
ждений, разработка примерных образовательных программ, лицензирова-
ние образовательной деятельности, формирование структуры системы об-
разования, контроль исполнения законодательства Российской Федерации
в области образования).
Тема 41. Управление наукой
1. Организация науки в РФ.
2. Основные принципы и направления государственной научной по-
литики.
3. Административно-правовой статус органов государственного
управления наукой.
4. Правовое положение научных учреждений.
Методические указания
Студенту следует раскрыть понятия «наука», «научная деятель-
ность», «научно-технический прогресс», осветить различные организаци-
онные формы осуществления научной деятельности в Российской Федера-
ции (фундаментальная, ведомственная, вузовская). Управление наукой
сводится к организации творческих научных коллективов, оказанию госу-
43
дарственной поддержки их деятельности, обеспечению внедрения научных
достижений в жизнь и производство. Непосредственно в сфере организа-
ции науки действуют специализированные органы исполнительной власти,
а также государственные учреждения научного профиля (Российская ака-
демия наук, государственные научные центры и др.). Необходимо подроб-
но изучить и раскрыть их административно-правовой статус.
Тема 42. Управление культурой
1. Основные принципы государственной политики в области культуры.
2. Административно-правовой статус органов управления в области
культуры (федеральный и региональный уровень).
3. Правовой статус учреждений культуры и государственное регули-
рование их деятельности.
4. Сохранение культурного наследия народов России как одно из
направлений государственной политики в сфере культуры.
Методические указания
При написании работы студенту необходимо: сформулировать опреде-
ления «культура», «культурная деятельность», «государственная политика в
области культуры»; раскрыть содержание государственного управления в об-
ласти культуры; осветить формы управленческой деятельности в области
культуры (поддержка культурной деятельности как деятельности, направ-
ленной на сохранение, создание и освоение культурных ценностей; обеспе-
чение условий труда и занятости творческих работников и их объединений;
правовая охрана культурных ценностей; непосредственное управление учре-
ждениями культуры и их финансирование); рассмотреть административно-
правовой статус средств массовой информации, библиотечных учреждений,
архивных учреждений, музейного фонда РФ, других учреждений культуры,
играющих большую роль в распространении культурных ценностей.
44
Тема 43. Управление в сфере туризма
1. Система законодательства, регулирующего туристическую дея-
тельность.
2. Организационные основы государственного управления в сфере
туризма.
3. Контроль и надзор в сфере туристической деятельности. Защита
прав потребителей туристических услуг.
Методические указания
Туристическая деятельность получила в последнее время достаточно
широкое распространение как вид предпринимательства и одновременно
как сфера культурной деятельности государства. Управление в сфере ту-
ризма сочетает в себе как экономические методы, так и методы государ-
ственной поддержки, государственных программ. Контроль государства за
осуществлением туристической деятельности направлен также на обеспе-
чение прав потребителей туристического продукта. При написании темы
необходимо проанализировать действующее законодательство в указанной
сфере, изучить систему органов исполнительной власти как федерального,
так и уровня субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере туризма;
особое внимание следует уделить методам государственного управления в
сфере туристической деятельности, рассмотрев систему осуществления
контроля и надзора в изучаемой сфере.
Тема 44. Управление в сфере молодежной политики
1. Молодежная политика как сфера государственного управления:
понятие, содержание, основы законодательного регулирования.
2. Организационная система управления в сфере молодежной поли-
тики: федеральный, региональный, местный уровень.
45
3. Административно-правовой статус детских и молодежных обще-
ственных объединений.
Методические указания
Социально-культурная сфера органично включает в себя сферу обес-
печения и защиты интересов детей и молодежи. В последние годы госу-
дарство активно разрабатывает и реализует государственную политику в
сфере поддержки детей и молодежи, защиты и реализации их интересов во
всех сферах общественной жизни. Изучению при написании работы под-
лежит специальное законодательство, закрепляющее основные направле-
ния государственной молодежной политики, статус общественных объ-
единений детей и молодежи. Система органов управления в указанной
сфере строится на трех уровнях: федеральном, региональном и местном,
поэтому подлежит изучению вопрос о разграничении предметов ведения и
полномочий между различными уровнями власти.
Тема 45. Управление здравоохранением
1. Понятие и виды систем здравоохранения в РФ.
2. Характеристика административно-правового законодательства в
области здравоохранения.
3. Система органов государственного управления здравоохранением,
их административно-правовой статус.
4. Юридическая сущность санитарно-эпидемиологического надзора.
Методические указания
Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического,
экономического, правового, социального, культурного, научного, меди-
цинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера,
направленных на сохранение и укрепление физического и психического