Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Субъекты и объекты организаторской деятельности).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Интерпретация организационной культуры
1.1 Факторы и принципы влияющие на организационную культуру
1.2 Влияние организационной культуры на эффективность деятельности предприятия
Глав 2 Субъекты и объекты организаторской деятельности
2.1 Руководитель-организатор системы управления
2.2 Управление деятельностью организации
Глава 3 Исследование организационной культуры на конкретном примере (ООО «Профи Спорт»)
3.1 Организационной культуры в организации ООО «Профи Спорт»
Введение
Актуальность курсовой работы. Основу управления составляют объективные процессы общественного развития, знание которых влияет на трактовку соответствующих понятий, и подходы к выяснению их содержания.
Развитие производительных сил общества сопровождается углублением разделения труда. Разделение труда вызывает необходимость кооперации труда. В свою очередь, кооперация труда порождает объективную необходимость координации различных ее видов и разновидностей в организованных социально-экономических системах.
Степень разработанности темы курсовой работы. В настоящее время вопросам культуры организации и управленческой деятельности уделяется большое внимание. Это связано с тем, что от правильно поставленной работы организации не зависимо от форм собственности зависит ее успех на мировом рынке и прибыльность.
Основной целью курсовой работы является анализ современных подходов к изучению организационной культуры, стилям руководства в управлении и определения их эффективности.
Задачи курсовой работы:
- Анализ факторов и принципов влияющие на организационную культуру
- Определение влияния организационной культуры на эффективность деятельности предприятия;
- Характеристика субъектов и объектов организаторской деятельности;
- Анализ сущности и основных принципов руководства и лидерства;
- Классификация стилей руководства;
- Изучение характера взаимоотношений руководителя и подчиненного.
Предмет исследования – менеджмент организации.
Объект исследования – организационная культура и механизм управления.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды экономистов в области менеджмента и теории управления экономическими системами, включая менеджмент персонала, производственный менеджмент следующих авторов: Гайнутдинов, Э. М., Милпер, Б. Э., Полукаров, В. Петрушин, В., Хубулава, Н. М. и др.
Методы исследования. В основу методологии положено сочетание комплексного, системного и ситуационного подходов к изучаемой проблеме. В исследовании применялись методы научного обобщения, причинно-следственных связей, статистического и сравнительного анализа.
Практическая значимость курсовой работы состоит в описании современных моделей организационного поведения и организационной культуры. Также был сделан анализ влияния организационной культуры на эффективность деятельности предприятия.
Структура курсовой работы. Курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех глав включающих, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Интерпретация организационной культуры
1.1 Факторы и принципы влияющие на организационную культуру
Организационная культура относится к числу сложных материально-духовных феноменов, изучение которых сталкивается с рядом проблем, включающих оценки влияния факторов на формирование и развитие корпоративной культуры.
Организационная культура является следствием тесного взаимодействия внешней и внутренней среды предприятия. Для того, чтобы предложить реальные направления формирования организационной культуры и обеспечить эффективный механизм ее функционирования, необходимо систематизировать факторы влияния на организационную культуру с последующим исследованием тенденций такого влияния. Задача систематизации факторов формирования организационной культуры требует их определенной классификации и выделения среди них тех, которые имеют приоритетное значение, учитывая ценности и глубину воздействия.
Под факторами влияния понимаются те движущие силы, которые влияют на формирование организационной культуры и обеспечивают ее наибольшую эффективность.[5, с. 241]
Особая роль в формировании организационной культуры принадлежит группе факторов внешней и внутренней среды, которые по своей сути совпадают с факторами, объединенными по уровневому признаку. Внешняя среда включает те силы и институты, с которыми приходится сталкиваться предприятию в процессе своего функционирования на рынке. То есть, понятие внешней среды включает все, что находится за пределами предприятия, но касается всех сфер его деятельности и может влиять на их развитие или свертывания.
Именно поэтому культура каждой организации приобретает:
- во-первых, общие черты, которые присущи, в большей или меньшей степени, всем предпринимательским организациям как специфическим социально-экономическим институтам современного общества, независимо от их географической локализации;
- во-вторых, специфические черты, связанные с особенностями предпринимательско-менеджерской культуры как важной части общей культуры определенного континентально-культурного региона;
- в-третьих, индивидуальных культурных черт руководителей конкретной предпринимательской организации.
Факторы внешней среды влияют на построение организационной культуры как объективные стимуляторы к действию или как тормозные силы для развития культуры. Факторы внутренней среды формируют организационную культуру изнутри предприятия, поэтому им свойственна в определенной степени субъективность воздействия. Взаимозависимость факторов внешней среды и их многогранность и динамичность обусловливают разностороннее влияние на формирование организационной культуры и вызывают трудности методического характера, связанные со сложностью реального оценки степени влияния каждого фактора.
Принципами формирования организационной культуры являются:
- взаимодоверие и взаимоуважение;
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- социально-гуманистическая солидарность;
- высокая ответственность. [10, с. 166]
Современный топ-менеджмент для образования определенных организационных культурных ценностей использует широкий спектр инструментов, в частности:
- определение и своевременное обновление основных перспективных задач организации, реализация которых способна мобилизовать работников и служить развитию и максимальному использованию их потенциальных возможностей, поддерживать напряженный тонус трудовой и творческой активности;
- определение относительно небольшого числа ключевых принципов и безусловных требований, которые организация обязуется неукоснительно отстаивать;
- личный пример высшего менеджмента в соблюдении и реализации этих принципов и требований;
- неотвратимые санкции к управленцам, которые не соблюдают эти принципы и требования независимо от их статуса и заслуг;
- широкая пропаганда по различным каналам с использованием внутрифирменных средств информации, коллективных собраний, встреч руководителей с работниками и т.д.;
- комплекс мероприятий, направленных на культивацию, поддержку и повышение педагогически организационной эффективности многоплановых фирменных традиций, ритуалов, церемоний и т.п..
Управленческая деятельность в значительной мере подчинена определенной сложившейся организационной культуре, которая отражает как характерные черты национальной предпринимательско-менеджерской культуры, так и специфические особенности развития определенной организации. С другой стороны, менеджеры пытаются сознательно влиять на организационную культуру учитывая потребности успешной реализации целей и задач фирмы.
1.2 Влияние организационной культуры на эффективность деятельности предприятия
Стремление к экономическому росту должно базироваться на формировании и совершенствовании соответствующей организационной культуры. На сегодняшний день ключевыми ценностями, на которые опирается организационная культура, выступают ориентация на современные новшества и гибкость организации, разнообразие коммуникаций и предоставления весомости творческому поиску. Эти ценности должны формироваться и регулироваться под динамическим воздействием внешних и внутренних факторов, которые задают вектор изменений организационной культуры.
Чтобы организационная культура качественно функционировала, следует опираться на основательные исследования многих ученых. Ведь культура, независимо от форм и сферы проявления, является комплексным понятием, которое эволюционировало в зависимости от изменений во внешней среде.
На сегодняшний день успешное функционирование предприятия зависит от качественно нового стиля мышления, который отвечает требованиям современности. Поскольку наука имеет тенденцию к совершенствованию, то предприятие должно эффективно внедрять новые концепции и экономические парадигмы, которые в большей степени базируются на человеческом капитале и трудовом потенциале.
Организационная культура характеризуется как набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работающих правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность сейчас. Эти правила и приемы является отправным моментом в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений. Данные подходы четко определяют, что организационную культуру формируют общепринятые ценности на предприятии, она оказывает влияние на взаимодействие, поведение и эффективность деятельности работников, полностью реагирует на внешние фактории. [1, с. 311]
Оценка организационной культуры предоставляет возможность выявить основные сильные и слабые стороны в организации. Например, руководителям следует обратить внимание на проявления инициативы работников, ведь большинство из них являются молодыми и высокообразованными.
Формирование организационной культуры на предприятии на сегодняшний день играет немаловажную роль, ведь организационная культура - механизм обеспечения успеха в деятельности и выявление основных сильных и слабых сторон в организации.
Поскольку механизм повышения эффективности деятельности бесспорно влияет на социально-экономическое состояние развития страны, необходимо акцентировать внимание руководителей предприятий именно на совершенствовании организационной культуры, учитывая постоянную тенденцию изменений внешней среды.
Влияние организационной культуры на производственный и трудовой процессы имеет свою специфику и охватывает как отношения людей в процессе своей трудовой деятельности и между собой, так и культуру протекания технологических процессов.
Организационная культура формирует приоритеты коллективного или индивидуального принятия решений. Она дает ответ на вопрос: принимаются решения на основе объективного анализа, интуитивно или не организованно. Организационная культура способствует оптимальному делегированию ответственности и постановке управленческих задач. Она влияет на процесс делегирования целей и задач: директивно - с обоснованием; частично-полностью; равномерно-избирательно т.п..
Организационная культура позволяет этически оценить цели, которые ставятся при принятии управленческих решений, альтернативные варианты решений и средства достижения цели, то есть она уравновешивает цели и средства, что очень важно с точки зрения социально ориентированного менеджмента.
Организационная культура стимулирует степень свободы и креативности персонала предприятия при любых условиях.
Организационная культура формирует приоритеты интереса предприятия и его миссии в процессе принятия решений, а также соответствие управленческого решения принятым ценностям. Организационная культура минимизирует неопределенность при принятии решений, поскольку при отсутствии полной информации организационная культура подсказывает модель поведения в каждой рискованной ситуации.
Организационная культура формирует требования к качеству и эффективности труда и компенсации затрат труда благодаря тому, что знания, компетенция становятся ценностями для предприятия. Организационная культура мотивирует карьерный рост персонала и позитивное отношение к карьере. Организационная культура формирует отношение к социальному статусу, должности, символов статуса, но без чрезмерной амбициозности. Она обеспечивает непрерывное развитие персонала и стремление каждого работника к самосовершенствованию.
В общем, процессы, структура, поведение, уровень конкурентоспособности организации формируют общую результативность ее деятельности, поэтому утверждение о том, что организационная культура влияет на все характеристики результативности, является абсолютно обоснованным.