Файл: УМП_по_СРC_Бондарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 562

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этих целях в Беларуси предполагается:

обеспечение финансирования социальных программ за счет республиканского и местных бюджетов, а также негосударственных финансовых институтов;

совершенствование пенсионного обеспечения;

более широкое использование социального страхования и страховых выплат в сфере социальной защиты населения;

проведение политики, ориентированной на повышение реальных денежных доходов населения;

социальное страхование на случай потери работы, временной или постоянной нетрудоспособности [11, с. 46].

В Беларуси основную тяжесть по социальной защите несет государство, которое оказывает помощь наименее социально защищенным группам населения. Эта помощь идет по линии государственного страхования (выплата пенсий по старости, инвалидности, в связи с потерей кормильца и прочее). Она охватывает более широкую категорию нуждающихся людей, таких как престарелые, слепые, многодетные семьи, студенты. Эта помощь включает не только денежные пособия, но и материальную помощь, школьные завтраки и обеды, специальное питание беременным женщинам и грудным детям и прочее.

Для нетрудоспособной части населения правительством Республики Беларусь предусмотрены гарантии материального обеспечения и социального обслуживания за счет социального страхования и бюджетных средств.

В основу реформирования системы социальной поддержки граждан положен принцип адресного предоставления социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц, совокупный доход которых ниже прожиточного минимума.

В настоящее время в Республике Беларусь проводится работа по созданию системы адресной социальной помощи населению [11, с. 47]. Особое внимание уделяется разработке научно обоснованных подходов, требований к объему и качеству оказываемых населению социальных услуг, социальной помощи, порядку и условиям их оказания. В этих целях в ряде регионов реализованы «пилотные» программы по оказанию адресной социальной помощи, с учетом результатов которых будет разработана и распространена типовая методика для использования на всей территории страны.

Расширится ресурсное обеспечение программ адресной помощи за счет поэтапного сокращения перекрестного субсидирования и бюджетных дотаций производителям товаров и услуг, а также отмены социально неоправданных льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан. В связи с этим в среднесрочной перспективе в Республике Беларусь предполагается:

упорядочить систему пособий, выплат и льгот;

законодательно закрепить право на получение социальной помощи;

постепенно заменить большинство льгот, предоставляемых различным категориям населения, адресными формами социальной помощи;

провести некоторые виды льгот, установленных отдельным категориям граждан в натуральной форме, в форму денежных выплат.


При этом будут сохранены льготы для групп населения, имеющих особый статус в соответствии с законодательством (инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС, жертвы политических репрессий и другие).

В целях повышения эффективности адресной социальной помощи предусматривается постепенная ликвидация неэффективных пособий и льгот с целью перераспределения финансовых ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан. На решение данных задач направлены Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь на 2000–2005 гг., а также мероприятия по ее реализации [11, с. 47].

В целях обеспечения благоприятных условий для развития семьи
и стабилизации рождаемости в республике намечается:

совершенствование системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей;

развитие социального обслуживания семьи;

содействие всем формам предпринимательской деятельности семей;

совершенствование налоговой политики в интересах семьи;

– проведение ежегодного мониторинга социально-экономического потенциала семьи.

Размеры пособий будут увеличиваться в зависимости от среднедушевого бюджета прожиточного минимума.

Молодежная политика в Беларуси направлена на решение насущных проблем жизни молодежи – образование, занятость, улучшение жилищных условий, поддержку учащихся и студентов, повышение престижности труда молодежи в реальном секторе экономики, воспитание патриотизма
и добросовестного отношения к труду.

В перспективе, как и сегодня, эта поддержка будет состоять в первую очередь в предоставлении каждому молодому человеку возможности трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Значительным шагом в решении проблем молодежи стало повышение уже в 2001–2002 гг. в два раза стипендий, а к 2005 г. размер стипендий будет составлять 25–30% от средней заработной платы по стране [11, с. 48]. Намечается расширить строительство жилья для молодежи, улучшить и удешевить питание школьников, учащихся ПТУ, студентов.

Продолжается работа по реформированию пенсионной системы республики на основе рационального сочетания государственного и негосударственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования.
В этих целях предстоит ввести индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов в системе государственного социального страхования, а уровень пенсионного обеспечения привести в соответствие
с бюджетом прожиточного минимума, а в перспективе – с минимальным потребительским бюджетом. Особое внимание будет уделено совершенствованию механизма расчета пенсий в зависимости от периода и объема уплаченных взносов на пенсионное страхование.

Необходимо подготовить и принять ряд законопроектов по вопросам пенсионного страхования и обеспечения: «Об основах пенсионной системы в Республике Беларусь», «О государственном пенсионном страховании» и других, а также законодательство об общих началах и механизмах организации профессиональных пенсионных систем и принципах их взаимодействия с государственным пенсионным страхованием [11, с. 48].


Соотношение среднего размера пенсии по возрасту и величины минимального потребительского бюджета в Беларуси составило в 2003 г. 72%. Экономические затраты на социальные программы, за исключением здравоохранения и образования, составляют сегодня около 14% ВВП [9, с. 1].

С января 2001 г. в Республике Беларусь начала осуществляться выплата адресной социальной помощи. Основным принципом данной программы является установление гарантированных норм, по которым семья или гражданин имеют право на получение адресной помощи. Уже за 9 месяцев 2002 г. в органы социальной защиты населения за помощью обратились
42 тыс. семей. Адресная помощь назначена 36 тыс. многодетных и неполноценных семей [11, с. 48]. В последнее время в общем объеме социальной помощи увеличилась доля оказываемых социальных услуг престарелым
и инвалидам. В республике функционируют 46 центров социального обслуживания населения. Количество занятых социальных работников составляет
24 тыс. человек. Такая малообеспеченная категория, как престарелые, пенсионеры, которые составляют четверть населения республики
(92 тыс. человек), обслуживаются на дому, что обходится государству
в 20 раз дешевле, чем их нахождение в стационарных учреждениях.

Большой проблемой по-прежнему остается выплата пособий на
детей. И несмотря на то, что за последние годы их размер увеличился
в 4 раза, сумма остается незначительной. В будущем году на детские пособия предусмотрено только 173 млрд. рублей.

Существующий механизм оказания адресной социальной помощи имеет ряд недостатков и нуждается в доработке. Поэтому разработанная
в рамках реализации Гранта правительства Беларуси и Всемирного банка
и одобренная Совмином Концепция формирования единой программы адресной социальной помощи предусматривает создание принципиально новых механизмов оценки нуждаемости и оказания помощи.

Образовались позитивные тенденции в развитии образования, культуры, здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма. Они выразились в дальнейшем повышении образовательного уровня населения, сокращении детской и материнской смертности, посильной государственной поддержке учреждений культуры и ее кадрового потенциала. У населения появилась возможность реального выбора форм обучения, медицинского обслуживания, отдыха. Однако медленно укрепляется материально-техни-ческая база, особенно районных и сельских учреждений социальной сферы, сохраняется тенденция снижения темпов строительства объектов социально-культурного назначения.

В сложном финансовом положении находятся медицинские учреждения, растет их задолженность за медикаменты. Обучение в общеобразовательных школах проводится в двухсменном и трехсменном режиме, слаба их оснащенность учебно-наглядными пособиями, компьютерной техникой (53%), оздоровительными и физкультурными залами (60%) [3, с. 25]. Не хватает также средств для улучшения комплектования библиотек, музейных экспозиций. Продолжается рост стоимости платных услуг. Подорожали услуги культуры, в результате чего снизился интерес к ее массовым видам. Недоступными оказались для большинства населения и платные медицинские услуги.




III. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Определение уровня жизни основано на оценке количества и качества потребляемых жизненных благ (материальных и духовных). Уровень жизни оценивается как обеспеченность населения жизненными благами
и как степень удовлетворения потребностей людей в определенных благах.

Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий круг (12 групп) характеристик условий жизни:

1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики.

2. Санитарно-гигиенические условия жизни.

3. Потребление продовольственных товаров.

4. Жилищные условия.

5. Образование и культура.

6. Условия труда и занятость.

7. Доходы и расходы населения.

8. Стоимость жизни и потребительские цены.

9. Транспортные средства.

10. Организация отдыха.

11. Социальное обеспечение.

12. Свобода человека.

Для оценки исчисления уровня жизни используют:

информационные показатели;

национальный доход;

валовой внутренний продукт на душу населения с учетом среднегодовых коэффициентов их роста.

Денежные доходы населения являются главным индикатором уровня жизни населения. Уровень и структура денежных доходов населения, их распределение предопределяют социальную стабильность в обществе. В то же время они могут нести в себе определенный заряд социальной напряженности. К причинам такой напряженности относят: низкий уровень реальных денежных доходов, включая заработную плату; бедность населения; высокую дифференциацию доходов различных социальных групп;
задержку с выплатой заработной платы. В нынешней социально-эконо-мической ситуации повышение реальных денежных доходов страны – это глобальная проблема, причем не только социальная, но и политическая.

«Повестка дня» на XXI век рассматривает повышение уровня жизни населения как доминирующую цель устойчивого развития. В связи с этим социально-экономические индикаторы, характеризующие уровень жизни населения, носят задающий характер, что определяет направленность развития экономики Республики Беларусь на повышение благосостояния населения.

Социальная политика государства в период 1996–2003 гг. была направлена на стабилизацию и повышение уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост денежных доходов населения и повысить их реальное содержание; значительно сократить отставание минимальных социальных гарантий от бюджета прожиточного минимума (БПМ); уменьшить дифференциацию доходов различных групп населения и масштабы бедности.

В соответствии с целевой установкой Президента Республики Беларусь происходит постепенный, хотя и недостаточный рост заработной платы как основного источника формирования приемлемого уровня денежных доходов населения. В 2003 г. денежные доходы, полученные населением, составили 17682,4 млрд. руб. и по сравнению с 2002 г. возросли на 32,6% при росте потребительских цен на 29%.


Реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе – сентябре 2003 г. по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. увеличились на 2,8%, а реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и добровольных взносов, скорректированные на индекс потребительских цен) –
на 2%
[16, с. 6].

Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения, уровень жизни населения в республике остается низким и сопровождается бедностью. На основе анализа величины и структуры расходов низкодоходных групп населения рассчитываются бюджет минимума, минимальной обеспеченности и границы бедности.

Бедность напрямую связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. Вместе с тем бедность не поддается точному определению. В самом общем виде идентификация бедности основана на сопоставлении старого определенного набора потребностей и возможностей их удовлетворения для определенных групп населения. Потребности оцениваются на основе «потребительских корзин», дифференцированных по доходным, возрастным, профессиональным и прочим признакам. Минимальные потребительские бюджеты как основа для идентификации бедности в свою очередь дифференцированы и рассчитываются как бюджеты физиологического минимума, как минимума поддержания здоровья и благопристойности, как бюджеты минимального достатка. Минимальный достаток – это те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство общественно-приемлемых условий существования; на его основе определяется порог бедности и рассчитывается прожиточный минимум.

Уровень прожиточного минимума зависит от социально-экономи-ческих факторов и более подвижен, чем порог бедности. Порог бедности не отражает роста потребления, увеличиваясь за счет роста цен. Количественная оценка порога бедности осуществляется на основе данных о стоимости продуктов питания, исходя из рациональных норм потребления
и доли затрат на питание в семейных бюджетах.

Бюджет прожиточного минимума в Республике Беларусь в ценах октября 2003 г. в среднем на душу населения составил 110,9 тыс. рублей.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) на одного члена семьи из четырех человек в октябре 2003 г. (по расчетам Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь) составил 178,1 тыс. руб.

Начисленная средняя заработная плата работников в народном хозяйстве Беларуси в 2003 г. составила 281,3 тыс. руб.

Номинальная величина зарплаты в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличилась на 3,3%, а реальная зарплата – на 1,4%.

Соотношение средней заработной платы в республике и минимального потребительского бюджета в 2003 г. составил 157,8%, а по отношению к бюджету прожиточного минимума зарплата составила 253,6%.

Несмотря на рост, средняя заработная плата не обеспечивает расширенного воспроизводства рабочей силы для большинства населения. Заработная плата фактически перестала выполнять свою стимулирующую
и социальную функции.