Файл: УМП_по_СРC_Бондарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 577

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, с точки зрения социальной справедливости, является
недопустимым нарушение связи между количеством и качеством труда
и благосостоянием, уровнем заработной платы и пенсиями. Сформировался экономически необоснованный, крайне низкий уровень государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда: минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда.

Даже многократные повышения минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда за последние годы практически не меняют ситуацию с уровнем минимальных гарантий в оплате труда относительно величины прожиточного минимума.

По-прежнему острой остается проблема низкой заработной платы
в важнейших социальных отраслях бюджетной сферы. В здравоохранении средняя зарплата в 2003 г. составила 79,6% от уровня зарплаты в промышленности, в образовании – 77,8%, культуре и искусстве – 71,6%.

Самая низкая заработная плата оказалась у работников сельского хозяйства. В сельском хозяйстве в 2003 г. соотношение средней заработной платы (149,3 тыс. руб.) со среднереспубликанским уровнем составляло 53%. Третья часть работников отрасли получает заработную плату ниже бюджета прожиточного минимума.

Сложно дать достоверную оценку уровня жизни населения без анализа уровня пенсионного обеспечения, поскольку к категории пенсионеров относится четверть населения страны. Это одна из самых острых социальных проблем. Основная ее суть – низкие размеры пенсий, не удовлетворяющие социальных потребностей пенсионеров, незначительная дифференциация их размеров, высокий тариф страховых взносов и вместе с тем недостаточность средств для финансирования пенсий приемлемого уровня.

Политика в области пенсионного обеспечения в Беларуси направлена на повышение реального содержания пенсионных выплат, усиление дифференциации пенсий в зависимости от индивидуального стажа и заработка в прошлом, реформирование пенсионной системы, создание предпосылок для ее устойчивого развития.

За 1996–2000 гг. средний размер назначенной месячной пенсии в реальном исчислении увеличился в 1,6 раза (ежегодный прирост составил 9,9%), в 2001 г. – в 1,35. Однако тенденция роста не была стабильной, в отдельные периоды наблюдался значительно опережающий рост цен.

Средний размер пенсии в 1996–2000 гг. не превышал прожиточного минимума в среднем на душу населения и составлял около 80% его величины. Соотношение среднего размера пенсий со средней заработной платой в 2000 г. составило 40,9% (в 1995 – 42,9%). В сравнении с экономически развитыми государствами, где коэффициент замещения 60–70%, это низкий уровень.

В 2000 г. пенсии повышались более высокими темпами, чем заработная плата и пособия на детей. В результате доля малообеспеченных семей, имеющих детей, оказалась выше других социально-демографических типов семей. Средний размер пенсий в 2003 г. составлял 113,9 тыс. руб. (69% от величины МПБ). Реальный размер назначенной месячной пенсии (пенсии, скорректированной на индекс потребительских цен) в 2003 г. по сравнению с 2002 г. уменьшился на 2% [16, с. 8].


Оценка экономического положения семей, воспитывающих детей, показывает, что одной из острейших проблем является снижение их жизненного уровня. За период реформ именно семьи с детьми заметно пополнили число бедных. Причем в числе бедных оказались не только те семьи, чье благосостояние в прошлом находилось ниже черты бедности, но и значительная часть работающего населения, до недавнего времени относящегося к среднедоходному слою. В целом в 2003 г. численность семей с доходами ниже прожиточного минимума составила 26%.

Пособия на детей, являющиеся основной формой денежной помощи семьям, в общей сумме доходов домашних хозяйств занимают незначительное место (около 3%). Размер пособий существенно ниже реальных затрат на содержание и воспитание детей и составляет примерно 50% от БПМ детям до трех лет и около 20% – детям 3–16(18) лет. При этом следует учитывать, что система распределительных отношений в стране не обеспечивает достаточный материальный уровень семьям через трудовые доходы.

Общее состояние материального обеспечения семей характеризуется отношением имеющихся доходов к прожиточному минимуму. Практически действующая сегодня величина прожиточного минимума в состоянии обеспечить поддержание жизни лишь на минимально допустимом физиологическом уровне. Из этого следует необходимость его пересмотра в сторону существенного повышения, перехода к минимальному потребительскому бюджету в качестве ориентира минимального потребления.

Уровень жизни влияет на тенденции обострения проблем жизнедеятельности семей, среди которых можно назвать малодетность, рост числа неполных семей, большую долю социально уязвимой группы детей, снижение воспитательных возможностей семьи.

Если денежные доходы, минимальный потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума являются основными количественными характеристиками уровня жизни населения, то показатель «потребительские расходы» может быть назван «качественным».

Негативными тенденциями в структуре расходов населения являются высокие доли расходов на питание и на оплату услуг. По данным выборочных обследований, начиная с 1990 г., доля расходов на продовольственные товары у большинства населения по прежнему высока: 1990 г. – 29,1%; 1995 г. – 60,1%; 1996 – 56,6%; 2000 г. – 58%; 2003 г. – 52,6%.

Высокая доля потребления продуктов питания в общем объеме потребления обычно ассоциируется с низким уровнем жизни населения. По данным международной статистики, нормой считается, когда расходы на питание в структуре потребительских расходов не превышают 30%. Из других статей весомыми являются расходы нашего населения на одежду, ткани и обувь (около 11%), приобретение алкогольных и табачных изделий (более 4%). На покупку лекарств, предметов личной гигиены, на образование, культуру, отдых и спорт население тратит всего лишь около 3% своих расходов. В связи с увеличением тарифов на жилищно-коммунальные услуги наблюдается тенденция увеличения доли расходов населения на квартплату и коммунальные услуги в общих денежных расходах, которые составляют уже более 10%.


Снижение покупательной способности населения привело к резкому сокращению среднегодового потребления на душу населения за 1991–2003 гг. По сравнению с 1990 г. уменьшилось потребление на душу населения в год продуктов питания, прежде всего наиболее ценных: мяса и мясопродуктов – на 34,4 кг, молока и молочных продуктов – на 116,1 кг, рыбы и рыбопродуктов – на 2,5 кг, яиц – на 48 шт., а потребление хлеба и хлебопродуктов увеличилось на 14,2 кг.

Рост денежных доходов (заработной платы, пенсий) в последние годы не ослабил дифференциации населения по степени удовлетворения материальных потребностей. Особенно тяжелое положение с удовлетворением этих потребностей в семьях с детьми, в том числе многодетных, у одиноких пенсионеров, инвалидов и других категорий населения.

По мере экономического роста в стране должен расти уровень жизни большей части населения. Низкие денежные доходы, низкая заработная плата, низкий платежеспособный спрос, деформированная структура потребления ограничивают возможности увеличения внутреннего спроса, а значит, сдерживают развитие реального сектора экономики. Проводимая в настоящее время стимулирующая кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика, направленная на расширение совокупного спроса в
стране, будет
способствовать улучшению жизненного уровня белорусского народа [1, с. 22–26].

IV. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)

  1. Рыночный и социальный подходы к проведению социальной политики государства.

  2. Цели социальной политики Республики Беларусь.

  3. Основные формы реализации социальной политики в Беларуси.

  4. Социальная защита населения в Республике Беларусь.

  5. Социальные гарантии членам общества в Беларуси.

  6. Особенности социальной политики Республики Беларусь в условиях становления рыночных отношений.

  7. Показатели реализации социальной политики государства.

  8. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике.

  9. Проблема справедливого распределения в рыночной экономике населения.

  10. Создание системы эффективной занятости в Республике Беларусь.

  11. Организация эффективной системы формирования доходов в переходной экономике.

  12. Макроэкономическое регулирование процесса дифференциации
    в доходах и личном потреблении.

  13. Защита интересов потребителя в условиях переходной экономики.

  14. Создание системы социальной поддержки безработных в Республике Беларусь.

  15. Государственная политика перераспределения доходов.

  16. Социальное партнерство в условиях становления и развития рыночных отношений.

  17. Становление и развитие системы социального партнерства в Беларуси.

  18. Государственное регулирование занятости населения и социальное партнерство.

  19. Социальная сфера жизни общества и политика.

  20. Социально ориентированная рыночная экономика: сущность, основы организации, проблемы формирования, основные принципы ее функционирования в Республике Беларусь.

  21. Социальная политика Республики Беларусь в сфере доходов и оплаты труда: проблемы и пути их решения.

  22. Функции и структура социальной политики при социально ориентированной экономике.

  23. Социальная ориентация государственного регулирования экономики в Республике Беларусь.

  24. Социальные ориентиры и направления развития белорусской экономики.

  25. Социальная сфера, ее функции и ориентиры при формировании социальной рыночной экономики.

  26. Смешанная экономика как основа социализации общества.

  27. Теоретические и практические истоки социальной рыночной экономики.

  28. Проблема бедности и пути ее решения в Республике Беларусь.


ЛИТЕРАТУРА

1. Активизация социальной политики и обеспечение социальных гарантий населению // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование.– 2002.– № 11.

2. Васильева Ю. Аспекты реформирования социальной сферы // Финансы, учет, аудит.– 2001.– № 5.

3. Зубачева В. Я. Проблемы развития отраслей социальной сферы на радиоактивно загрязненных территориях Беларуси // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование.– 2001.– № 1.

4. Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Кисилевой.– Киров: АСА, 2003.

5. Лутохина Э. А. Социально ориентированная экономика и социальное партнерство.– Мн., 2002.

6. Мамедов О. Ю. Смешанная экономика. Двухспекторная модель.– М., 2001.

7. Михеев В. А. Основы социального партнерства.– М., 2001.

8. Новикова Т. А. Истоки социальной напряженности в современном белорусском обществе // Социально-политическая ситуация Беларуси: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр.– Мн., 2000.

9. О функционировании экономики Республики Беларусь за I полугодие 2003 года // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование.– 2003.– № 10.

10. Половина населения республики имеет социальную поддержку // Нар. газ.– 2001.– 17 окт.

11. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы.– Мн., 2001.

12. Развитие экономики: модель и проблемы // Бел. экон. журн.– 2003.– № 1.

13. Сборник Министерства статистики о работе народного хозяйства Республики Беларусь за январь–август 2003 г.– Мн., 2003.– № 7–10.

14. Сверж А. Проблемы финансового обеспечения социальной политики // Финансы, учет, аудит.– 2001.– № 2.

15. Скуратович К. Доходы населения Республики Беларусь за 2001 год // Бел. рынок.– 2001.– 22–28 окт.

16. Статистические данные // Бел. экон. журн.– 2002.– № 3.

17. Уровень и качество жизни населения // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование.– 2002.– № 8.

18. Экспресс-информация Совета федерации профсоюзов Беларуси.– Мн., 2003.




СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие указания и рекомендации по выполнению самостоятельной работы 3

II. Понятие, цели и направления совершенствования социальной политики в Республике Беларусь 5

III. Уровень жизни и распределение доходов в Республике Беларусь 12

IV. Перечень вопросов для самостоятельной работы (реферата) 18

Литература 19














Учебное издание


БОНДАРЬ Лариса Владимировна


Совершенствование
социальной политики Республики Беларусь
в условиях реформирования экономики

Учебно-методическое пособие



Редактор А. И. Веревкина

Технический редактор А. В. Русецкая

Корректор В. В. Латыш

Компьютерный набор и верстка С. Л. Дудко



Подписано в печать 26.05.2004. Формат 6084 1/16.

Бумага газетная. Гарнитура «Times New Roman».

Отпечатано способом ризографии.

Усл. печ. л. 1,16. Уч.-изд. л. 1,05. Тираж 200. Зак. 59.



Издатель и полиграфическое исполнение:

Учреждение образования

«Частный институт управления и предпринимательства».

220086 г. Минск, ул. Славинского, 1, корп. 3.

Лицензия ЛВ № 458 от 22.06.2000 г.


Л ицензия ЛП № 446 от 09.04.2001 г.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Частный институт управления и предпринимательства








Л. В. Бондарь







Совершенствование социальной
политики Республики Беларусь
в условиях реформирования
экономики


















Минск 2004


23