Файл: УМП_по_СРC_Бондарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 575

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Частный институт управления и предпринимательства







Л. В. Бондарь






Совершенствование социальной
политики Республики Беларусь
в условиях реформирования
экономики


Учебно-методическое пособие
для планируемой самостоятельной работы
студентов
















Минск 2004


УДК 304(476)

ББК 65.9

Б 81




А в т о р

Л. В. Бондарь, заместитель заведующей кафедрой экономической теории Частного института управления и предпринимательства, доцент


Р е ц е н з е н т

И. В. Насонова, заведующая кафедрой экономической теории
Частного института управления и предпринимательства, к.э.н., доцент


















Бондарь Л. В.

Б 81 Совершенствование социальной политики Республики Беларусь
в условиях реформирования экономики: Учеб.-метод. пособие.– Мн.: Частный институт управления и предпринимательства, 2004.– 19 с.


Приведены общие указания и рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов; раскрываются цели и направления социальной политики, способы ее реализации.

Предназначено для студентов Частного института управления и предпринимательства, изучающих курс «Макроэкономика».


УДК 304(476)

ББК 65.9


© Бондарь Л. В., 2004

© Частный институт управления и предпринимательства, 2004


I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполнение самостоятельной работы – одна из форм индивидуального изучения курса «Макроэкономика» по теме «Социальная политика государства».

Цель выполнения работы – приобретение навыков самостоятельного анализа важнейших проблем социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь на основе изучения сущности и основных направлений социальной политики и практического опыта, накопленного
в нашей республике в области социальной защиты населения.

Выполнению самостоятельной работы должна предшествовать предварительная проработка всех основных вопросов вышеназванной темы. Предполагается, что студенты одновременно с изучением теоретических и практических основ избранной темы будут работать над важнейшими государственными документами, статистической информацией (сборниками Госкомстата и Национального банка), законодательными актами, регулирующими процессы рыночных преобразований в республике.

Самостоятельная работа должна включать изучение представленного в учебном пособии теоретического материала по теме, а также подготовку и написание одного текстового вопроса (реферата) по представленной ниже тематике.

Номера и содержание вопросов для каждого студента в отдельности приведены в таблице.


Таблица

Указатель вопросов самостоятельной работы (реферата)

Начальная буква фамилии студента

Номер
вопроса

Начальная буква фамилии студента

Номер
вопроса

А

1

П

15

Б

2

Р

16

В

3

С

17

Г

4

Т

18

Д

5

У

19

Е

6

Ф

20

Ж

7

Х

21

З

8

Ц

22

И

9

Ч

23

К

10

Ш

24

Л

11

Щ

25

М

12

Э

26

Н

13

Ю

27

О

14

Я

28


Каждый вопрос должен иметь соответствующую структуру и включать:

  1. краткое введение, содержащее цели и задачи исследования, обоснование актуальности темы;

  2. теоретическую часть;

  3. анализ исследуемого вопроса с привлечением статистического материала Республики Беларусь;

  4. анализ опыта постсоциалистических стран;

  5. заключение, которое должно содержать самостоятельные выводы и предложения;

  6. список используемой литературы.

Общий объем самостоятельной работы должен составлять 10–15 страниц компьютерного или машинописного текста (формат А4), включая таблицы, графики, схемы, диаграммы.

В тексте работы необходимы ссылки на используемые источники,
с указанием авторов, названий работ, года и места издания, страниц.

План работы студента над избранной темой

1. Подбор материала:

посещение библиотеки;

просмотр информационных программ.

2. Изучение учебной литературы и представленного в данной работе текста.

3. Изучение научных работ.

4. Изучение статистических показателей, опросов, данных анкет.

5. Изучение законов и нормативных актов по теме.

6. Изучение статей, материалов периодической печати.

7. Формирование последовательности освещения вопросов темы.

8. Оформление самостоятельной работы в виде реферата.

Лучшая работа студента может быть представлена на конкурс или студенческую конференцию.

Подготовленная работа студента может быть защищена на семинарском занятии или коллоквиуме.

На титульном листе работы указываются следующие данные:

Учреждение образования

«Частный институт управления и предпринимательства»

Кафедра экономической теории

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

По теме:

Студент(ка)

Группа
Специальность

Минск 200___ г.

II. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Социальная политика представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, обеспечения роста его благосостояния и системы социальных гарантий.
В любом обществе общей конечной целью производства является удовлетворение конкретных потребностей людей.

В связи с тем, что в Республике Беларусь намечен переход к социально ориентированной рыночной экономике, то одной из важнейших задач является выработка эффективной социальной политики.

Основная цель социальной политики – повышение уровня и качества жизни населения Беларуси на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставления каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное инвестирование. При этом государство полностью сохраняет свои социальные обязательства перед многодетными семьями, пенсионерами, инвалидами и другим нетрудоспособным населением. Достижение поставленной цели будет обеспечиваться решением следующих основных стратегических задач:


созданием экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развитием предприимчивости и проявлением деловой инициативы трудоспособного населения;

нормализацией и улучшением демографической ситуации, снижением смертности населения, особенно детской;

обеспечением эффективной занятости населения, повышением конкурентоспособности рабочей силы;

достижением улучшения материального положения и условий жизни населения;

гарантиями конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, охраны здоровья, культуры, обеспечением жильем.

В современных условиях ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого потенциала человека, то есть это означает, что человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Данное утверждение определяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы посредством разработки и реализации направлений совершенствования социальной политики, в качестве которых выступают:

  1. политика в области занятости населения;

  2. регулирование доходов;

3) обеспечение социальной защиты и другие.

Реализация политики в области занятости населения предполагает, что государство обеспечивает и регулирует занятость населения. Это находит отражение в обеспечении гарантии на труд, разработке и реализации программ по формированию новых рабочих мест с учетом демографической ситуации, разработке программ занятости инвалидов и борьбы
с безработицей.

Регулирование доходов населения связано с поддержкой беднейших слоев населения, формированием системы социальной защиты.

Обеспечение социальной защиты определяется тем, что государство регулирует доходы населения посредством системы налогообложения
и распределения изъятых средств в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев населения.

Реализация перечисленных направлений социальной политики будет способствовать уменьшению разрыва в удовлетворении потребностей населения и уровне доходов, создаст условия для достижения такого уровня благосостояния, при котором каждый человек может реализовать свой трудовой и творческий потенциал.

Государство в настоящее время обеспечивает определенный уровень материального благосостояния населения. Это находит свое отражение
в увеличении доходов малоимущих слоев населения, создании системы обучения и переквалификации безработных. Государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже минимальной заработной платы (МЗП); представляет бесплатные услуги образования и здравоохранения.

Возникает вопрос о пределах участия государства в решении социальных вопросов. Так, размеры социальных выплат должны согласовываться с финансовыми возможностями государства, его бюджетом. Если социальные выплаты превращаются в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции, то такое перераспределение ведет к инфляционному повышению номинальных доходов, что не способствует росту благосостояния населения. Поэтому границы участия государства в реализации социальной политики определяются, прежде всего, состоянием экономики. Причем при определении объемов и сроков социальных выплат необходимо учитывать возможные негативные последствия. Например, при социальной помощи безработным важно установить такой объем пособий
и сроки их выплаты, чтобы люди не теряли стимулов к поиску рабочих мест.


Государство стремится сделать социальную политику эффективной, не допустить инфляционного обеспечения социальных расходов, образования дефицита сбережений, роста безработицы и инфляции.

Социальная политика базируется на следующих принципах:

всеобщности в сочетании с дифференцированным подходом к различным социально-демографическим слоям и группам населения;

гибкости системы социальных гарантий;

наличии ресурсного обеспечения.

Студентам необходимо видеть два подхода к сущности социальной политики государства:

  • рыночный;

  • социальный.

Рыночный подход предусматривает обязанность государства только лишь создавать условия каждому члену общества для проявления экономической активности и получения дохода, что не позволит населению опуститься ниже черты бедности.

Рыночный подход означает, что рыночное распределение дохода осуществляется на основе конкурентного механизма спроса и предложения и приводит к тому, что вознаграждение каждого фактора производства (труда, капитала, земли и предпринимательских способностей) происходит в соответствии с его предельным продуктом. Этот принцип известен нам из курса «Микроэкономики» (максимизация прибыли достигается тогда, когда предельный продукт переменного фактора в денежной форме равен цене этого фактора: MRPL = W; MRPK = RK; MRPT = RT).

Естественно, указанный механизм не гарантирует равенства в распределении доходов, и в реальности можно наблюдать значительное неравенство в их распределении.

Социальный подход говорит о гарантировании государством каждому члену общества дохода, позволяющего удовлетворять общественно значимые потребности.

Социальный подход должен означать справедливое распределение дохода. Однако в рамках позитивной экономической теории ответа на вопрос, какое именно распределение дохода справедливо, просто не существует.

Позитивная экономическая теория утверждает, что справедливым можно было бы считать распределение, соответствующее двум условиям: во-первых, оно должно быть равноправным; во-вторых, оно должно быть эффективным по Парето. (В. Парето – итальянский экономист и социолог, сформулировавший закон распределения доходов.)

Однако такое состояние экономического развития общества соответствует его потенциальному уровню. Поэтому в реальной экономике социальная справедливость – это проблема приемлемой степени неравенства
в распределении доходов.

Основными критериями обоих подходов в реализации социальной политики государства выступают показатели жизненного уровня населения, к которым относятся:

удельный вес фонда потребления в валовом внутреннем продукте (ВВП) и национальном доходе (НД);

абсолютные объемы фонда потребления, валового внутреннего продукта и национального дохода на душу населения;


уровень занятости трудоспособного населения;

условия труда и производства;

состояние здравоохранения, образования, культуры, воспроизводства населения и продолжительности жизни;

уровень обеспечения благоустроенными жилищами и коммунальными услугами;

состояние экологической среды обитания людей и др.

Социальная политика государства реализуется посредством двух способов:

социальных гарантий;

социальной защиты.

Социальные гарантии – это система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению необходимых потребностей. Они включают:

общедоступность и бесплатность образования;

гарантии общества, связанные с реализацией способности к труду;

гарантию недопустимости принудительного труда;

гарантию минимизации потерь в связи с прекращением трудовой деятельности и др.

Социальная защита населения – это меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

В Беларуси социальная защита означает:

воспроизводство квалифицированной рабочей силы;

создание условий для реализации способностей трудоспособных членов общества к труду;

обеспечение процесса трудовой и предпринимательской деятельности;

создание новых рабочих мест и поддержку работников, оказавшихся безработными.

Система социальной защиты в Беларуси состоит в основном из двух направлений:

Программы социального страхования. Возмещают потери заработков с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей. Эти программы финансируются за счет страховых взносов. Пенсии, оплата по больничному листу и пособие по безработице считаются заработным правом и не несут отпечатка благотворительности.

Программы государственной социальной помощи. Предоставляют пособия тем, кто не может заработать сам, является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении. Финансирование этих программ осуществляется за счет общих налоговых поступлений.

Целью социальной защиты в среднесрочной перспективе в Республике Беларусь является недопущение снижения жизненного уровня населения, и, прежде всего, наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидности, многодетных и неполных семей). Меры социальной защиты направлены на поддержание определенного (гарантированного) уровня доходов и потребления услуг здравоохранения, образования
и прочих социально слабыми, малообеспеченными слоями населения.
В категорию малообеспеченных попадают лица с уменьшающимися доходами или полностью их теряющие в результате ухудшения состояния здоровья и инвалидности, рождения детей или старости, потери работы или кормильцев и другие.

Основные направления и задачи социальной защиты в Республике Беларусь предусматривают усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту [11, с. 46].