Файл: Американская модель менеджмента: теоретические основы и особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня осуществление всех функций стратегического управления должно происходить одновременно, в тесном взаимодействии менеджеров и с использованием системного анализа, который по современному экономическому словарю является: «совокупностью методов и средств исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов, опирающихся на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы»[1].

Хотя проблемы комплексного совершенствования стратегического управления предприятия уже много раз рассматривались и были попытки к их решению, но в связи с динамичными изменениями среды функционирования предприятия необходимо внести корректировки в предлагаемые решения и методики. Разнообразие системных методов обнаружения и исследования организационных проблем вызывает необходимость анализа применения системного подхода и, соответственно, возникает задача исследования потерь из-за неэффективности менеджмента, изучения и создания типологии организационных проблем, для которых эффективные те или иные виды системного подхода. Для этого нужно переосмыслить развитие системного подхода в управлении, в условиях информатизации и глобализации общества. Помимо этого, действующие системы стратегического управления, сложившиеся в условиях экстенсивного развития экономики, накопили немало отрицательных качеств, которые в соответствии вызвали в системе стратегического управления целый ряд негативных последствий и даже до сих пор не были достаточно учтены при реформировании.

Названные негативные моменты системы стратегического управления являются важным источником острой необходимости ее совершенствования.

В связи с этим на современном этапе особую актуальность приобретают теоретико-методологические вопросы повышения управляемости и построения целостных систем стратегического планирования предприятиями и организациями в условиях обострения социальных аспектов стратегического управления, достижения высокой конкуренции, научно-технического прогресса, информатизации. На основании выше изложенного сделано вывод о том, что актуальность данной дипломной работы является высокой. Цель работы состоит в изучении теоретических и практических особенностей американской модели менеджмента.

Для достижения цели, в процессе написания дипломной работы необходимо решить такие задачи:


1) Изучить теоретические особенности американской модели менеджмента;

2) Определить особенности стратегического планирования;

3) Характеризировать методику стратегического управления и планирования в американской модели менеджмента;

4) характеризировать предприятия и его услуги;

5) провести анализ рынка сбыта;

6) проанализировать пути возможного совершенствования процессов планирования в организации;

7) разработать мероприятия по повышению эффективности стратегического планирования.

Объектом исследования работы являются особенности американской модели менеджмента.

Теоретико-методическая база работы представлена научными трудами таких экономистов, как: Беляев А.А., Гапоненко А.Л., Коротков Э.М., Смирнов Э.А., Хедоури Ф. К., Маслеченков Ю.С, Федорова Н.Н., Масленикова Н.П., Фролова И.Т. Информационная база работы сформирована из маркетинговой и прочей управленческой информации.

В работе использованы методы наблюдения, экономического и статистического анализа.

Американская модель менеджмента: теоретические основы и особенности

    1. Характеристика американской модели менеджмента

Характеристика американской модели менеджмента прежде всего состоит в выявлении основных предпосылок формирования уникальной модели управления.

Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ организации производства.

3. Корпорация как основная форма предпринимательства.

Наличие рынка как основного механизма экономических отношений между его субъектами вынуждает управленцев действовать в условиях высокой конкуренции.

Второй особенностью стало то, что формирование модели менеджмента в США происходило на основе индустриального общества, движущей силой которой являлась промышленность. На базе этого основной предпринимательства стала корпорация.

На современном этапе американская модель менеджмента построена на уверенности в том, что успех фирмы базируется на факторах, которые лежат в её границах. Поэтому фирма становится закрытой системой. Такое изначальное убеждение предопределяет особенности американской модели менеджмента.


Этот подход определяет цели и задачи как стабильные элементы, которые сохраняются в течение продолжительного времени. Основная стратегия фирм состоит в непрерывном росте и специализации производства, поэтому для американской модели управления характерен механизм явного и постоянного контроля.

Для неё также характерна высокая степень индивидуализма. Свобода личности предопределяет индивидуальное принятие решений: решение, принятое руководителем, ни в коем случае не подлежит обсуждению и является обязательным для выполнения. Вследствие этого наступает не коллективная, а индивидуальная ответственность за результаты выполненной работы. Однако, несмотря на индивидуализм как основную черту модели, отношение к работнику дифференцированное: он воспринимается сугубо в качестве работника, а не отдельной личности.

Ещё одной важной характеристикой является то, что у работников отсутствует преданность своей компании, что способствует высокому показателю текучести кадров. Некоторые из них успевают сменить до десяти компаний за время своей работы. Найм производится на относительно непродолжительное время и все об этом знают, устраиваясь на работу.

Американская модель менеджмента – идеальная модель для карьеристов. Она обеспечивает быстрое развитие и продвижение работника в рамках компании. Вместе с тем работник может развиваться специализированно, т.е. выстраивать горизонтальную карьеру. Для этого проводятся разнообразные курсы повышения квалификации при университетах и колледжах.

1.2 Стратегическое планирование – одна из основных функций в американской модели менеджмента

Важнейшей функцией управления предприятием является планирование. Планирование является собственно процессом определения целей, которые предприятие предполагает достичь за определенный период, а также способов достижения таких целей.

Планирование объединяет структурные подразделения предприятия совместной целью, предоставляет всем процессам одного направления, что позволяет наиболее полно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, комплексно, качественно и своевременно решать разнообразные задачи управления.


Открытая система предприятия и прямая зависимость от взаимодействия спроса и предложения обусловливают необходимость создания системы планирования и управления предприятием, способной быстро и эффективно реагировать на рыночные потребности .

Наряду с общими принципами планирования существуют и специфические принципы планирования, а именно целевая направленность, системность, непрерывность, сбалансированность, оптимальность использования ресурсов, адекватность объекта и предмета планирования.

Важнейшим принципом планирования является выбор и обоснование целей, результатов деятельности предприятия. Четко определены конечные цели является исходным пунктом планировании. В целом, выделяют пять основных целей (или групп целей) предприятия, где производственно-технологическая (выполняя которую и составляют планы по производству), отражает основное функциональное назначения предприятия - выпуск определенной продукции должного качества.

Мировая практика организации планирования показывает, что при формировании планов предприятию необходимы два подхода:

  • планирование от прошлого к будущему (долгосрочное или прогнозное);
  • планирование от настоящего к будущему (стратегическое).

Первый подход характерен для планирования производства продукции, находящейся в стадии развития или насыщения и отличается стабильностью технологических процессов и характеристиками.

Второй подход эффективен для процессов обновления продукции, создания новых производств и реорганизации существующих.

Эти процессы отличаются высокой степенью неопределенности и большим объемом организации работ. Поэтому, специалисты по планированию каждого малого предприятия должны составлять два плановых документы:

  • перспективный (стратегический) план развития предприятия;
  • план текущей (тактической) деятельности.

Первый план объединяет проекты и целевые программы изменения научно-производственной и маркетинговой деятельности, второй - предусматривает финансовое и материальное обеспечение текущей деятельности.

Главная цель стратегического планирования заключается в достижении надежной позиции на рынке, что обеспечивает финансовую устойчивость предприятия в условиях конкуренции. Следовательно основными исходными данными для планирования являются показатели состояния рынка. Однако, практически невозможно получить все необходимые данные, в частности, о рынке в целом или данные о конкурентах. В связи с этим, в условиях рыночных отношений планирование деятельности малого предприятия, как правило, базируется на неполных данных.


К основным факторам, которые обуславливают ненадлежащий уровень организации планирования, относятся:

  • низкие объемы накопления капитала, не способствующие осуществлению эффективных расходов на организацию планирования;
  • отсутствие эффективных юридических и этических норм поведения предпринимателей, отсутствие культуры рынка;
  • слабые навыки предпринимателей и менеджеров в формальном планировании, использование преимущественно интуитивных методов.

Практика стран с рыночной экономикой свидетельствует, что чем выше уровень планирования, тем эффективнее управление деятельностью предприятий.

Стратегическое планирование необходимо в первой очередь для сохранения равновесия предприятия. Особенно это важно при современной сложной экономической ситуации, когда непрогнозируемая информация, нестабильность законодательства диктуют необходимость ежемесячной корректировка плана развития предприятия.

Существует также мнение, что по своей сути планирования в предпринимательских структурах - это совокупность методов и средств определения источников получения ресурсов и направления их использования для обеспечения хозяйственной деятельности.

Итак, из всех рассмотренных определений сущности планирования вполне очевидно, что без планирования не может быть достигнут такой уровень стратегического управления экономикой предприятия, который обеспечивает повышение его эффективности, успех на рынке, расширение и обновление материальной базы, успешное разрешение социальных вопросов, осуществления материального стимулирования работников.

Рассмотрев определения планирования разных авторов, считаем необходимым уточнить, что процесс планирования должен отражать цели операционной и маркетинговой деятельности предприятия, представлять собой разработку системы различных по содержанию и срокам действия планов, определять объем ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования в зависимости от размера предприятия, форм хозяйствования, формы собственности и поставленных задач.

1.3 Методы стратегического управления и планирования

Многие из концепций, составляющих основу современного понимания стратегии развития, были разработаны еще в первой половине двадцатого века[2]. После выше определенного этапа, начался этап обобщения, основными результатами которого стала разработка огромного количества стратегических инструментов и концепций, которые применяются в системе стратегического планирования и управления сегодня.