Файл: Американская модель менеджмента: теоретические основы и особенности.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Американская модель менеджмента: теоретические основы и особенности
1.2 Стратегическое планирование – одна из основных функций в американской модели менеджмента
1.3 Методы стратегического управления и планирования
2. Анализ эффективности стратегического планирования в ЦБИиФ
2.1 Характеристика предприятия и его услуг
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования в ЦБИиФ
3.1. Анализ путей возможного совершенствования процессов планирования в организации
3.2 Разработка мероприятий по повышению эффективности стратегического планирования
Для рассмотрения методики стратегического управления, рассмотрим особенности данной категории. Итак:
- стратегическое управление – это категория, которая предусматривает обязательный анализ и учет динамики факторов внешней и внутренней среды организации;
- стратегическое управление проводится с учетом стадии жизненного цикла организации и товаров (услуг) ассортиментных групп;
- стратегическое управление предусматривает согласованность между тактическими планами, контроль над согласованностью краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов стратегии и миссии деятельности организации;
- управление предусматривает постоянный контроль за эффективностью реализации планов и стратегии.
Поскольку стратегическое планирование предусматривает учет факторов внешней и внутренней среды организации, то одной из важнейших методик такой деятельности является определение влиятельных факторов мезо и микро окружения предприятия.
В системе методов такого анализа рассматривают такие, как:
- традиционные;
- матричные;
- методы экономического моделирования.
Традиционные методы предусматривают использование таких методик, как СВОТ – анализ, анализ 5 конкурентных сил Потрета (Портер-анализ), определение уникальных преимуществ организации.
Методика проведения СВОТ анализа зависит от объектов исследования. Так, длительное время такую методику использовали для характеристики собственно организации, а в конце 80-х годов начали применять и к товарам (услугам) предприятия. При проведении стратегического планирования, в большинстве случаев, методика используется при принятии решения о выборе дальнейшей стратегии развития организации в направлении диверсификации или усиления конкурентоспособности отдельного товара (услуги). В рамках стратегического управления СВОТ –анализ применяется для характеристики деятельности предприятия на определенном сегменте рынка. При этом, результаты сравнения предприятия с конкурентами четко фиксируются и в рамках аналитического периода измеряются изменения по главным конкурентным преимуществам хозяйственного субъекта.
Анализ 5 конкурентных сил Портера предусматривает измерение потенциальных возможностей предприятия, не только с учетом существующих конкурентных преимуществ, но и с возможностью улучшения использования внутренних ресурсов предприятия.
Начиная с 90-х годов, в практике стратегического менеджмента начал широко использоваться и метод определения уникальных преимуществ. Наиболее часто метод используют и при принятии управленческих решений, которые касаются вопросов выбора между прогрессивным и регрессивным развитием организации.
В научной литературе, в частности такими учеными, как Дж. Мартин, И. Бестужев-Лада, основное внимание уделяется формализованным методам, которые связаны с поиском и применением математического аппарата в стратегическом планировании и управлении. В среде работы отечественных предприятий, такой метод применяется в больших учреждениях для проведения долгосрочного планирования[3]. Одним из ярких примеров формализированных методов являются матричные.
2. Анализ эффективности стратегического планирования в ЦБИиФ
2.1 Характеристика предприятия и его услуг
Центр Боевых Искусств и Фитнеса (ЦБИиФ) – некоммерческая организация, находящаяся в г. Санкт-Петербург. ЦБИиФ создан при инициативном содействии Фонда развития Айкидо «Русский Биранкай».
Законодательно-нормативная база, регулирующая деятельность ЦБИиФ, как субъекта рынка представлена:
- статьей 5 Гражданского кодекса России;
- законом № 7-ФЗ от 12.01.1996 (в редакции закона № 161-ФЗ от 24.07.2008 г.) «О некоммерческих организациях».
Правовым внутренним документом ЦБИиФ является устав Фонда развития Айкидо «Русский Биранкай» и положение о создании ЦБИиФ.
Целевая деятельность ЦБИиФ определяется (рис. 2.1).
Направления правового регулирования целевой деятельности ЦБИиФ
Права граждан России на охрану и здоровье
Обязанность государства принимать меры по охране жизни и здоровья людей
Конституция Российской Федерации
Отношения в области реализации права граждан на оздоровление, занятие физической культурой и спортом
Закон «О физической культуре и спорте в РФ» (с изм., внесенными Федеральным законом от 06.11.2014 N 301-ФЗ)
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2015)
Рис. 2.1. Область правового регулирования услуг, предоставляемых ЦБИиФ
Таким образом, установлено, что область правового регулирования услуг, предоставляемых ЦБИиФ является широкой и предусматривает систему как прав, так и обязанностей фонда.
Несмотря на недавнее создание, ЦБИиФ оказывает значительное влияние на развитие системы физической культуры в Санкт-Петербурге (рис. 2.2).
Система развития спорта и физической культуры в городе Санкт-Петербург
Спортивные федерации
Образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта
Оборонные спортивно-технические организации
Научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта
Спортивные комитеты
Федеральные органы исполнительной власти
Профессиональные союзы в области физической культуры и спортаисполнительной власти
Граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы.
Центр Боевых Искусств и Фитнеса
Рис. 2.2. Макросоциальное значение создания и развития ЦБИиФ
Вместе со значительными перспективами развития физической культуры и спорта в городе, сегмент фитнеса и боевых искусств является не целевым для федеральной власти, поэтому основным источником средств ЦБИиФ является предоставление платных услуг посетителей.
Полномочиями ЦБИиФ являются:
- определение основных задач и направлений развития фитнеса и боевых искусств;
- учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения;
- организация и проведение региональных мероприятий (в т.ч. и состязаний) по фитнесу и боевым искусствам;
- организация развития фитнеса и боевых искусств;
- организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;
- обеспечение деятельности и функционирование хозяйственного механизма существования.
Для проведения деятельности, в ЦБИиФ используется простая форма производственной структуры (рис. 2.3).
Производственная структура ЦБИиФ
Административное помещение
Залы для упражнений
Восточный зал
Западный зал
Центральный зал
Рис. 2.3. Производственная структура ЦБИиФ
По нашему мнению, для целей стратегического развития ЦБИиФ производственную структуру можно дополнить конференц-залом и помещением для организации питания посетителей и клиентов. Таким образом расширится производственная мощь центра, увеличится уровень его имиджа (в том числе и за счет роста узнаваемости бренда), будут получены дополнительные финансовые возможности для развития ЦБИиФ (конференц-залы можно будет сдавать в аренду, а вырученные средства использовать для организации разноплановых мероприятий по фитнесу, тем самым увеличивая его популярность).
2.2 Анализ рынка сбыта
Целевой покупатель услуг по фитнесу, определен администрацией ЦБИиФ согласно шкалы Маслоу (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Характеристика целевого потребителя услуг по фитнесу, предоставляемых ЦБИиФ
Признаки потребностей |
Характеристики |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
||||||||||||
11 |
Место в иерархии потребностей |
|||||||||||||
Физиологические 1 |
Безопасности 1 |
Социальные потребности 1 |
Потребности в уважении 1 |
Потребности в самореализации 1 |
||||||||||
2 2 |
Факторы, влияющие на формирование спроса |
Национальные 1 |
Исторические 1 |
Географические 1 |
Природно-климатические 1 |
Половые 1 |
Возрастные 1 |
Профессиональные 1 |
Социальное положение 1 |
|||||
3 |
Способ удовлетворения |
Индивидуальный 1 |
Групповой 1 |
Общественный 0 |
||||||||||
4 |
Историческое место потребностей |
Будущие 1 |
Современные 1 |
Прошлые -1 |
||||||||||
5 |
Степень эластичности |
Слабо эластичные 1 |
Эластичные 0 |
Высоко эластичные -1 |
||||||||||
6 |
Степень удовлетворения потребности |
Полностью удовлетворены -1 |
Не полностью удовлетворены 0 |
Не удовлетворены 1 |
||||||||||
7 |
Природа возникновения |
Натуральные 1 |
Импульсные 0 |
Внешне сформированные |
||||||||||
Другими клиентами 0 |
Модой 1 |
Рекламой 0 |
||||||||||||
18 |
Степень необходимости |
Одной услугой 0 |
Смежными услугами 1 |
Взаимно заменяемыми услугами -1 |
На основании выше представленных данных, сделано вывод о том, что рынок сбыта фитнес-услуг ЦБИиФ – г. Санкт-Петрбург, представленный целевой группой потребителей с активной жизненной позицией, заботой о будущем здоровье.
Фитнес-услуги находятся на этапе внедрения, то есть на стадии появления на рынке и в дальнейшем - постепенного увеличения объема продаж. Сбыт растет медленно, главным образом из-за цены и низком уровне осознанности населения
Кроме того, покупатели, несмотря на предварительную рекламу и высокую репутацию центра, будут продолжать еще несколько лет ориентироваться на ранее посещенные центры по фитнесу, проявляя недоверие к новому.
В общем, на этой стадии (еще 2-3 года) объем продаж будет невелик. Сейчас речь идет о формировании перспективного ассортимента.
Маркетинговые расходы центра относительно велики, совершены и значительны расходы на повышение качества обслуживания потребителей и на другие элементы стимулирования сбыта для привлечения массового покупателя.
Хотя первоначальная цена продажи является сравнительно невысокой, на этой стадии она не подлежит увеличению. Влияние элементов маркетинга на реализацию услуг на этой стадии связано с совершенствованием сбытовых сетей, каналов распространения услуг, организацией службы сервиса и дополнительного обслуживания, налаживанием механизма обратной связи с потребителями.
Первоначальные трудности создания спроса заключаются в том, чтобы преодолеть недоверие и скепсис относительно неизвестного и неиспытанного продукта, а это требует определенных затрат (впоследствии, по мере освоения рынка они снижаться), на которые ЦБИиФ уверенно идет, с целью занять позицию лидера на будущем рынка, который находится на стадии развития.
По мнению экспертов, рынок сбыта фитнес-услуг будет расти медленно в основном из-за высокой стоимости и низкой нацеленности населения на физическое оздоровление.
Фитнес-услуги, в общем понимании населения, является дорогостоящими, поэтому их продажи сдерживаются наличием небольшого количества покупателей, способных воспринимать услугу.
Анализ профиля среды деятельности ЦБИиФ представлен в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Анализ профиля среды деятельности ЦБИиФ
Факторы среды |
Важность для физической культуры и спорта, А |
Влияние на ЦБИиФ, В |
Направление влияния, С |
Степень вжности, Д=АхВхС |
1. Недостаточный реальный спрос на услуги по фитнесу, причиной чего является низкая покупательная способность. |
2 |
2 |
-1 |
-4 |
2. Популярность ЦБИиФ среди населения, репутация учредителя среди молодежи |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
3.Проблемы обустройства инфраструктуры |
3 |
2 |
-1 |
-6 |
4. Постоянное совершенствование услуг |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
5. Федеральная целевая поддержка увеличения физической культуры |
2 |
2 |
-1 |
-4 |