Файл: УМП_Макроэкономика в вопросах и ответах Ч. 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 477

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15. Условие равновесия товарного и денежного рынков

(модель IS-LM)


Модель ISLM (инвестиции – сбережения, предпочтения ликвидности – денежная масса) – это модель товарно-денежного равновесия. Она позволяет найти такие сочетания рыночной процентной ставки (R) и дохода (Y), при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Эта модель является конкретизацией модели ADAS.

Проблема общего равновесия проанализирована Дж. Хинсом в работе «Стоимость и капитал» (1939 г.). Более широкое распространение модель ISLM получила после выхода в свет книги Э. Хансена «Денежная теория и фискальная политика» (1949 г.). Поэтому ее часто называют моделью Хикса-Хансена.

Модель ISLM строится для экономики, к которой уровень цен фиксирован, государственные расходы (G), налоги (Т) и предложение денег (М) неизменен. Она состоит из двух частей.

Первая часть (модель IS) отражает равновесие на товарных рынках, вторая (модель LM) – на рынке денег. Условием равновесия на товарных рынках служит равенство инвестиций и сбережений, на денежном рынке – равенство спроса на деньги и предложения денег.

Эти две части модели связывают лишь одно сочетание значений процентной ставки (Re) уровня дохода (Ye), при котором достигается равновесие одновременно на двух рынках – товарном и денежном.

Графически модель ISLM строится путем пересечения кривых IS и LM(рис. 10):

Рис. 10. Равновесие в модели IS-LM


Равновесие на рынке благ и рынке денег достигается в точке пересечения кривых IS и LM. В состоянии равновесия два названных рынка сбалансированы. То есть равновесие на товарном и денежном рынках отражает такое состояние экономики, когда равновесная процентная ставка (RЕ) и уровень равновесного дохода (YE) одновременно уравнивают планируемые и фактические расходы, сбережения и инвестиции, спрос на деньги и их предложение. Во всех точках выше равновесного положения обоих рынков то есть наблюдается состояние экономики с положительным сбережением (+S), во всех точках ниже равновесного уровня – с отрицательным сбережением (–S). Это объясняется тем, что в первом случае товарный и денежный рынки переполнены «лишними» товарно-материальными запасами и деньгами, а во втором – наблюдается нехватка товаров денег.

Величина совокупного спроса, соответствующая совместному равновесию на рынках товаров, денег и ценных бумаг, называется эффективным спросом.

Описанная модель ISLM в практике используется для иллюстрации воздействия на национальный доход бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.



16. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика


Бюджетно-налоговая или фискальная политика – это комплекс мер правительства по изменению ставок налогообложения, государственных расходов и состояния госбюджета. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.


Методологические основы этой политики были заложены Дж. М. Кейнсом. Он сформулировал принципы активной экономической политики государства, воздействующей на совокупный спрос. В отличие от классиков, полагавших, что предложение рождает спрос, кейнсианцы считали, что совокупный спрос создает совокупное предложение.

Значение фискальной политики возросло в 30-е годы ХХ века. Последователи Дж. Кейнса считают фискальную политику наиболее эффективным механизмом воздействия на экономический рост. Фискальную политику проводят законодательные органы страны, которые контролируют налогообложение и расходование полученных средств.

Стабилизирующая роль бюджетно-налоговой политики связана с воздействием на изменение совокупных расходов. В зависимости от поставленной цели в стране проводится стимулирующая или сдерживающая политика. Ее реализация предполагает использование следующих инструментов:

  1. Увеличение или сокращение государственных расходов;

  2. Снижение или рост ставок налогов;

  3. Сочетание первого и второго.

Инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Например во время спада совокупный спрос, как правило, слишком низок, чтобы обеспечивать полную занятость ресурсов. Государство может стимулировать совокупный спрос с помощью увеличения своих расходов, снижения налогов или одновременным применением этих двух мер. Такие действия часто приводят к дефициту бюджета, так как государство тратит больше средств, чем собирает в форме налогов.

Если же уровень совокупного спроса слишком высок, государство может сократить свои расходы, повысить налоги, либо проделать и то и другое. Эти действия приведут к уменьшению бюджетного дефицита. Таким образом, в первом примере стимулирующая фискальная политика имеет своей целью приведение политики экономического роста и предполагает: увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

Во втором случае сдерживающая фискальная политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

Проводимую правительством страны фискальную политику, принято также подразделять на два типа: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую, осуществляемую с помощью встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика (лат. – «discrecio» – действующий по своему усмотрению) означает сознательное манипулирование правительством расходами и налогами с целью изменения реального ВВП, занятости и уровня цен. Ее называют еще активной фискальной политикой.

Осуществляется она с помощью как прямых, так и косвенных методов.

К прямым методам относятся изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Государство вкладывает средства в развитие отдельных отраслей с целью проведения структурной политики (здравоохранение, образование, реконструкция малорентабельных предприятий, инфраструктура).


К косвенным методам относят мероприятия, с помощью которых государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и размеры потребительского спроса насе6ления:

изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения);

политика ускоренной амортизации в фондоемких и низкоемких отраслях;

процентная (дисконтная) политика.

Недискреционная фискальная политика – это политика автоматической стабилизации экономики.

Автоматические стабилизаторы – это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменения совокупного спроса.

Главными автоматическими стабилизаторами являются социальные выплаты, пособия по безработице, специальные выплаты и прогрессивное налогообложение.

Рассмотрим, как действует последний названный стабилизатор – прогрессивный налог.

Например, уменьшение инвестиций в экономику в размере 100 ден. ед. ведет к сокращению выпуска на меньшую величину. Это произойдет потому, что налоговые поступления автоматически сократятся, относительно увеличивая долю доходов, остающуюся у предприятий и населения. Это смягчает падение совокупного спроса и соответственно стабилизирует выпуск, и наоборот.

На практике названные виды фискальной политики дополняют друг друга, так как только в этом случае возможно достижение стабилизационного эффекта в экономике.


17. Государственный бюджет


Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, представляющий собой баланс его доходов и расходов за определенный период времени (обычно за год).

В современных условиях он образует централизованный фонд денежных ресурсов и является мощным рычагом государственного регулирования экономики.

Доходы государственного бюджета Республики Беларусь состоят из следующих источников:

  1. Текущие доходы (прямые и косвенные налоги);

  2. Капитальные доходы (доходы от реализации произведенных активов);

  3. Доходы свободных экономических зон;

  4. Доходы государственных целевых бюджетных фондов;

  5. Доходы фонда социальной защиты населения.

Налоги составляют важнейшую и значительную часть доходов государственного бюджета, они выступают важнейшим источником государственного регулирования экономики.

Потребности государства и населения в финансовых ресурсах обеспечиваются расходной частью бюджета. Государственные расходы – второе направление бюджетной политики.

Расходными статьями бюджета выступают:

1. расходы на государственное управление;

2. на национальную оборону;

3. на социально-экономические цели;

4. на хозяйственную деятельность государства;

5. на осуществление внешнеэкономической деятельности.

Приоритетными направлениями расходов республиканского бюджета в Беларуси из года в год являются повышение благосостояния населения, финансирование здравоохранения, образования, строительства жилья. Это говорит о социальной направленности республиканского бюджета.


Важная роль в национальной экономике принадлежит местным бюджетам. К ним относят бюджет областей, городов, районов, сельские и поселковые бюджеты. За счет средств местных бюджетов финансируются объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, средств связи, на содержание местной администрации.

Совокупность государственного и местных бюджетов называется консолидированным бюджетом.

Помимо государственного и местных бюджетов в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в Беларуси 1 июля 1993 года был создан и функционирует сегодня внебюджетный фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на основе объединения трех фондов: пенсионного фонда, фонда социальной защиты населения, фонда государственного социального страхования.

Особый интерес представляет анализ исполнения государственного бюджета, в котором может наглядно проявляться расхождение между намерениями правительства и фактическими потоками доходов и расходов. Если расходы госбюджета больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, то есть превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом.

Различают первичный, фактический, структурный и циклический дефициты бюджета.

Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.

Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими расходами и доходами правительства.

Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами госбюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости.

Циклический дефицит – это разность между фактическим и структурным дефицитом госбюджета.

Обычно выделяют четыре способа финансирования бюджетного дефицита:

  1. Политика сбалансированного бюджета, то есть финансирование за счет увеличения налоговых доходов государства;

  2. Денежное финансирование за счет эмиссии денег (в законодательстве многих стран этот способ запрещен или ограничен);

  3. Продажа активов, то есть продажа земли, предприятий государственного сектора, золота, бриллиантов.

  4. Долговое финансирование – продажа долговых обязательств (облигаций) населению и коммерческим банкам, а также внешние займы, полученные в виде кредитов иностранных государств или международных валютных организаций.

Общая сумма накопленных в стране бюджетных дефицитов за минусом бюджетных профицитом называется государственным долгом.

Различают два его вида: внутренний и внешний. Внутренний государственный долг – это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.


Внешний государственный долг – это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания.

Основными средствами управления государственным долгом является:

рефинансирование – выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа;

конверсия – изменение условий займа, касающихся его доходности;

консолидация – изменение условий займа, касающихся его сроков.


18. Налоговая система государств


Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

К основным принципам построения налоговой системы относятся:

1. Обязательность – все субъекты экономики обязаны платить налоги;

2. Всеобщность – налогами охватываются все экономические субъекты, получающие доходы;

3. Срочность платежа – налоговые платежи дискретны во времени;

4. Равнонапряженность – взимание налогов по единым ставкам;

5. Однократность обложения – недопущение двойного налогообложения;

6. Стабильность – ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны быть длительное время устойчивыми;

7. Простота и доступность восприятия;

8. Социальная справедливость – ставки налогов должны оказывать щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и слои населения.

Особую роль при построении налоговой системы играет норма налогообложения – размер налога на единицу обложения, который называется ставкой налога. Американский ученый А. Лаффер показал, что между поступлениями налогов в бюджет и ставками налогов существует зависимость. Высокие налоговые ставки приводят к росту теневой экономики, бегству капитала за границу, падению объемов производства. В итоге поступления в бюджет уменьшаются. По расчетам А. Лаффера оптимальная налоговая ставка от размеров дохода должна не превышать примерно сорока процента его величины. При этой ставке поступления в бюджет будут максимальны. Графически кривая Лаффера представляет собой параболу (рис. 11)

Рис. 11. Кривая Лаффера

Налоги – это изъятие в пользу государства части доходов хозяйственного субъекта, заранее определенные и установленные в законодательном порядке.

К элементам налогов относятся:

1) субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;

2) носитель налога – лицо, которое фактически оплачивает налог;

3) источник налога – доход, из которого оплачивается налог;

4) объект налога – доход или имущество, подлежащее налогообложению;

5) ставка налога – величина начислений на единицу объекта налога.

Налоговая система каждой страны имеет свои особенности и включает различные виды налогов. Их можно классифицировать различными способами в зависимости от: