Файл: УМП_Макроэкономика в вопросах и ответах Ч. 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 480

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. субъекта налога:

а) налоги с граждан;

б) налоги корпораций;

2. ставки налога:

а) налоги с твердой ставкой;

б) пропорциональные налоги;

в) прогрессивные налоги;

г) регрессивные налоги;

3. формы взимания:

а) прямые налоги (прямо пропорциональны доходами);

б) косвенные налоги (представляют собой надбавки к цене товара или услуги;

4. уровня бюджета, в которой поступают:

а) республиканские налоги обязательны к уплате на всей территории Республики Беларусь и поступают в государственный бюджет (например, подоходный налог, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и т. д.);

б) местные налоги устанавливаются местными органами власти и поступают в местный бюджет (например, сбор на право торговли).

5. целей использования:

а) общие налоги используются для финансирования текущих и капитальных расходов государственного и местного бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом;

б) специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование, в дорожные фонды и т. д.).

Налоги выполняют различные функции:

1) фискальную, то есть налоги обеспечивают пополнение бюджета и финансирование государственных расходов;

2) социальную, то есть налоги обеспечивают сглаживание социального неравенства между доходами отдельных групп населения;

3) регулирующую, то есть налоги регулируют экономическую активность в различных отраслях и сферах;

4) стимулирующая, то есть налоги стимулируют развитие научно-технического прогресса.

Необходимо отметить, что налоговая система Республики Беларусь находится в процессе перестройки. Основными направлениями налоговой реформы являются:

1) сокращение и рационализация числа взимаемых налогов;

2) упрощение системы налогообложения;

3) создание благоприятных условий для выхода части предпринимателей из теневой экономики;

4) распределение налоговых поступлений между бюджетами различных уровней;

5) снижение налогового бремени.

Следует иметь ввиду, что последнее реально только при росте производства и увеличении налогооблагаемых доходов.




19. Денежно-кредитная система. Банки


Денежно-кредитная система включает в себя две составляющие – денежную и кредитную.

Денежная система – это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения.

В большинстве стран действуют денежные системы бумажно-денежного и банкнотного обращения. В настоящее время сокращается сфера налично-денежного оборота и укрепляется кредитная система.

Кредитная система рассматривается с одной стороны, как совокупность выступающих в различных формах кредитно-расчетных отношений, а с другой – как совокупность финансово-кредитных институтов.

Кредитные отношения обусловлены движением ссудного капитала и включают различные формы кредита: коммерческий, государственный и международный.


Кредитная система как совокупность финансово-кредитных институтов аккумулирует временно свободные денежные средства и предоставляют их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.

Основой кредитной системы исторически являются банки.

Первые предшественники современных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела – обмена денег между различными областями и странами.

Банк – это финансово-кредитное учреждение (финансовый посредник), аккумулирующее денежные средства и предоставляющее на их основе кредиты своим клиентам, а также осуществляющее расчеты и другие операции.

В странах с развитой рыночной экономикой сложилась следующая структура финансово-кредитных институтов:

Центральный банк;

коммерческие банки: универсальные, инвестиционные, сберегательные, инновационные, ипотечные, отраслевые и др.

небанковские кредитно-финансовые институты: инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.

Центральный банк составляет основу кредитной системы. Он принадлежит государству и выполняет следующие функции: производит эмиссию (выпуск) банкнот, хранит официальные золотовалютные резервы, осуществляет денежно-кредитную политику страны, регулирует обращение денег в стране, контролирует и регулирует деятельность коммерческих банков и других финансовых учреждений, регулирует внешнеэкономическую банковскую деятельность.

Коммерческие банки – это кредитные институты, которые осуществляют услуги универсального характера. В современных условиях эти банки предлагают своим клиентам до 200 видов услуг: открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, кредитование промышленных и торговых предприятий, рассчетно-кассовое обслуживание, купля-продажа иностранной валюты, охрана ценностей, консалтинг, лизинг, трастовые соглашения, брокерские услуги и др.

Все операции банков делятся на пассивные (привлечение средств, то есть все операции, по которым банк платит процент), активные (размещение средств, то есть операции, по которым банк взимает процент), посреднические (выполнение операций по поручению клиентов: по этим операциям банк может взимать и платить процент).

Средства коммерческих банков (фактические резервы) делятся на собственные (уставной фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты граждан и т. п.).

Прибыль банков (банковская маржа) формируется как разница между суммой процентов, получаемых ими по выданным кредитам, и суммой процентов, уплачиваемых ими по депозитам.

Третий элемент финансово-кредитной системы – это небанковские институты. Она специализируются на одном определенном виде деятельности и занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной жизни.


В Республике Беларусь в соответствии с Банковским кодексом существует двухуровневая банковская система. Двухуровневый характер банковской системы подчеркивается в статье 136 конституции. Они включает Национальный банк, который является центральным банком страны, и сеть коммерческих банков. В настоящий момент в Беларуси их двадцать восемь, в числе которых пятнадцать – совместных, с участием иностранного капитала, и два – со стопроцентным иностранным капиталом. Все вместе они имеют пятьсот сорок четыре филиала на территории нашей страны. «Системообразующими» банками являются «Беларусбанк», «Агропромбанк», «Белпромстройбанк», «Приорбанк», «Белвнешэкономбанк», «Белбизнесбанк» и «Белорусский банк развития». В них сосредоточено около восьмидесяти процентов всех активов банковской системы.

В создании для Беларуси новой рыночной экономики с разнообразными формами собственности роль банковской системы весьма велика, так как с ее помощью осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов, регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки.

20. Денежно кредитная политика


Денежно-кредитная (монетарная) политика – это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита.

Проводником монетарной политики является Центральный банк страны, а объектами – спрос и предложение на денежном рынке.

Денежно-кредитная политика – это часть общей экономической политики государства, конечными целями которой являются: устойчивые темпы экономического роста, отсутствие безработицы, низкая инфляция, устойчивый платежный баланс.

Промежуточными целями денежно-кредитной политики являются поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента. Достижение этих целей способствует стабилизации экономического развития страны в будущем.

Денежно-кредитная политика, направленная на стимулирование денежно-кредитной эмиссии, называется кредитной экспансией. Она ориентирована на оживление конъюнктуры в условиях падения производства.

Денежно-кредитная политика, направленная на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «биржевой горячкой», называется кредитной рестрикцией.

Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики использует следующие инструменты:

операции с ценными бумагами на открытом рынке;

изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования);

изменение нормы обязательных резервов.

Операции на открытом рынке – это покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. Тем самым Центральный банк регулирует предложение денег в стране (денежную массу). Если надо увеличить количество денег в обращении, Центральный банк покупает ценные бумаги, и наоборот, продавая государственные ценные бумаги, уменьшает количество денег в обращении.


Учетная ставка (ставка рефинансирования) – это процент, который платят коммерческие банки Центральному банку за предоставленный им кредит. При повышении учетной ставки межбанковский кредит становится дорогим, предложение денег в экономике уменьшается. При понижении ставки рефинансирования кредит дешевеет и количество денег в обращении увеличивается, что стимулирует развитие производства.

Изменение нормы обязательных резервов – это метод воздействия на величину банковских резервов. Обязательные резервы – это та часть депозитов (вкладов), которую коммерческие банки откладывают в форме сейфовой наличности или беспроцентных депозитов в Центральном банке. Кроме обязательных резервов, банки могут хранить и избыточные резервы – суммы сверх обязательных резервов на непредвиденные случаи. Норма обязательных резервов устанавливается Центральным банком. Ее изменение приводит либо к увеличению, либо к уменьшению избыточных резервов коммерческих банков и, соответственно, к увеличению или уменьшению предложения денег в стране.

Различают следующие виды денежно-кредитной политики, применяемые в зависимости от состояния экономики страны:

политика «дорогих денег» (рестрикционная, сдерживающая);

политика «дешевых денег» (экспансионистская, стимулирующая).

Политика «дорогих денег» направлена на сокращение предложения денег, понижает тем самым доступность кредита, сокращает инвестиции, уменьшает совокупные расходы и ограничивает инфляцию. Она проводится следующим образом: Центральный банк продает государственные ценные бумаги, увеличивает учетную ставку, увеличивает норму обязательных резервов.

Политика «дешевых денег» направлена на увеличение количества денег в обращении, когда необходимо стимулировать деловую активность. Она делает кредиты дешевыми, увеличивает инвестиции, приводит к росту совокупных расходов и, к сожалению, способствует росту цен в стране (инфляции). Ее осуществляют следующим образом: Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, понижает учетную ставку и уменьшает норму обязательных резервов.

Таким образом, денежно-кредитная политика в зависимости от используемых методов приводит к различным результатам: повышению или понижению деловой активности в стране, увеличению или уменьшению реального объема выпуска и, соответственно, к повышению или снижению жизненного уровня населения.

В итоге передаточный механизм денежно-кредитной политики можно предоставить следующим образом:

изменение денежно-кредитной политики;

изменение резервов коммерческих банков;

изменение денежного предложения;

изменение процентной ставки;

изменение инвестиций;

изменение номинального ВВП.

В отличии от бюджетно-налоговой политики, представляющей инструмент прямого вмешательства в экономику, денежно-кредитная политика является инструментом косвенного регулирования рыночных процессов, то есть представляет собой ненадежное средство стабилизации.


21. Экономический цикл и его фазы


Экономика каждой страны находится в постоянном движении. Анализ этого движения свидетельствует, что рыночная экономика развивается циклически.

Экономическая цикличность – это волнообразные колебания вокруг макроэкономического равновесия. Экономическим циклом называется промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики (фазами).

Фаза – это определение состояния в развитии экономики.

Экономический цикл состоит из четырех фаз: кризис, депрессия, оживление, подъем.

Продолжительность цикла – период времени между одинаковыми фазами, либо между подъемами (высшими точками пиками) либо низшими точками спада – дном.

Чтобы понять сущность экономических циклов, особенности их в странах с разными экономическими системами, надо знать основные черты фазы классического цикла.

Основные черты кризиса:

перепроизводство товаров, когда совокупный спрос меньше совокупного предложения;

резкое падение цен;

массовые банкротства предприятий, финансовых и кредитных учреждений;

рост безработицы;

рост ставки ссудного процента в связи с возросшим спросом на кредит.

Основные черты депрессии:

объем ВВП продолжает сокращаться и достигает минимального уровня, после чего снижение производства прекращается, начинается застой;

цены достигают минимального уровня;

безработица не увеличивается;

ставки процента низкие, так как инвестиционные процессы затухают;

предприятия пытаются приспособиться к низким ценам, для чего начинают снижать издержки производства путем перехода на новые технологии, то есть начинается процесс обновления основного капитала (основных фондов), что является материальной основой выхода из кризиса.

Основные черты оживления:

растет объем ВВП, но в пределах до точки пика предыдущего цикла;

повышаются цены;

сокращается безработица и растет зарплата;

оживляется кредитная система и начинает повышаться ставка процента по мере роста спроса на кредит.

Основные черты подъема:

объем ВВП превышает его уровень в точке пик предыдущего цикла и высокие темпы роста ВВП приближают его к потенциальному уровню;

полная занятость ресурсов;

незначительный рост цен на товары, увеличение зарплаты и ставок процента;

рост инвестиций, так как ожидаемая норма прибыли от инвестиций превышает ставку процента;

наивысший уровень деловой активности приводит к тому, что экономика начинает «перегреваться», возникает перепроизводство, когда совокупное предложение выше спроса. Экономика переходит в фазу спада.

В экономике Республики Беларусь с 1990 г. по 1995 г. наблюдался спад. В 1995 г. ВВП составлял 64% от уровня 1990 г.

С 1996 г. началось оживление, которое в 2002 г. переросло в устойчивый экономический рост (подъем).

Анализ экономического цикла позволяет сделать вывод, что в его основе лежит нарушение макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.