Файл: Общая характеристика права государственной и муниципальной собственности.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика права государственной и муниципальной собственности
1.1 История развития права государственной и муниципальной собственности
1.2 Понятие права государственной и муниципальной собственности
2. Содержание права государственной и муниципальной собственности
2.1 Объекты права собственности
Согласно его составу имущество, являющееся объектом собственности, состоит из вещей (к примеру, земельных участков, участков недр, зданий, сооружений, ценных бумаг, движимого имущества и т. д.). А также определенных прав собственности (к примеру, право участвовать в делах хозяйственного общества), указанных в законе. С развитием науки, техники, общества диапазона объектов прав собственности может расширяться [12, С.132].
Государство может владеть любыми объектами. Более того, список объектов государственной собственности шире, чем список объектов, которые могут быть, к примеру, в частной собственности. Перечень объектов, находящихся в исключительной федеральной собственности, изложенных в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года.
Виды имущества, которые могут принадлежать только государственным или муниципальным властям, должны определяться исключительно законом.
Объем государственной собственности зависит от объема целей и задач государства на данном этапе его развития. Поэтому государство может, как расширить, так и уменьшить степень своего присутствия в структуре собственности в стране. В то же время государственная власть в законном государстве должна балансировать свои имущественные права с интересами и правами всех участников экономического оборота.
Желательно сохранить в руках государства такое национальное богатство, которое в природе ограничено и легко истощается, к примеру, леса и такие сектора экономики, которые имеют большое социальное значение, к примеру, железные дороги [10, С.132].
Отдельно необходимо обратить внимание на состав государственной собственности Российской Федерации. Несмотря на то, что государство может владеть различными видами собственности, следует помнить, что чрезмерное присутствие государственной собственности в экономике может нанести серьезный ущерб экономической системе и экономическим отношениям. Кроме того, государство по определению является менее эффективным владельцем, чем отдельные лица. Поэтому классификация определенных объектов как свойства государства должна основываться на следующих критериях:
- необходимость существования этого объекта в государственной собственности в связи с его особой стратегической важностью для экономической и политической безопасности государства и общества;
- необходимость существования этих средств для реализации социальных функций государства;
- необходимость существования объектов в государственной собственности для реализации экономической функции государства (объекты фундаментальной науки, инновационные компании и т. д.).
Решение этой проблемы заключается в самой природе государственной собственности. В отличие от других форм собственности, его целью является удовлетворение потребностей государства и общества. Исходя из общественных интересов, устанавливается объем государственной собственности [13, С.254].
Таким образом, объем, и статус государственной собственности субъектов Российской Федерации определяются общественными интересами общества данного субъекта за определенный период времени. В то же время, из-за того, что субъекты Российской Федерации являются неотъемлемой частью Российской Федерации, общественные интересы продиктованы обществом в лице населения субъекта Российской Федерации, а государственная политика России, определяемой общественными интересами многонационального народа Российской Федерации. Именно общество в лице своих представителей в органах власти должно определить, что для него более важно, - укрепление стабильности и возможное замедление экономического роста или ускорение развития с увеличением экономических рисков. Но при любых обстоятельствах государство должно владеть стратегическим набором объектов, принадлежащих государству, обусловленным интересами государственной безопасности.
Заметную роль в структуре доходов бюджетов от государственной собственности субъектов РФ обычно играют:
- дивиденды по акциям, принадлежащим субъекту РФ;
- доходы от сдачи в аренду имущества;
- арендная плата за землю;
- платежи при пользовании недрами;
- проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета;
- проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;
- платежи от государственных и муниципальных организаций;
- доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования и других материальных ценностей;
- доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
- прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности.
Доходы в бюджет субъекта Российской Федерации из этих источников неравномерны. Но наименее предпочтительными являются доходы от продажи государственной собственности, поскольку их можно получить только один раз. Наиболее важными для бюджетов являются доходы от деятельности государственных предприятий, доходы от аренды государственного имущества, доходы от использования государственных финансов, в том числе в виде инвестиционных фондов. Но следует понимать, что доход от аренды государственного имущества может также означать превышение такого имущества и его бесполезность для государства (это не относится к такому объекту имущественных прав, что и земля). Аренда должна использоваться только тогда, когда другое, более эффективное использование имущества в данный момент невозможно и действует как временная мера [10, С.254].
Государственная и муниципальная собственность является одним из фундаментальных элементов экономической системы субъекта Российской Федерации. Однако сама государственная собственность не имеет экономического смысла без формирования четкой экономической политики для ее управления и эффективной системы управления.
2.2 Субъекты права собственности
Сначала в общесоюзном законе о собственности, а затем в республиканском законе о собственности и Основах гражданского законодательства 1991 г. был закреплен многоуровневый характер государственной собственности. В то же время, если понятие государственной собственности было также покрыто коммунальной собственностью во всесоюзном законе о собственности, теперь муниципальная собственность распределяется от государства, а диапазон муниципальной собственности не совпадает с тем, что Закон изложил круг субъектов муниципальной собственности. В то же время законодатель не поддержал предложение предоставить государственным предприятиям право владеть переданным им имуществом или, по крайней мере, частью его.
В настоящее время многоуровневый характер государственной собственности и круг ее субъектов определяются в гражданском и в определенной степени конституционным законодательством (ст. 212, 214 ГК [3]; п. «д» ст. 71; подп. «г» п. 1 ст. 72 Конституции РФ [1]).
Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т. е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность. А также принадлежащие к субъектам Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством Фонда, но только внутри субъекта, к которому он принадлежит, независимо от того, как он ввел его в гражданский оборот: непосредственно или через юридические лица, действующие от их имени, что чаще всего происходит.
Выделение муниципальной собственности из государства было впервые осуществлено в российском законодательстве о собственности. За ним по тому же пути следовали другие законодательные акты.
В настоящее время муниципальная собственность фиксируется как одна из форм собственности - наряду с частными, государственными и другими - как в Конституции Российской Федерации [1], так и в ГК РФ [3] (см. п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 9 Конституции РФ [1]; ст. 212, 215 ГК [3]).
Но если круг субъектов государственной собственности четко изложен в законе, это нельзя сказать о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых используется расплывчатая формулировка, - как таковые - городские и сельские поселения, а также других муниципальных образованиях.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [8] после Конституции РФ [1] и ГК РФ [3] муниципальная собственность определяется как собственность муниципальных образований. Среди субъектов права муниципальной собственности можно отнести город (за исключением городов федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, признанных субъектами государственной собственности), рабочих, сельских и курортных городов, села, деревень и др.
В то же время субъект права муниципальной собственности не может быть признан административно-территориальной единицей, которая не имеет центра, к которому это право может быть ограничено.
3 Гражданско-правовые регулирования и осуществление права государственной и муниципальной собственности
Отношения собственности представляют собой достаточно обширную и сложную систему. Это отражается на характере их правового регулирования. Нормы, посвященные регламентации отношений собственности, содержатся в нормативных актах различной отраслевой принадлежности. Наиболее четко они выделяются в гражданском законодательстве. Так, часть первая ГК РФ [3] содержит раздел 11 «Право собственности и другие вещные права», в котором закреплены нормы, упорядочивающие преимущественно отношения собственности. Однако этим их регулирование не исчерпывается. Важнейшие положения, касающиеся права собственности, определяются конституционно-правовыми нормами (ст. 35, п. «д» ст. 71, п. «г» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ [1] и другие). Административное законодательство предусматривает в качестве видов наказания среди прочих возмездное изъятие и конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.2 КоАП РФ [5]), которые, по сути, являются основаниями прекращения права собственности (ст. 243 ГК РФ [3]). Указанные обстоятельства стали основанием для заключения о том, что "право собственности в объективном смысле представляет собой не гражданско-правовой, а комплексный (многоотраслевой) институт права", хотя существует и противоположная точка зрения.
Объектом права собственности часто признаются только индивидуально-определенные вещи. Таким образом, ГК РФ [3], регулируя отношения собственности, в качестве объекта этого права называет имущество (разд. 11). В то же время ст. 128 ГК РФ [3] в понятие имущества наряду с другими объектами гражданских прав включает имущественные права. Таким образом, Гражданский кодекс РФ [3] позволяет говорить о существовании права собственности на имущественные права. Названные положения этого Кодекса буквально толкуются Конституционным Судом РФ. В одном из своих постановлений он прямо указывает, что к имуществу, находящемуся в собственности юридического лица, в соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ [3] могут относиться вещи, включая деньги, и иное имущество, в том числе имущественные права.
Таким образом, и теория, и практика идут по пути признания безналичных денег объектами права собственности. Поэтому постановка вопроса о финансово-правовом регулировании отношений собственности вполне правомерна.
Содержание права собственности составляют правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом. Причем указанный состав правомочий собственника един для всех отраслей права. В связи с этим, чтобы охарактеризовать финансово-правовое регулирование отношений собственности, необходимо выявить, кому указанные правомочия принадлежат, как они реализуются и в чем их специфика. На мой взгляд, целесообразно отдельно рассмотреть вопросы регулирования отношений государственной и муниципальной собственности.
Как известно, государственная и муниципальная собственность подразделяется на две части:
а) государственную и муниципальную казну;
б) имущество, закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ [3]). Соответственно «различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами».
Обратимся к вопросам правового регулирования отношений государственной и муниципальной собственности, складывающихся по поводу казенного имущества. Казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета (абз. 2 п. 4 ст. 214, абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ[2]). Кроме того, сюда же могут быть отнесены средства государственных и муниципальных внебюджетных фондов. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых традиционно признаются предметом финансово-правового регулирования.