Файл: Общая характеристика права государственной и муниципальной собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Собственность - это отношения между людьми, которые выражают форму присвоения материальных благ и, в частности, форму присвоения средств производства. Они порождают отношения между ее участниками, а также между ними и обществом в лице государства. Социальная сущность этих отношений является, прежде всего, выражением экономических отношений собственности, присущих этому обществу. Для более полного представления собственности необходимо определить место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений [12, С.357].

Собственность является основой всей системы общественных отношений. Формы распределения, обмена и потребления также зависят от характера установленных форм собственности. Таким образом, в рыночной экономике доминирует частная собственность.

От собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, их доступа к использованию всего государственного муниципального права.

Хотя в каждой экономической системе существует определенная форма собственности, характерная для нее, это не исключает существования других форм собственности, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных проростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное влияние на весь ход развития общества [13, С.467].

Переход от одной формы собственности к другой может быть эволюционным процессом, основной конкуренцией за выживание, постепенном перемещении всего, что отмирает, и усиление того, что доказывает его жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время существуют революционные способы изменения форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

Актуальность темы исследования. Государственное и муниципальное право собственности является результатом исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Более того, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил.

Объектом исследования являются собственность.

Предметом исследования являются право государственной и муниципальной собственности.

Целью курсовой работы является изучение и анализ вопросов права государственной и муниципальной собственности.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотрение истории развития права государственной и муниципальной собственности;
  2. Изучение понятия права государственной и муниципальной собственности;
  3. Описание объектов права собственности;
  4. Рассмотрение субъектов права собственности;
  5. Описание гражданско-правового регулирования и осуществление права государственной и муниципальной собственности.

Нормативную основу исследования составили в первую очередь нормы Гражданского кодекса РФ, а также другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы принятия права государственной и муниципальной собственности.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глава, заключения, списка использованных источников и приложения.

1. Общая характеристика права государственной и муниципальной собственности

1.1 История развития права государственной и муниципальной собственности

Первое упоминание о праве государственной собственности упоминается в одном из первых памятников древнерусского права «Русская правда», которая сохранила свое значение в более поздние периоды истории, а не только для русского права [7, С.466].

Первый текст был открыт и подготовлен для печати выдающимся русским историком В. Н. Татищевым в 1736 году.

Там впервые упоминается государственная собственность - земли, обложенных данью. Они были образованы путем «окняжения», военным захватом. Государственные земли сохранились в России на протяжении веков и были важным источником пополнения казны. Часть земель князь передавал приближенным [7, С.467].

Доход князя состоял из дани от населения, штрафы за преступления, снятые в пользу князя, торговые пошлины и доходы от имуществ, которые обрабатывались главным образом работой слуг принца.

Главной задачей княжеской администрации было собрать дань от населения - полюдье.

Для сбора пошлины и тарифов, судопроизводства и управления экономикой княжеского дворца постепенно формировался аппарат управления. Первоначально существовала система численного, десятичного контроля, которая выросла из военной организации [7, С.468].

Право государственной собственности в законодательстве Петра I в значительной степени сохраняло особенности чисто феодального учреждения. Монарх имел право ограничивать свободу распоряжения имуществом. Петр I укрепил систему государственных монополий, государство продолжало удерживать право преимущественной покупки товаров, продукции отечественных заводов и фабрик. Недра были фактически объявлены государственной собственностью, для их развития отдельными лицами необходимо было получить разрешение. Строительство частных заводов осуществлялось под контролем государства и субсидировалось им. Польза от множества материалов и работников также зависела от государства [9, С.47].


Екатерина II, собравшись удовлетворить пожелания дворян, отменила все эти ограничения на использование собственности. Дворяне безграничны и владеют землей и лесами.

Гражданское право уделяет значительное внимание вопросам промышленности и торговли, созданию известных правовых гарантий их деятельности. Итак, для строительства заводов по добыче и переработке золота, серебра, меди, государство «давало кредиты для структуры». Мастеровые люди таких заводов освобождались от налогов, военной службы.

Правовой статус этих промышленных предприятий интересен - они считались собственностью государства, монарха, который, как он дал их в пользование владельцам [11, С.132].

Расширяя привилегии дворянства, Екатерина II запретила заводчикам покупать населенные деревни. Дворянство снова становится: единственным имуществом, которое имеет право владеть земельной собственностью.

Коренные изменения в определении государственной и муниципальной собственности произошли после 24 октября 1917 года, когда вооруженные силы большевиков и их союзников - левые эсеры и анархисты захватили ключевые позиции в Санкт-Петербурге и заблокировали Временное правительство в Зимнем дворце [9, С.467].

Прежде всего, новое правительство вносит серьезные изменения в аграрный сектор экономики. 26 декабря 1917 года II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял указ «О земле», согласно которому землевладение землевладельца было немедленно отменено без покупки земельных владений [13, С.467].

Декрет ВЦИК «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 г. отменил наследство в соответствии с законом и в его воле. После смерти владельца принадлежавшего ему имущества, как движимого, так и недвижимого, стало государственной собственностью РСФСР. Однако родственники умершего, которые нуждались и не могли работать, могли получить имущество умершего до тех пор, пока не будет опубликован декрет о всеобщем социальном обеспечении. Имущество, не превышающее 10 тысяч рублей, передавалось оставшемуся в живых супругу или ближайшим родственникам независимо от их работоспособности и потребности.

ГК РСФСР [4] от 22 мая 1922 года различал имущество: государственное, кооперативное, частное. Более того, земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и воздушные суда могут быть исключительно имуществом государства.

Некоторые особенности права государственной собственности были доступны во время Великой Отечественной войны, в первую очередь, надо сказать, что советские законы считались действительными на территории, временно занятой противником. Таким образом, все виды гражданских операций, совершенных на любой территории во время его оккупации, если они не соответствовали советским законам или нарушали интересы Советского государства, были признаны недействительными [10, С.243].


Расширены права государства в отношении определенных объектов личных прав собственности. Таким образом, граждане должны были временно сдавать свои радиоприемники и использовались для реквизиции определенного имущества, к примеру, лодок в местах переправ и др.

Граждане освобожденных территорий были обязаны передать государственным органам захваченное имущество, а также заброшенное имущество, владельцы которого не известны, все имущество, присвоенное во время оккупации, как государства, так и граждан. Постановление СНК и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 г. приказало народным комиссарам, региональным исполнительным комитетам и региональным комитетам восточных регионов и республик вернуться в колхозы освобожденных районов крупного рогатого скота, которые в то время были эвакуированы на восток.

Основы гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик, а также гражданского кодекса РСФСР [4] сформулировали положения, которые в целом отражали систему имущественных отношений в стране, которые основывались на государственной и общественной собственности. Фонды были закреплены на государственной, кооперативной и колхозной собственности, а также на собственности профсоюзов и других общественных организаций.

В разделе о собственности было подчеркнуто, что советское государство является владельцем всей государственной собственности. Некоторым государственным предприятиям была предоставлена ​​только часть этого имущества, которое пришло к их оперативному управлению [13, С.754].

Конституция СССР в 1977 году назвала экономику страны (как экономику одного завода) единым экономическим комплексом, охватывающим все социальные звенья производства, распределения и распространения. Ни один из ученых - ни юристов, ни экономистов - более десяти лет после принятия Основного закона не поставил под сомнение это положение. Спор касался только включения в эту «фабрику» отдельных граждан как потребителей Основой экономической системы социализма были государственная (национальная) и колхозно-кооперативная собственность. Кроме того, Конституция СССР считала социалистическую собственность имуществом профсоюзов и других общественных организаций, а гражданам СССР не разрешалось владеть предприятиями и другими средствами производства.

С появлением Закона СССР «О кооперации в СССР» от 25 мая 1988 года и разворачиваемого в соответствии с его положениями, деятельность кооперативов был выдвинут тезис о многообразии форм собственности и их равным взаимодействием. Этот тезис был, безусловно, новаторским, поскольку с 1 января 1992 года доля государственных предприятий в промышленности составляла 95,7% от общего числа в отрасли. Тезис нашел поддержку и закрепление сначала в решениях Пленумов ЦК КПСС, в Резолюции XXVIII съезда КПСС, где было сформулировано Положение о многообразии форм собственности, а затем и в Законе СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г.


Таким образом, 1988 год был границей, который привел к радикальным изменениям в понимании собственности в СССР и идее рассматривать экономику страны как один завод, работающий над Фондом социалистической собственности в СССР, был полностью разрушен [12, С.45].

Следовательно, государственная собственность, признанная в советской науке Центральным институтом права, на самом деле не может быть квалифицирована как право собственности на гражданский характер. Впервые положения о равной принадлежности коллективу и государству советских граждан были сформулированы в Законе «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 года, государственная собственность включала в себя всесоюзную собственность, собственность союзных республик, автономную республик, автономных округов. А также административно-территориальных образований (муниципальная собственность) (п. 1 ст. 9) Положения Закона о видах государственного имущества должны вступать в силу с целью дифференциации собственности между этими видами собственности Совету Министров СССР было предписано до 1 июля 1991 г. совместно с правительствами союзных республик и с участием автономных республик разделение собственности между всесоюзной собственностью и имуществом Союзных республик [12, С.132].

В соответствии с советским законодательством право государственной собственности только с большой долей условности можно назвать таковой. Его субъектом - единым и единственным - было советское государство, представленное строго иерархической системой государственных органов, которые не обладают гражданским правом владения, пользования и распоряжения, но обладают компетенцией власти, административными правами. Вся государственная собственность находилась в управлении и распоряжении этими органами, и только для юридической видимости были назначены предприятия, которые имели единственное право - право использовать это имущество, умножая государственную собственность. Движение отношений собственности осуществлялось не самостоятельными действиями ее участников, а под административно-принудительным воздействием государственных органов [12, С.132].

Первое упоминание о муниципальной собственности в России в 90-е годы XX века содержится в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 года (далее - Закон), где в ст. 2 вначале было установлено, что имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций). В этом нормативном документе законодатель также впервые установил объектную структуру муниципальной собственности. Было довольно сложно применять положения Закона на практике из-за отсутствия норм, позволяющих ему реализовываться, в частности, вопрос о предмете управления муниципальной собственностью не был разрешен. В соответствии со статьей 23 Закона соответствующие местные советы народных депутатов и органов местного самоуправления были призваны исполнять распоряжение и управление муниципальной собственностью, а компетенция этих органов не была ограничена и не определялась. Тот факт, что только четыре статьи закона были посвящены вопросам муниципальной собственности, также свидетельствует о неадекватности регулирования отношений, рассматриваемых в Законе [12, С.132].