Файл: Система налогового учета (Теоретические основы налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы налогового учета

1.1.Понятие налогового учета, его цели, задачи и способы ведения

1.2. Взаимосвязь налогового и бухгалтерского учета

Глава 2. Ведение налогового учета в ООО «Омега Недвижимость»

2.1. Общая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Омега Недвижимость» (сокращенное наименование ООО «Омега Недвижимость») – это организация, занимающаяся предоставлением посреднических услуг при покупке, продаже недвижимого имущества, а также оказанием маркетинговых услуг. Компания является обществом и руководствуется в своей деятельности действующим законодательством Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, уставом и Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в редакции от 29.12.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общество имеет в. собственности обособленное имущество, учитываемое. на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать. и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести. обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Организация имеет расчетный счет в рублях в банке, круглую печать, штампы и бланки со своим фирменным наименованием на русском языке.

Юридический адрес организации: 119361, город Москва, улица Озерная, дом 35, строение 1.

Организация зарегистрирована 26.06.2015г. Регистратор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по городу Москве.

Общество с ограниченной ответственностью «Омега Недвижимость» входит в группу компаний «Омега» и является частью СБЕ (структурной бизнес единицы) «Омега Девелопмент». Управляющей организацией ООО «Омега Недвижимость» является ООО «Омега Девелопмент», на 37 основании устава и договора на осуществление ООО «Омега Девелопмент» функций единоличного исполнительного органа от 14.07.2015 г.

Количество учредителей (участников) ООО «Омега Недвижимость»: два. В том числе: одно юридическое лицо и одно физическое. Уставный капитал ООО «Омега Недвижимость» составляет 10 000 руб., разделен между участниками: 2 500 руб. (25%) – юридическое лицо, управляющая организация ООО «Омега Девелопмент» и 7 500 руб. (75%) – физическое лицо, Гершеля Александр Александрович.

Адрес местонахождения управляющей компании: 119019, город Москва, улица Знаменка, дом 7, строение 3.

Форма собственности общества частная, государственной доли нет.

Основной целью создания и деятельности общества является получение прибыли.

Организация является субъектом малого предпринимательства.

Основными клиентами по услугам подбора, регистрации и бронирования являются физические лица. Также организация работает с юридическими лицами по продаже маркетинговых (рекламных) услуг и услуг брокериджа (услуги по подбору жилых и нежилых помещений, услуги по регистрации).

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в ООО «Омега Недвижимость» и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель. Обязанность по ведению бухгалтерского учета ООО «Омега Недвижимость» возложена на главного бухгалтера организации.

Для регистрации и группировки фактов хозяйственно-финансовых операций организацией ООО «Омега Недвижимость» используется рабочий план счетов. Ведение бухгалтерского учета осуществляется с применением компьютерной технологии обработки учетной информации. Установлена платформа «1C: Бухгалтерия 8, редакция 3.0».

2.2.Порядок ведения налогового учета в организации

ООО «Омега Недвижимость» является плательщиком единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения вплоть до утраты права на применение упрощенной системы налогообложения либо до добровольного отказа от ее применения в соответствии с положениями главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации.

Ведение налогового учета осуществляется силами штатного бухгалтера в одном лице.

Налоговый учет доходов и расходов ведется в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 22 октября 2012г. №135н.

Книга учета доходов и расходов ведется налогоплательщиком на компьютере в электронном виде, с использованием программы «1С: Бухгалтерия 8, редакция 3.0».

В соответствии с нормами пункта 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения организации признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Смена объекта налогообложения возможна только с начала очередного налогового периода. При смене объекта налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом свой налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения.

Налогооблагаемые доходы подразделяются на две категории: 1) доходы от реализации, в составе которых учитывается выручка от оказания услуг; 2) внереализационные доходы, перечисленные в статье 250 Налогового кодекса Российской Федерации.

При получении доходов, которые не могут быть однозначно отнесены к тем или иным доходам, данные доходы учитываются в составе доходов от реализации услуг. Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод). Документальным подтверждением доходов выступают первичные документы бухгалтерского учета).

Под налогооблагаемыми расходами организации понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они связаны с получением дохода.

В составе налогооблагаемых расходов организация признает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тарифы страховых взносов: в ПФР – 22%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 5,1%, взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний – 0,2%. На основании пунктов 6, 7 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации организация учитывает разницу между суммой уплаченного минимального платежа и суммой единого налога в расходах 61 организации и вправе уменьшать налоговую базу на суммы убытков прошлых лет. Организация не имеет основных средств - объектов недвижимости, налог по которым уплачивается с их кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет. Ведение налогового учета производится в книге учета доходов и расходов (КУДИР), форма которой утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №135н. КУДИР является единственным и основным регистром налогового учета при УСН, способ ведения книги закрепляется в учетной политике в целях налогообложения. Вести книгу учета доходов и расходов можно в электронном виде или на бумажных носителях. При ведении книги в электронном виде ее нужно в конце года распечатать, прошнуровать, пронумеровать, отдать на подпись руководителю организации и поставить печать.

В книге учета доходов и расходов отражаются получаемые доходы и совершенные расходы (которые формируют налоговую базу) в хронологическом порядке, путем внесения записей из первичных документов, отражающих хозяйственные операции, которые совершаются в течение календарного года. По истечении календарного года заводится новая книга учета доходов и расходов. Книга структурирована таким образом, что позволяет исчислять налоговую базу текущего налогового периода, применять вычеты в сумме уплаченных страховых взносов и осуществлять перенос убытка по итогам прошлых налоговых периодов.

КУДИР состоит из четырех разделов:

1) в первом разделе показывают все доходы и расходы, которые формируют налоговую базу;

2) во втором разделе отражаются расходы на приобретение и создание основных средств и нематериальных активов;

3) в третьем разделе указываются убытки прошлых налоговых периодов, этот раздел заполняется в случаях, когда по итогам налогового периода признали убытки или если налоговая база за отчетный год уменьшается на убытки прошлых лет;

4) четвертый раздел заполняется налогоплательщиками с объектом налогообложения «Доходы»: в этом разделе указывают суммы страховых взносов, пособий по болезни и платежи по договорам добровольного личного страхования.

Книга учета доходов и расходов ООО «Омега Недвижимость» приведена в Приложении 1.

2.3.Налоговая отчетность предприятия

Налоговая отчетность организации на упрощенной системе налогообложения сокращена, а именно: декларации по УСН не сдаются по итогам отчетных периодов (декларация подается только раз в год по окончании календарного года), а Книгу учета доходов и расходов не обязательно заверять в ИФНС и ее предоставление необходимо только по требованию налогового органа.

К налоговой отчетности организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, относится:

декларация по налогу на УСН (подается в ИФНС один раз в год не позднее 31 марта следующего за отчетным года);

книга учета доходов и расходов (по требованию ИФНС);

бухгалтерский баланс (раз в год, не позднее 31 марта следующего за отчетным года);

отчет о финансовых результатах (раз в год, не позднее 31 марта следующего за отчетным года);

приложения к бухгалтерской отчетности (не позднее 31 марта следующего за отчетным года; субъекты малого предпринимательства 63 формируют и подают приложения только в случаях, когда без них невозможно объективно оценить финансовое состояние организации);

сведения о доходах сотрудников по форме 2–НДФЛ (раз в год, не позднее 1 апреля следующего за отчетным года);

сведения о среднесписочной численности (раз в год, не позднее 20 января следующего за отчетным года);

отчет по форме РСВ-1 ПФР (ежеквартально, в электронной форме, не позднее 20 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом);

данные персонифицированного учета (подаются в составе РСВ-1);

отчет по форме 4-ФСС (подается ежеквартально, в электронной форме, не позднее 25 числа, следующего за отчетным кварталом). Следует отметить, что в случае, если последний день срока подачи отчетности приходится на выходной, либо праздничный день, то срок подачи продляется до ближайшего рабочего дня.

Заполнение декларации по налогу на УСН Значения показателей указываются в полных рублях. Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (Приложение 2) состоит из разделов:

1) Раздел 1 «Сумма налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, и минимального налога, подлежащая уплате в бюджет»;

2) Раздел 2 «Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, и минимального налога».

В Разделе 1 указываются: объект налогообложения, код по ОКТМО, исчисленные суммы авансовых платежей. Поскольку ООО «Омега Недвижимость» ведет деятельность с III квартала, по строке 070 «Сумма авансового платежа к уплате по сроку не позднее 25 октября отчетного года» указана сумма уплачиваемого авансового платежа 167 244 руб. В случае, если по итогам года необходимо заплатить минимальный налог, а сумма уплаченных авансовых платежей больше суммы минимального налога – необходимо в 64 строке 110 «Сумма налога к уменьшению за налоговый период» указать разницу переплаты по налогу (отразили 78 368 руб.).

В Разделе 2 указываются: ставка налога (15%), суммы полученных доходов нарастающим итогом (указываем сумму за 9 месяцев – 1 807 997 руб. и за налоговый период – 8 887 643 руб.), суммы произведенных расходов нарастающим итогом (за 9 месяцев – 693 036 руб., за налоговый период – 8 958 320 руб.). Если в предыдущих налоговых периодах получен убыток, то надо сделать соответствующую запись в строке 230 (эта строка заполняется только организациями, применяющими объект налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов»).

По коду строки 240 налогоплательщиком указывается налоговая база для исчисления налога за налоговый период. Поскольку исследуемое предприятие по итогу налогового периода признала убытки, налоговой базы для исчисления единого налога не установлено. По строкам 240-243 указываются показатели налоговой базы для исчисления налога (авансового платежа по налогу). В нашем случае в строке 242 «Налоговая база для исчисления авансового платежа за 9 месяцев» указали 1 114 961 руб. По строке 253 «Сумма полученного убытка за налоговый период» отражена сумма 70 677 руб., определяемая как разность строк 223 «Сумма расходов за налоговый период» и 213 «Сумма доходов за налоговый период».

Внизу второго раздела по строкам 270–273 раскрывается информация о суммах исчисленного налога (авансового платежа по налогу) – указываем по строке 272 авансовый платеж за 9 месяцев в сумме 167 244 руб.

И, наконец, строка 280 «Сумма исчисленного минимального налога за налоговый период», рассчитанного как 1% от суммы полученных доходов за отчетный период – 88 876 руб.

Выводы

ООО «Омега Недвижимость» является плательщиком единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения вплоть до утраты права на применение упрощенной системы налогообложения либо до добровольного отказа от ее применения в соответствии с положениями главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с нормами пункта 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения организации признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Под налогооблагаемыми расходами организации понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они связаны с получением дохода.

Ведение налогового учета производится в книге учета доходов и расходов (КУДИР). КУДИР является единственным и основным регистром налогового учета при УСН, способ ведения книги закрепляется в учетной политике в целях налогообложения.

В книге учета доходов и расходов отражаются получаемые доходы и совершенные расходы (которые формируют налоговую базу) в хронологическом порядке, путем внесения записей из первичных документов, отражающих хозяйственные операции, которые совершаются в течение календарного года. По истечении календарного года заводится новая книга учета доходов и расходов.

К налоговой отчетности организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, относятся: декларация по налогу на УСН; книга учета доходов и расходов; бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; приложения к бухгалтерской отчетности; сведения о доходах сотрудников по форме 2–НДФЛ; сведения о среднесписочной численности; отчет по форме РСВ-1 ПФР; данные персонифицированного учета; отчет по форме 4-ФСС.

Глава 3. Пути развития налогового учета в ООО «Омега Недвижимость»

Заключение

Таким образом, порядок ведения налогового учета существенно отличается от правил, установленных бухгалтерским законодательством.

ООО «Омега Недвижимость» является плательщиком единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения вплоть до утраты права на применение упрощенной системы налогообложения либо до добровольного отказа от ее применения в соответствии с положениями главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с нормами пункта 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения организации признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Под налогооблагаемыми расходами организации понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они связаны с получением дохода.

Ведение налогового учета производится в книге учета доходов и расходов (КУДИР). КУДИР является единственным и основным регистром налогового учета при УСН, способ ведения книги закрепляется в учетной политике в целях налогообложения.

В книге учета доходов и расходов отражаются получаемые доходы и совершенные расходы (которые формируют налоговую базу) в хронологическом порядке, путем внесения записей из первичных документов, отражающих хозяйственные операции, которые совершаются в течение календарного года. По истечении календарного года заводится новая книга учета доходов и расходов.

К налоговой отчетности организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, относятся: декларация по налогу на УСН; книга учета доходов и расходов; бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; приложения к бухгалтерской отчетности; сведения о доходах сотрудников по форме 2–НДФЛ; сведения о среднесписочной численности; отчет по форме РСВ-1 ПФР; данные персонифицированного учета; отчет по форме 4-ФСС.

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность. Реструктуризация и усиление фискальной направленности современной системы налогообложения в России способствовали законодательному закреплению в 2002г. понятия налогового учета, как системы обобщения информации для определения налоговой базы и исчисления налогов экономических субъектов. Обязательное ведение налогового учета было закреплено в Налоговом кодексе РФ в главе по расчету налога на прибыль. При этом организация налогового учета должна быть применена и к другим налогам организации.

Цель работы состоит в исследовании системы налогового учета как элемента учетной системы организации на примере ООО «Омега Недвижимость».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность налогового учета, его цели, задачи и способы организации на предприятии;
  • рассмотреть взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета;
  • рассмотреть практику налогового учета в ООО «Омега Недвижимость»;
  • определить пути развития налогового учета в ООО «Омега Недвижимость».

Предметом исследования является система налогового учета.

Объект исследования: ООО «Омега Недвижимость».

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды, представленные в отечественной литературе в области налогового и бухгалтерского учета; публикации в периодических изданиях

Информационной базой исследования послужили: законодательные и нормативные акты по вопросам налогового и бухгалтерского учета.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы налогового учета

1.1.Понятие налогового учета, его цели, задачи и способы ведения

С введением в действие главы 25 части второй НК РФ «Налог на
прибыль организации» [1] все предприятия обязаны организовать и вести налоговый учёт. Понятие налогового учета введено ст. 313 гл. 25 НК РФ. Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.


Целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

Организацию налогового учёта на предприятии необходимо начинать с разработки порядка ведения данного учёта и закреплении его в приказе об учётной политики организации для целей налогообложения[2].

Учетная политика для целей налогообложения - это совокупность способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации[3]. Учетная политика должна раскрывать подходы организации при решении вопросов определения налоговой базы по налогу на прибыль, оценки имущества, формирование налоговых обязательств перед бюджетом, распределение убытков между налоговыми периодами, формирование налоговой отчётности[4]. В процессе формирования учетной политики должны быть установлены и обоснованы организационно-технические и методические аспекты налогового учета (рисунок 1).

Рисунок 1. Основные аспекты формирования налогового учёта[5]

Детальная регламентация налогового учёта как методологической и
организационной категории осуществлена в налоговом законодательстве.
Использование унифицированных рекомендаций по организации налогового
учёта на предприятии очень затруднительно[6]. Это связано со сферой деятельности предприятия, со структурой и объёмом производства и продаж, применяемой системы налогообложения, с отраслевой принадлежностью, наличием внешних и внутренних пользователей информации; степенью автоматизации и объем информационных потоков между структурными подразделениями, уровнем состояния системы бухгалтерского учета, внутреннего и внешнего контроля и другими факторами его деятельности[7].

Однако можно сформировать наиболее общие подходы в организации и
ведении налогового учёта, приемлемые для большинства налогоплательщиков[8]. Для этого в первую очередь рассмотрим наиболее основные способы ведению налогового учёта, представленные на рисунке 2. Первый подход к
ведению налогового учёта предусматривает максимальное сближение (интеграцию) его с бухгалтерским учётом. Поскольку в этом варианте регистры налогового учета строятся на основе регистров и первичных документов бухгалтерского учета, ведение налогового учета осуществляется работниками бухгалтерской службы.


Рисунок 2. Основные подходы к ведению налогового учёта на предприятии[9]

В основе первого способа лежит организация налогового учета на основе бухгалтерского. Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку их группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены как регистры налогового учета. Данный путь сближения бухгалтерского и налогового учета позволяет с наименьшими затратами рассчитать налог на прибыль и организовать учет в соответствии с нормативными требованиями[10].

Если наряду с финансовыми и комбинированными регистрами возникает необходимость в применении еще и аналитических регистров налогового учета, то оправдан первый способ ведения налогового учета - данные налогового учёта ведутся на счетах бухгалтерского учёта[11]. Такая схема позволяет в максимальной степени использовать данные бухгалтерского учёта и сблизить налоговую и финансовую подсистемы бухгалтерии. К аналитическим регистрам налогового учета относятся накопительные ведомости, справки-расшифровки, специальные расчеты и иные аналогичные по назначению документы, в которых группируются данные первичных учетных документов[12]. Они предназначены для систематизации и накопления первичной информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, и аналитических данных, сформированных в бухгалтерских справках и комбинированных регистрах бухгалтерского и налогового учета. На основании данных аналитических регистров налогового учета составляется расчет налоговой базы. При этом аналитический учет данных должен быть организован налогоплательщиком самостоятельно, а порядок формирования налоговой базы должен полностью раскрываться[13].

Второй подход ведения налогового учета предусматривает необходимость организации специальной службы, занимающейся всеми вопросами налогообложения на предприятии, включая формирование налоговой политики (оптимизации налогообложения) и взаимодействие с налоговыми органами. Второй способ основан на параллельном учете, когда накопление информации для определения налогооблагаемой базы по расчету налога на прибыль ведется с использованием только регистров налогового учета. Преимуществом данного способа является то, что данные для формирования налоговой базы поступают непосредственно из налоговых регистров, которые, в свою очередь, формируются непосредственно по первичным учетным документам[14]. Взаимодействие финансовой и налоговой составляющих бухгалтерского учета в этом варианте сведено к минимуму, общими документами для подсистем учета являются только данные первичных документов. Однако такой путь приводит к дублированию учетной работы, значительному увеличению объемов учетных документов, большему числу персонала[15].


Второй способ ведения налогового учета в рамках бухгалтерского
возможен только при создании комбинированных регистров бухгалтерского и налогового учета. Такие комбинированные регистры учета представляют собой уже существующие бухгалтерские регистры, дополненные необходимыми реквизитами для целей налогообложения. В дальнейшем набор таких регистров требует систематизации для определения доходов и расходов организации при расчете налогооблагаемой прибыли с учетом особенностей конкретной организации-налогоплательщика[16].

Преимуществом данного варианта ведения налогового учета является относительно небольшой объем учетной работы. Однако, его применение
возможно только, когда методы группировки данных в бухгалтерском и налоговом учете сходны. Если методы начисления амортизации в налоговом и
финансовом учете различаются, то использование комбинированных регистров нецелесообразно. Ведь способ начисления амортизации непосредственно
влияет на сумму налога на имущество и налога на прибыль организации[17].

Третий подход заключается в том, что налоговый учет ведется по правилам налогового законодательства, которое предоставляет организации больше свободы, чем бухгалтерское законодательство. Систему налогового учета организация создает самостоятельно. Обычно в интересах налогового учета используются так называемые аналитические регистры налогового учета,
в которых по правилам простой бухгалтерии ведутся записи налогового учета[18].

В связи с существующих законодательством организовать самостоятельный, независимый от бухгалтерского, налоговый учет на средних и крупных предприятиях представляется проблематичным. При данном подходе организации налогового учета понадобится создание специальных структурных подразделений и привлечение в сферу управления специалистов в
области налогового учета, которых надо еще обучить и подготовить. Данная
структура должна иметь совершенно новый график документооборота, новый порядок обработки и хранения первичных документов и другие новые подходы для организации такого вида налогового учета. Все вопросы создания новых структур по ведению налогового учета на предприятии неизбежно затрагивают финансовую сторону данного вопроса, те требует финансовых вложений в организацию ведения налогового учета по правилам налогового
законодательства[19].


Следовательно, исходя из всех перечисленных положительных и отрицательных сторон при выборе способа ведения налогового учета, предприятию необходимо помнить о цели ведения налогового учета - правильном формировании налоговой базы по налогам, созданию адекватной налоговой отчетности, планомерному отчислению налоговых платежей в бюджет. Реализация такого подхода в организации налогового учета важна для стабильного функционирования предприятия и экономического развития и роста государства[20].

1.2. Взаимосвязь налогового и бухгалтерского учета

С введением налогового учета стали возникать различия в признании
отдельных видов расходов организации в бухгалтерском и налоговом учете, приводившие к тому, что величина прибыли (убытка), исчисленная по правилам бухгалтерского учета, отличалась от величины налогооблагаемой прибыли (убытка), сформированной по данным налогового учета.

Для установления взаимосвязи между данными бухгалтерского и налогового учета было разработано и введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02[21]. Основной целью ПБУ 18/02 является установление альтернативного механизма расчета величины налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных бухгалтерского учета[22].

Предлагаемый в ПБУ 18/02 механизм расчета базируется на том допущении, что формирование прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете осуществляется на основе одних и тех же хозяйственных операции, совершенных организацией в течение отчетного периода.

Путем определения разницы между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) становится возможным выявить различия налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в налоговом учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

После установления этого различия можно осуществить корректировку величины налога на прибыль, исчисленной от бухгалтерской прибыли до величины налога на прибыль, которую организация должна уплатить в бюджет[23].

Бухгалтерской прибылью (убытком) признается показатель, отражающий прибыль (убыток), исчисленный в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету РФ. Налогооблагаемой прибылью (убытком) признается налоговая база по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанная в порядке, установленном налоговым законодательством (в частности, главой 25 НК РФ)[24].