Файл: Источники конституционного права..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 554

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решения судов общей юрисдикции. Решения судов общей юрисдикции в большинстве своем не могут считаться источниками права.

Однако некоторые из них, главным образом решения Верховного Суда РФ, могут выступать в качестве источников конституционного права. Например, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»[18]; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации».

2.5. Договорные источники

Международные договоры являются результатом согласования воли двух и более государств, принимающих в них участие, т.е. представляют собой соглашение государств относительно признания норм в качестве юридически обязательных правил поведения. Государства могут выполнить свои международные обязательства путем прямого включения международного договора в свое внутреннее право или же путем издания отдельных внутригосударственных актов на основе договора.

В качестве источника конституционного права можно рассматривать договор. При этом если международные договоры существовали в отечественной правовой системе давно, то договоры внутри федеративные (внутригосударственные) – явление для российской действительности относительно новое. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов предусмотрены федеральной Конституцией (ч. 3 ст. 11, ч. 2, 3 ст. 78).

Договорные источники разделяются на следующие группы:

  • международные договоры Российской Федерации
  • внутригосударственные договоры
  • соглашения

Будучи официально одинаковыми (в обоих случаях формой акта выступает договор), международные и внутригосударственные источники рассматривают в разных группах по следующим причинам.

Международные и внутригосударственные договоры различаются по их юридической силе и предмету регулирования. Одна из сторон в обоих видах договоров совпадает (федеральные органы государственной власти), а вторая сторона всегда отлична (в международных договорах — это иностранное государство, международная организация и т.п., а во внутригосударственных договорах — всегда субъект Федерации в лице соответствующих органов).


Наконец, ст. 15 Конституции РФ, впервые включившая международно-правовые источники в состав российской правовой системы, относит к их числу не только международные договоры Российской Федерации, но и общепризнанные принципы и нормы международного права, что не позволяет рассматривать названные источники в отрыве друг от друга.

Международные договоры относились к источникам конституционного права и ранее, а внутригосударственные договоры и соглашения в качестве таковых появились относительно недавно. Они включают в себя горизонтальные договоры и соглашения (между субъектами Федерации) и вертикальные договоры и соглашения (между Федерацией и ее субъектами), которые в зависимости от числа сторон могут быть двусторонними, трехсторонними и т.д.

Федеративный договор. В 1992 г. были заключены три договора между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти различных типов субъектов Федерации, получившие в целом родовое название — Федеративный договор. Данный документ был включен тогда в текст Конституции.

Сейчас Конституция РФ не содержит в своем тексте Федеративный договор. Более того, согласно ч. 4 п. 1 Раздела второго Конституции, в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора, действуют положения Конституции. В условиях, когда ст. 71—73 Конституции РФ по-новому, по сравнению, с Федеративным договором, формулируют принципы разграничения предметов ведения между центром и субъектами, положений Договора, не противоречащих Конституции, остается крайне мало.

Так, рассматривая дело о «республиканском суверенитете» Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что, как следует из преамбулы, ч. 3 ст. 3 и п. 1 Раздела второго Конституции РФ, принятая всенародным голосованием Конституция как таковая является актом высшего непосредственного выражения власти многонационального российского народа в целом. Поэтому положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции РФ.

Часть 3 ст. 11 Конституции называет Федеративный договор в качестве одного из документов, посредством которого разграничиваются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.


В то же время, как указал Конституционный Суд РФ, в ч. 3 ст. 11 Конституции РФ кроме Федеративного указываются и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. К ним относятся индивидуальные договоры с отдельными субъектами федерации. Предметами таких договоров могут быть: конкретизация предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора; иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.

Договор может быть заключен при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения на его допустимость, а также при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения — с условием приведения договора в соответствие с федеральным законом после его принятия. Договор может конкретизировать предметы совместного ведения с учетом политических, экономических, социальных, географических, этнических и иных особенностей субъектов Российской Федерации.

Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий (вертикальные договоры) могут быть двусторонними трехсторонними и т.д.

Вертикальные соглашения. Последние заключаются органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ. Предметами соглашений могут быть: передача части полномочий, условия их осуществления, порядок, материально-финансовая основа; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Среди них имеются соглашения в области развития агропромышленного комплекса: санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма; строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства (соглашения между Правительством РФ и администрацией Краснодарского края); в области социально-экономического развития; международных и внешнеэкономических связей; общего среднего, начального профессионального и среднего профессионального (педагогического) образования (соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Коми). Соглашения о разграничении государственной собственности; по вопросам межбюджетных отношений (соглашения между Правительством РФ и Правительством Удмуртской Республики).

Горизонтальные договоры и соглашения. Они заключаются между субъектами Федерации. Последние самостоятельно реализовывают свою компетенцию, в том числе путем кооперации усилий и средств в рамках двусторонних и многосторонних договоров без участия федерального центра. Предметом горизонтальных договоров и соглашений являются экономическое, культурное, научно-техническое и иное сотрудничество.


В качестве примеров можно привести договоры между Москвой и Республиками Башкортостан и Бурятией, соглашение между Республикой Коми и Свердловской областью о совместном развитии сырьевой базы черной и цветной металлургии, соглашение между правительствами Башкортостана и Санкт-Петербурга о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве и др.

2.6. Международные договоры

К источникам конституционного права также относят международные договоры в случаях, когда они регулируют конституционные проблемы и предусмотрено непосредственное их применение. В конституциях многих стран содержатся определения о примате международного права над внутригосударственным. Это порождено процессом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон общественной жизни.

Международный договор Российской Федерации определяется в упомянутом Федеральном законе 1995 г. как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Существенным моментом в этом определении является то, что соглашение должно регулироваться международным правом, в отличие от соглашений, обязывающих государства политически, но не порождающих юридических обязательств

Согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (п.4 ст.15).

Конституция РФ 1993 г. впервые включила международно-правовые нормы в правовую систему государства. Это обстоятельство имеет существенные правовые последствия, так как предполагает прямое применение судами, другими правоприменительными органами норм международного права в рамках своих полномочий. Признавая в целом позитивность данного конституционного нововведения, необходимо обратить внимание на необходимость учета ряда факторов при таком применении.


Внешняя политика – особенная область отношений, где государство не может действовать исключительно самостоятельно, а значит, возникает двойственность источников правового регулирования:

1) национальное законодательство;

2) международное право.

Поэтому появляются постановления, регулирующие соотношение внутреннего законодательства и международного права. Некоторые государства ставят международное право выше национального, а некоторые считают международное право составной частью национального права и объявляют прямое действие международного права (Германия, Польша).

Теперь появляется всё большее число международно-правовых актов, которым, по крайней мере, формально придаётся юридическая сила, и которые относятся к конституционно-правовой сфере, в особенности, в области регулирования прав и свобод человека.

В качестве примеров международно-правовых актов можно назвать: Европейскую конвенцию о правах человека 1950 г.[19], Договор ФРГ и ГДР о процедуре объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах.

В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например, на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных и о гражданских и политических правах.

Главный недостаток многих пактов – в них нет дипломатической защиты прав и свобод человека и гражданина: Европейский суд по правам человека не может отменить или изменить решения национальных судов.

Заключение

В конечном итоге написания работы была дана характеристика понятиям, видам и правовым основам источников конституционного права РФ как отрасли права. А также уделено особое внимание на Конституции как на основной закон и на одном из основных источников конституционного права в Российской Федерации.

Во время написания работы были решены следующие задачи:

  • раскрыто общее понятие источника конституционного права как отрасли права;
  • была дана классификация общим видам источников конституционного права в Российской Федерации;
  • были показаны роль и место международных правовых актов в системе источников конституционного права.

На основе всего написанного выше можно подытожить следующими выводами.