Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 777
Скачиваний: 24
Введение
Международный опыт показывает, что конституционная правовая база любого государства является основным аспектом, обуславливающим эффективность его функционирования. Для того, чтобы понять, что такое конституционное право, необходимо подробно разобрать ряд важных вопросов, одним из которых является знание источников конституционного права. Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы. Актуальность данной темы, обусловлена тем, что знание источников конституционного права и умение ими оперировать, необходимы для любого гражданина, и позволяют будущим молодым специалистам занять достойное место в гражданском обществе.
Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, довольно многообразны и представляют собой систему, включающую в себя различные виды и классификации. Целью настоящей курсовой работы является - описать наиболее весомые источники конституционного права и дать им краткую характеристику. Для достижения указанной цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Определить понятие и показать виды источников конституционного права.
2. Кратко охарактеризовать конкретные виды источников конституционного права в РФ. Будут рассматриваться такие виды источников, как: конституционные, законодательные, подзаконные, договорные, международные и локальные, при этом наиболее важными из них являются Конституция Российской Федерации, конституционные законы и законы РФ.
Глава 1. Понятие и виды источников российского конституционного права
1.1. Понятие источников конституционного права
С юридической точки зрения определение понятия «источник права» связано с проведением его соотношения с другой категорией – «форма права». Большинство ученых отдают предпочтение понятию «источник права». Некоторые ученые за замену термина «источников права» другой категорией – «форма права», третья группа использует двойное название – «форма (источник) права». Что стоит за указанными разногласиями? Это не только спор о более удобном словоупотреблении. В свое время понятия «источник» и «форма» права отражали в XVIII – XIX вв. дискуссии о соотношении естественного и законодательного права. Но в XX веке идеи естественно-правовой доктрины, которая, прежде всего, касается прав и свобод человека и гражданина, признаны в мировом масштабе, приобрели юридическую форму нормативных актов на государственном уровне вошли в международные декларации, конституции государств, государственные нормативные правовые акты. Поэтому в XX веке разница между естественным и позитивным правом в основном стирается. Таким образом, стирается и разница понятий: источник права (как слово аналогично естественному праву) и форма права (как категория позитивного права). Популярные эксперты полагают, что в современное время имеют место понятие «источник права» и «форма права», несмотря на это их применение всё же условно, но для удобства словоупотребления возможно. Однако всё же более распространённым считается термин «источник права», несмотря на его условность, является удобным в употреблении и традиционен для мировой юрисдикции. Термин «форма права» менее конкретен, но его содержание шире, чем «источник права», он менее удачен для выражения, так как многозначен.
Теперь рассмотрим вопрос о содержании понятия «источник (форма) права». Ученые различают их в материальном и юридическом смысле. «Источник права» в материальном смысле – это факторы, определяющие содержание самого права. К ним относятся материальные жизненные условия общества и его экономические отношения. Это система социально-экономических отношений, которая постоянно развивается и оказывает влияние на правовые нормы.[1]
Под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. В этом случае, то или иное правило поведения, для того чтобы стать юридически обязательным, обязательно должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, постановления, решения, приказа, указания или в иной установленной форме[2].
Конечный результат правотворческой деятельности государства представляет собой источник права. Это или непосредственное волеизъявления граждан или согласования воли нескольких правовых субъектов или же, что крайне редко, итог санкционирования государственными органами правил поведения, существующих в течение конкретного периода времени.
Учитывая приведенные выше дефиниции к источникам конституционного права, официальным значением понятия «источник» является часть источников права, содержащая конституционно-правовые нормы.
1.2 Виды источников конституционного права
Есть много различных видов источников норм права. В юридической науке, в практической базе разных государств современного мира, выделяют такие виды, как: нормативные договоры, нормативный правовой акт, административный и судебный прецедент, религиозные догмы, правовой обычай, научная доктрина, принципы права и правосознания. Определенная значимость этих видов права в управлении общественными отношениями разнообразна. [3]
Таким образом, в абсолютно всех государствах наиболее распространённо важным видом источников права является нормативный акт. В отношении, например, судебных прецедентов, они является источников права (в особенности – конституционного) только в конкретных странах. В основном они применяются в государствах, относящихся к англосаксонской правовой семье (Канада, Великобритания, Соединенные Штаты Америки). В данных государствах была сформирована единая концепция норм, именующихся общим правом, в различии со статутным правом, то есть законом, который принят парламентом. Конституционные правовые нормы есть практически в каждом государстве, однако только в отдельных странах они принимаются за официальный конституционный правовой источник.[4]
Касательно истории Российской Федерации, то в советское время источников права и в Советском Союзе, и в РСФСР, тогда нормативный акт признавался единственным источником права. В нынешней России, в её юридической науке и практике, со временем преодолевались устарелые однонаправленные узкие подходы, стали обсуждаться вопросы о реальном значении в современных условиях в качестве источников права и судебного прецедента, и обычая, и юридической науки, и принципов права.
Совместно с этим, ошибочно считать, что подобные нестандартные для России правовые регуляторы, как судебный прецедент или правовой обычай, безусловно, считаются всеми экспертами науки и практики в качестве источника права (в особенности конституционного). Формально ни один из них нигде прямо никак не закреплены в виде конституционных источников права. По этой причине возможно лишь только говорить о ограниченных пределах правового обычая и о том, что формируются предпосылки в возникновению судебного прецедента в виде источника конституционного права в России.
По большому счету, сейчас можно считать, что российские специалисты и ученые в области права пока не закрепили единого похода к формированию конечного перечня конституционных источников права.
В сообразности с последними сформировавшимися походами к видам источников конституционного права их можно разделить на несколько групп:
- Конституционные
- Законодательные
- Подзаконные
- Судебные
- Договорные
- Международные
- Локальные
Кроме того, в первых четырех группах можно выделить по две подгруппы: федеральные и региональные источники.[5]
Глава 2. Характеристика видов источников конституционного права
2.1 Конституционные источники
Наиболее важными и значимыми источниками права считаются конституционные. Конституционные источники права носят образовательный характер и обладают наивысшей юридической силой в сравнении с абсолютно всеми другими нормативными правовыми актами. Конституция Российской Федерации выступает в качестве федерального конституционного источника. Конституции республик и уставы областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов также относятся к конституционных источником регионов.
Основным и главным источником конституционным источником нашей страны считается Конституция. Конституция Российской Федерации - это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти. Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.
В чем же отличие конституции от других правовых актов?
Конституция Российской Федерации имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Только Конституция РФ обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений. Она также характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения. И содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами. Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений
Конституция была принята 12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования.[6]
2.2 Законодательные источники
Наиболее часто встречающаяся форма конституционных правовых норм является закон. Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть. Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер и не могут ему противоречит. Законы можно разделить с учетом их юридической силы на несколько групп. Законы, обладающие наиболее высокой юридической силой, регулируют основные социальные взаимоотношения.
В современной юридической науке имеется некоторый ряд видов законов, используемых в России. К таким видам относятся:
- законы о поправках к Конституции РФ
- федеральные конституционные законы
- федеральные законы
- региональные законы
Итак, законы о поправках к Конституции РФ. Из всех видов источников конституционного права только один вид не учтен непосредственно Конституцией РФ. Конституция, устанавливает возможность внесения в ее текст конкретных поправок (изменений, дополнений), сохраняет молчание относительно формы акта, вносящегося такими поправками. На это было указано в решении Конституционного Суда от 31 октября 1995 года по делу о толковании ст. 136 Конституции.[7] Исходя из данного постановления Конституционного Суда, 4 марта 1998 г. российский парламент принял Федеральный закон “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации”[8].
Следующий вид – федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы, т. е. акты законодательства, принятие которых предусматривает Конституция РФ, имеют большую юридическую силу по отношению к федеральным законам. Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.