Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления
Глава 2. Кадровая стратегия организации
2.2 Типы кадровой политики и ее содержание
2.3 Кадровая стратегия и мероприятия
Глава 3. Особенности построения эффективной кадровой политики.
3.1 Осуществление поиска и отбора кадров.
3.2 Оценка и аттестация персонала
Введение
Выбор данной темы связан с тем, что в последнее время используется все более новые и современные подходы к разработке кадровой стратегии организации. Кадровая стратегия современных предприятий является одним из самых важных инструментов обеспечения высокой эффективности и выживаемости современной организации.
Актуальность курсовой работы состоит в том, что кадровая стратегия является неотъемлемой частью любой организации, действующей в условиях современной рыночной экономики.
Цель моей курсовой работы состоит в определении роли кадровой стратегии в организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-дать определение системе стратегического управления организации;
- рассмотреть ее содержание и сущность;
-выявить особенности для построения эффективной кадровой политики.
Предметом исследования в курсовой работе выступают особенности кадровой политики на современном этапе.
Объектом - общественные отношения, возникающие в сфере управления персоналом.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Для теоретической части курсовой работы использовала учебные материалы с специализированного сайта научной и учебной литературы knigafund.ru и biblioclab.ru.
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления
В настоящее время в России все чаще говорят о стратегии развития, стратегическом управлении, стратегическом планировании применительно к стране в целом или отдельным отраслям экономики, организации и даже человеку (стратегия жизни, карьерные стратегии и др.). Это обусловлено возросшей необходимостью противостоять неопределенности и непредсказуемости внешней среды, сделать ситуацию прогнозируемой [2, c.26].
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне [3, с.12]. Разработкой вопросов стратегического управления занимались многие авторы. Хаттен, например, рассматривал стратегическое управление, как процесс определения связи организации с ее окружением, который включает реализацию выбранных целей и способы достижения желаемых взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющих эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям. По Хиггенсу, стратегическое управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением.
Стратегическое управление - это деятельность, направленная на достижение поставленных основных целей и задач организации, определенных на основе предвидения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации и распределения ресурсов [6, c.11]
Этапы развития стратегического управления:
1)60-е гг.- первая половина 70-х гг. ХХ века – введение термина стратегическое управление для отличия текущего управления на уровне хозяйственных подразделений от управления на высшем уровне;
2) середина 70-х гг.- 80-е гг. ХХ века – смещение внимания высшего руководства в сторону внешнего окружения для своевременного реагирования на происходящие в нем изменения и обеспечение организации преимущества перед конкурентами;
3) начало 90-х гг. по настоящее время:
-необходимость приспособления организации к постоянно изменяющимся условиям внешней среды;
-умение предвидить и сформулировать стратегии, использовать все инструменты стратегического управления;
-применение идей и принцыпов стратегического управления,необходимость изменения в системе управления.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления являются:
- Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
- Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
- Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
Сущность стратегического управления заключается в ответе на 3 важных вопроса:
- В каком положении предприятие находится в настоящее время?
- В каком положении оно хотело бы находиться в будущем?
- Каким способом достичь желаемого результата?
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:
- Планирование стратегии.
- Организация выполнения стратегических планов.
- Координация действий по реализации стратегических задач.
- Мотивация на достижение стратегических результатов.
- Контроль за процессом выполнения стратегии.
Существует много описаний последовательности прохождения отдельных этапов стратегического управления ,однако с тем, что надо определить миссию, проанализировать внешнюю и внутреннюю среду, сформулировать цели и стратегии их достижения, разработать и выполнить стратегические планы, проекты и программы, - соглашаются все.
На практике процесс стратегического управления не имеет таких точных, разделенных между собой этапов: нарушается последовательность, поскольку большинство работ выполняется одновременно, наблюдается возврат к уже «пройденных» этапов для уточнения; граница между отдельными видами работ являются несколько размытой (например, это утверждение является очень актуальным для этапов установления целей и определения стратегий их достижения).
Система стратегического управления и ее структура
Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.
Система стратегического управления – это система управления, основанная на разработке программы достижения поставленной цели с учетом имеющихся у организации ресурсов и прогноза внутренней и внешней среды в рамках принятых организацией политик. На реализации принятой стратегии с учетом изменений внутренней и внешней среды, возможных отклонений от принятых программ. При этом подразумевается, что как реализация программы, иак и внутренняя и внешняя среда постоянно контролируется и, при необходимости, проводятся необходимые предупреждающие и корректирующие мероприятия, а даже и корректировка самой стратегии, корректировка поставленных целей.
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих вопросов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на рис. 1.[3, с.39]
Рис. 1.Структура стратегического управления
На стратегическом видении базируется миссия организации. В общнм смысле то что организация собирается делать и чем она хочет стать является предназначением (миссией) фирмы.[6, с.28]
Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится организация, фиксируется в виде ее целей.[3, с. 38 ]
Стратегический анализ нужен для того, чтобы обеспечить менеджеров нужной информацией при разработке стратегии компании. Все вроде бы понятно и логично, но на практике руководители сталкиваются с одной из фундаментальных проблем стратегического управления. При попытке проведения анализа сразу же встают вопросы о том, что именно он должен включать в себя и какая информация необходима менеджерам для разработки стратегии. Много усилий было предпринято, чтобы формализовать этот процесс, т. е. определить стандартные форматы стратегического анализа, следование которым гарантированно обеспечит компанию необходимой информацией для разработки стратегии.
Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля продукций, а также характера и сущности реализуемых стратегий. Выбор стратегии означает выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи[3, c. 44]
Важным свойством выполнения стратегии является то, что оно не только может в силу плохого осуществления реализации хорошей стратегии создать для организации трудности, но и то, что при условии хорошего осуществления оно может дать организации шанс на успех, даже если были допущены ошибки при выработке стратегии. Хорошее выполнение стратегии обладает способностью компенсации негативных последствий, которые могут возникать при осуществлении стратегии по причине имеющихся у нее недостатков либо же в силу появления в среде непредвиденных изменений.
Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации.
Важным условием реализации стратегического управления является наличие стратегического мышления и видения, которые помогают бизнесмену представить будущее состояние своей организации, увидеть перспективы развития. Применение стратегического управления на предприятии часто позволяет получить определенные конкурентные преимущества, благополучно существовать в условиях современной экономики, быть готовым к изменениям внутренней и внешней среды предприятия.
Глава 2. Кадровая стратегия организации
2.1 Кадровая политика
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. При этом человек стал не только ключевым и самым ценным ≪ресурсом≫ организации, но и самым дорогостоящим. Продвижение фирм на новые рынки и в новые регионы зачастую вызывается именно этим фактом. Качество трудовых ресурсов непосредственно влияет на конкурентные возможности фирмы и является одной из важнейших сфер создания конкурентных преимуществ.[3, с.113]
Кадровая политика организации - целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные элементы и формы кадровой работы, имеющая целью создания высокопроизводительного сплоченного ответственного коллектива, способного гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды.
Стратегические цели по управлению персоналом должны быть согласованы не только с миссией предприятия, его общими и функциональными стратегическими целями, но и отвечать конкурентной позиции предприятия, поскольку именно персонал является основным источником повышения конкурентоспособности предприятия.
Процесс стратегического управления персоналом состоит из трех основных этапов:
• стратегическое планирование персонала;
• стратегическая организация персонала;
• стратегический контроль персонала. [1, С. 729-731]
2.2 Типы кадровой политики и ее содержание
Основным содержанием кадровой политики является:
- Обеспечение рабочей силы высокого качества включая планирование, отбор, высвобождение, анализ текучести кадров;
- развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестации и оценка уровня, организация и продвижение по службе;
- совершенствование организации и стимулирование труда, обеспечение техники безопасности.
Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки.
Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:
- пассивная;
- реактивная;
- превентивная;
- активная.