ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 1371

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.


В разделе представлены основные концепции современного естествознания, которые необходимо знать для решения профессиональных задач будущим юристам. Помимо этого здесь рассматриваются следующие вопросы:


об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

о концепциях пространства и времени;

о понятии состояния в естествознании;

о динамических и статистических закономерностях в науке;

о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, о переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

о самоорганизации в живой и неживой природе;

об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

о взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами;

о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики.


Изучение названных проблем позволит сформировать целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, и эффективно использовать возможности современных научных методов познания природы в профессиональной деятельности юриста.


Тема 1
Естествознание: предмет, методы, основные проблемы

В настоящее время насчитывается около 15 тысяч различных научных дисциплин. Науки принято подразделять на естественные, гуманитарные, общественные*, технические и математические. В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе (естествознание) и о позитивно значимых ценностях бытия индивида, социальных групп, общества в целом (гуманитарные науки).

Сфера исследования природы естественными науками включает объекты микро-, макро-и мегамиров. В широком смысле под естествознанием мыслится совокупность научных дисциплин, изучающих явления и законы природы. Сюда относятся физика, химия, биология, астрономия, математика, география, геология, антропология, отчасти психология, а также смежные отрасли — такие, как физическая химия, биофизика, биохимия, химическая физика, геофизика, геохимия и т.д.

Гуманитарные науки (в широкой трактовке, включающей обществознание) составляют этика, религиоведение, юриспруденция, искусствознание, отчасти философия, литературоведение, педагогика и прочие.

Вопрос о соотношении естественных и гуманитарных наук, а также об их специфике до сих пор является дискуссионным. В истории науки предпринимались попытки доказать отсутствие специфики гуманитарного познания (Гроций, Гоббс, Бокль, Ламетри, Сен-Симон, Конт), а следовательно, обосновать необходимость его построения по тем же принципам, что и естественные науки. Другая позиция состояла в противопоставлении гуманитарного знания прочим его видам и в гипертрофировании его специфики (Шлейермахер, неокантианцы, представители «философии жизни»). Сторонники этого подхода отстаивали тезис об отсутствии общности между гуманитарным и естественнонаучным знанием.


Вместе с тем обе позиции отражают крайности в вопросе о соотношении гуманитарных и естественнонаучных дисциплин: неправомерно сводить одни науки к другим или рассматривать их в плоскости абсолютного противопоставления. Наука как совокупность разных образующих ее дисциплин в определенном смысле едина, о чем говорит наличие универсальных критериев, требований научности (рациональность, нацеленность на раскрытие законов, обоснованность и т.д.) Именно эти критерии позволяют конституировать науку как особенный тип духовного производства.

В то же время нельзя недооценивать и того факта, что в науку на правах относительно автономных отраслей входят разные типы знаний. Если предметом изучения естествознания выступает природа во всех ее проявлениях, то гуманитарное знание раскрывает гуманистически-личностное в человеке, его аксиологическое отношение к окружающему миру.

Некоторые авторы наряду с разделением научного знания на естественное и гуманитарное, выделяют еще и общественные науки. (Хотя ряд исследователей рассматривают последние в комплексе всего гуманитарного знания.) Действительно, обществознание гуманитарно в той мере, в какой предусматривает значимость субъективно-личностного фактора.

Специфическая направленность познания в гуманитарных науках состоит в рациональной реконструкции помыслов, побуждений, намерений личности. Отсюда — отличительные особенности гуманитарных наук: повышенное внимание к проблеме индивидуальности, значимость случайных факторов, диалогичность понимания, которая обусловлена встречной активностью субъекта, символичность интерпретаций в связи с полифоничностью и полисемичностью гуманитарных смыслов, огромная роль оценочных актов. В гуманитаристике проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценке полезности этого знания субъектом.

Различие между гуманитарным и естественнонаучным познанием выражается и в истолковании ими основных функций науки —объяснения, понимания и предсказания явлений. В естественных науках объяснению отводится ведущая роль. Под объяснением понимается подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию. Возможны разные типы объяснений: причинные (каузальные), номологические (объяснение с помощью законов), телеологические (финалистские, раскрывающие цели, мотивы, намерения людей). В естествознании преобладающим типом объяснений выступают номологические объяснения, в гуманитаристикеважное место занимают телеологические.

Понимание —способ, посредством которого интерпретируются явления или события, раскрывается или воспроизводится смысловое содержание предмета. Понимание играет ведущую роль в гуманитарных дисциплинах, хотя применяется и в естествознании. Понимание выступает в двух формах: психологической и теоретической. Психологическая форма понимания раскрывается как переживание одним человеком духовного опыта другого, как перенесение чувств, эмоций познаваемого на познающего (эмпатия), как стремление проникнуть в личностный мир иного человека (что особенно характерно для гуманитарного познания).


Теоретическое понимание связано прежде всего с интерпретацией определенных явлений, событий, фактов. Типичными видами научно-теоретического понимания являются истолкование событий прошлого (историческое понимание), интерпретация инокультурных символов, перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание), понимание микрообъектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании). В последнем случае понимание тесно связано с объяснением. Но вместе с тем объяснение базируется на логических выводах, в то время как основу понимания составляет интерпретация.

И, наконец, предсказание состоит в раскрытии тенденций развития будущих явлений и процессов. Характер предсказаний, их точность в гуманитарных и естественных науках различны. Во многом это связано со спецификой тех закономерностей, на которых данные предсказания основываются. Как правило, в гуманитарных дисциплинахэто вероятностные, статистические закономерности, где большую роль играют субъективные, случайные факторы, отсюда зависимость точности предсказаний в данных науках от учета всей сложности взаимодействующих причин.

Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного видов познания заключается в том, что они:


имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и самосовершенствования;

осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами;

взаимно координируют в историко-культурном процессе;

являются самостоятельными частями единой системы научных знаний;

имеют основополагающую ценность для человека, ибо выражают единство природы и общества*.


Таким образом, естественные и гуманитарные науки имеют нечто общее, что позволяет отнести их к научному познанию как таковому, но вместе с тем различаются по предмету и методам исследования.

Рассмотрим специфику методов познания естественных наук.

Метод —это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Существуют разные способы классификации методов. Так, возможно подразделение всех методов на те, которые используются в ряде (во всех) областей человеческого познания; применяются во всех областях науки; специфичныдля отдельных наук. Все методы научного познания подразделяются на универсальные, общенаучные и специальные.

Универсальные методы используются во всех видах познавательной деятельности человека (не только в науке). В их основе —общефилософские закономерности и принципы (принципы противоречивости, историзма, системности и пр.).

Общенаучные методы используются во всех науках, их объективной основой выступают общеметодологические закономерности научного познания (методы эксперимента, наблюдения и т.п.).


Специальные методы применяются только в рамках отдельных знаний, что связано с раскрытием особых специально-научных законов и теорий (например, методы качественного анализа в химии, методы спектрального анализа в физике и химии и др.).

Кроме того, любой метод может быть рассмотрен со стороны предметного содержания, в операциональном и аксиологическом аспектах. Предметно-содержательная сторона метода состоит в том, что специфика объекта и предмета исследования так или иначе должна отразиться и в методе исследования. Предметная содержательность метода свидетельствует о наличии у него объектного основания. Как используется данный метод в конкретной практике, указывает на его операциональный аспект. И, наконец, аксиологический аспект метода выражается в его эффективности, оптимальности, надежности.

На разных стадиях естественнонаучного познания применяются специфические методы исследования. Так, на эмпирической (опытной) стадии используются методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания: наблюдение, измерение, эксперимент, описание. Вместе с тем необходимо помнить, что эмпирические методы неразрывно связаны с теоретическими.

Наблюдение является исходным пунктом эмпирического познания. Но наблюдение в известной мере уже «теоретически подготовлено», оно определено той или иной теоретической концепцией, гипотезой. В ходе наблюдения предметы изучаются с помощью чувственных способностей человека. Результатом наблюдения являются знания о внешних сторонах, свойствах изучаемого предмета, фиксируемые в описаниях — исходных сведениях об объекте.

Измерение связано с наблюдением и экспериментом. Оно обозначает процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующей изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу.

Эксперимент —«это активный, целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем»*. В эксперименте ученый сознательно абстрагируется от действия ряда посторонних факторов, создавая те или иные условия протекания данного процесса. Эксперимент является промежуточным звеном между теоретическим и эмпирическим этапами исследования в познании. Структура и роль эксперимента не претерпели существенных изменений со времен Галилея, впервые осуществившего контролируемый и математически обработанный эксперимент. Но огромные изменения произошли в технической оснащенности эксперимента, в появлении его новых видов. В настоящее время среди видов экспериментов выделяются: исследовательский (поисковый); проверочный (контрольный); воспроизводящий; изолирующий; качественный или количественный; физический, химический, биологический, социальный и пр. Особым видом является мысленный эксперимент, когда ученый оперирует чувственными образами или теоретическими моделями, ставя их в воображаемые условия.


Теоретическая стадия исследования характеризуется уже иными методами: формализация (построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности); аксиоматизация (построение теорий на основе аксиом); гипотетико-дедуктивный метод (создание системы дедуктивно-связанных между собой гипотез). Процесс исследования в данном случае начинается с выявления проблемы, т.е. с определения проблемной ситуации, возникающей, когда прежняя теория уже не может объяснить обнаруженных фактов. Для разрешения проблемы формулируется та или иная гипотеза. Причем в методологии научного познания гипотеза фигурирует в двух смыслах: как форма существования недостоверного, вероятностного знания и как метод формирования и обоснования объяснительных предположений, ведущий к установлению законов, принципов, теорий. Гипотеза исследуется с точки зрения ее подтверждения или опровержения фактическими или теоретическими данными. Так, из гипотезы выводятся следствия, которые проверяются с помощью наблюдения или эксперимента. Опровержение гипотезы происходит с учетом правил формальной логики (в частности, модуса tollens):

Г (гипотеза)  С (следствия); С (опровержение следствия); —Г (отрицание гипотезы).

Но если следствие подтверждается, это еще не значит, что гипотеза верна. Можно лишь говорить о той или иной степени ее вероятности. Чем больше по количеству и разнообразнее по качеству факты, которые ее подтверждают, тем выше степень вероятности гипотезы.

Особое значение для понимания единства научного знания имеют междисциплинарные методы исследования, которые выражают тенденцию его интеграции. Отметим, что все развитие науки может быть представлено в виде нескольких этапов: на первом выделяется синкретическое единство задатков разных наук, представленное как натурфилософия; затем происходит дифференциация наук, обособление их в виде автономных образований (впервые отдельные естественнонаучные дисциплины возникают в эпоху Возрождения) со своим предметом и специфическими методами познания. Процесс дифференциации наук продолжается и до сих пор. Дифференциация сопровождается явлениями интеграции, когда раскрываются фундаментальные законы, относящиеся к целым областям природы. Именно эти фундаментальные интегративные законы выражают единство и целостность природы.

Интеграция характеризуется и формированием междисциплинарных методов исследования. Среди современных междисциплинарных подходов: системный, синергетический, математический, информационный и др.

Современное научное познание столкнулось с проблемой изучения системных объектов, что потребовало особых способов и методов их анализа, выразившихся в широком распространении системных исследований. Одним из первых свой вариант общей теории систем разработал А. Богданов. Однако лишь концепция общей теории систем Л. фон Берталанфи привлекла внимание широких кругов научной общественности. В настоящее время выделяют общую теорию систем как специально-научную и логико-методологическую концепцию исследования объектов; системный подход как методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования объектов-систем; системный анализ как совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных объектов.