ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 1373
Скачиваний: 3
• аккумулировать и трансформировать солнечную энергию;
• размножаться и тем самым обеспечивать непрерывность своей деятельности;
• совершать с огромной скоростью химические реакции.
Учение о биосфере Вернадского исходит из ряда принципов. Это —
• принцип целостности биосферы, определяемый условиями существования жизни: гравитационной постоянной, константой сильного взаимодействия, постоянной электромагнитного взаимодействия. К этому добавляется еще антропный принцип;
• принцип гармонии биосферы и ее организованности;
• роль живого в эволюции Земли;
• космическая роль биосферы в трансформации энергии;
• живое вещество растекается по земной поверхности в соответствии с правилом инерции, а скорость передачи жизни зависит от плотности живого вещества;
• живое вещество на планете рассеяно неравномерно. Однородные участки территории (акватории), заселенные живыми организмами, называются биотопами, а исторически сложившееся сообщество организмов, населяющих биотоп, получило название биоценоза. Биоценоз вместе с окружающей его неживой природой — элементарная структура активной части биосферы; функция биогеоценоза — круговорот материи на занимаемой им территории.
Зеленые растения, используя солнечную энергию и потребляя необходимые питательные вещества, создают биомассу, в процессе фотосинтеза и дыхания поддерживают баланс кислорода и углекислого газа в воздухе, а благодаря транспирации участвуют в круговороте воды. За счет биомассы, синтезированной автотрофными организмами, существуют гетеротрофы —потребители. Отмершие организмы и их части служат пищей животным-сапрофитам и микроорганизмам (грибы, бактерии), минерализирующим их. С их деятельностью связана биогенная миграция азота, фосфора, калия, кальция и других элементов, попадающих в почву и используемых из нее растениями.
Между всеми компонентами биоценоза устанавливается динамическое равновесие —экологический гомеостаз. Возрастание численности какого-либо вида организмов приводит к массовому появлению его потребителей.
Развитие биосферы выступает как чередование этапов эволюции, когда скачкообразные переходы приводят к новому качественному ее состоянию. Перечислим важнейшие вехи в истории биосферы:
• появление простейших клеток — прокариотов;
• появление более организованных клеток — эукариотов;
• объединение клеток-эукариотов с образованием многоклеточных организмов (функциональная дифференциация клеток в организмах);
• появление организмов с твердыми скелетами, открывшее путь к образованию высших животных;
• возникновение у высших животных развитой нервной системы и формирование мозга;
• формирование разума как высшей формы деятельности мозга;
• образование социальной общности людей — носителей разума.
С появлением человека биосфера приобрела новое качество на Земле. Вернадский пришел к заключению, что человечество образует в совокупности новую оболочку Земли —ноосферу, т.е. сферу разумной жизни.
Завершая обзор концепций естествознания, выделим общие закономерности развития природы, сформулированные в них:
• наличие эволюционных процессов (от кварков до Вселенной);
• самоорганизация (от неживых систем до биосферы);
• системность связи неживой и живой природы;
• имманентность природных систем пространству и времени.
Научные достижения XX века позволяют нарисовать следующую современную естественнонаучную картину мира*.
Литература
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. — М., 1997.
2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. — Новосибирск, 1997.
3. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. — М., 1998.
4. Карпенко М. Разумная Вселенная. — М., 1992.
5. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. — М., 1998.
6. Концепции современного естествознания: Учебник / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь и др. — М., 1997.
7. Кузнецов В.И,, Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. — М., 1996.
8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986.
9. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник. — М., 1997.
10. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. — М., 2000.
11. Слюсарев А.А. Биология с общей генетикой. — М., 1978.
12. Философия естествознания /Под ред. Л.Б.Баженова, К.Е Морозова, М.С. Слуцкого. — М., 1966.
13. Хакен Г. Синергетика. — М., 1980.
14. Хмелевская С.А. Система форм постижения бытия. — М., 1998.
15. Шкловский И.С. Проблемы современной астрофизики. — М., 1982.
Вопросы для самоконтроля
1. Характерные черты науки. Современная классификация наук.
2. Предмет естествознания. Роль естествознания в культуре общества.
3. Методология естествознания.
4. Тенденции развития естествознания. Эволюция естественнонаучной картины мира.
5. Вещество, поле и физический вакуум как виды материи.
6. Структурные уровни организации материи.
7. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции.
8. Макромир: концепции классического естествознания.
9. Микромир: концепции квантовой физики.
10. Пространство и время в современной научной картине мира.
11. Принципы симметрии физических законов.
12. Закон сохранения энергии, особенности тепловой энергии. Основные начала термодинамики.
13. Концепция детерминизма, динамические и статистические законы.
14. Корпускулярно-волновой дуализм в современной физике.
15. Фундаментальные взаимодействия.
16. Принципы неопределенности и дополнительности.
17. Теории хаоса и порядка.
18. Принципы универсального эволюционизма.
19. Химическая наука об особенностях взаимодействия атомно-молекулярного уровня организации материи.
20. Химические связи и химические реакции.
21. Периодический закон Д.И. Менделеева.
22. Биологический уровень организации материи.
23. Сущность живого, его основные признаки.
24. Концепции происхождения жизни.
25. Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее развитие.
26. Генетика и законы наследственности.
27. Учение о биосфере.
28. Закономерности эволюции биосферы.
29. Синергетика — современная научная парадигма.
30. Особенности современной научной картины мира.