ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 1324

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

аккумулировать и трансформировать солнечную энергию;

размножаться и тем самым обеспечивать непрерывность своей деятельности;

совершать с огромной скоростью химические реакции.

Учение о биосфере Вернадского исходит из ряда принципов. Это —

принцип целостности биосферы, определяемый условиями существования жизни: гравитационной постоянной, константой сильного взаимодействия, постоянной электромагнитного взаимодействия. К этому добавляется еще антропный принцип;

принцип гармонии биосферы и ее организованности;

роль живого в эволюции Земли;

космическая роль биосферы в трансформации энергии;

живое вещество растекается по земной поверхности в соответствии с правилом инерции, а скорость передачи жизни зависит от плотности живого вещества;

живое вещество на планете рассеяно неравномерно. Однородные участки территории (акватории), заселенные живыми организмами, называются биотопами, а исторически сложившееся сообщество организмов, населяющих биотоп, получило название биоценоза. Биоценоз вместе с окружающей его неживой природой — элементарная структура активной части биосферы; функция биогеоценоза — круговорот материи на занимаемой им территории.

Зеленые растения, используя солнечную энергию и потребляя необходимые питательные вещества, создают биомассу, в процессе фотосинтеза и дыхания поддерживают баланс кислорода и углекислого газа в воздухе, а благодаря транспирации участвуют в круговороте воды. За счет биомассы, синтезированной автотрофными организмами, существуют гетеротрофы —потребители. Отмершие организмы и их части служат пищей животным-сапрофитам и микроорганизмам (грибы, бактерии), минерализирующим их. С их деятельностью связана биогенная миграция азота, фосфора, калия, кальция и других элементов, попадающих в почву и используемых из нее растениями.

Между всеми компонентами биоценоза устанавливается динамическое равновесие —экологический гомеостаз. Возрастание численности какого-либо вида организмов приводит к массовому появлению его потребителей.

Развитие биосферы выступает как чередование этапов эволюции, когда скачкообразные переходы приводят к новому качественному ее состоянию. Перечислим важнейшие вехи в истории биосферы:

появление простейших клеток — прокариотов;

появление более организованных клеток — эукариотов;

объединение клеток-эукариотов с образованием многоклеточных организмов (функциональная дифференциация клеток в организмах);

появление организмов с твердыми скелетами, открывшее путь к образованию высших животных;

возникновение у высших животных развитой нервной системы и формирование мозга;

формирование разума как высшей формы деятельности мозга;

образование социальной общности людей — носителей разума.


С появлением человека биосфера приобрела новое качество на Земле. Вернадский пришел к заключению, что человечество образует в совокупности новую оболочку Земли —ноосферу, т.е. сферу разумной жизни.

Завершая обзор концепций естествознания, выделим общие закономерности развития природы, сформулированные в них:

наличие эволюционных процессов (от кварков до Вселенной);

самоорганизация (от неживых систем до биосферы);

системность связи неживой и живой природы;

имманентность природных систем пространству и времени.

Научные достижения XX века позволяют нарисовать следующую современную естественнонаучную картину мира*.

Литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. — М., 1997.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. — Новосибирск, 1997.

3. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. — М., 1998.

4. Карпенко М. Разумная Вселенная. — М., 1992.

5. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. — М., 1998.

6. Концепции современного естествознания: Учебник / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь и др. — М., 1997.

7. Кузнецов В.И,, Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. — М., 1996.

8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986.

9. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник. — М., 1997.

10. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. — М., 2000.

11. Слюсарев А.А. Биология с общей генетикой. — М., 1978.

12. Философия естествознания /Под ред. Л.Б.Баженова, К.Е Морозова, М.С. Слуцкого. — М., 1966.

13. Хакен Г. Синергетика. — М., 1980.

14. Хмелевская С.А. Система форм постижения бытия. — М., 1998.

15. Шкловский И.С. Проблемы современной астрофизики. — М., 1982.


Вопросы для самоконтроля

1. Характерные черты науки. Современная классификация наук.

2. Предмет естествознания. Роль естествознания в культуре общества.

3. Методология естествознания.

4. Тенденции развития естествознания. Эволюция естественнонаучной картины мира.

5. Вещество, поле и физический вакуум как виды материи.

6. Структурные уровни организации материи.

7. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции.

8. Макромир: концепции классического естествознания.

9. Микромир: концепции квантовой физики.

10. Пространство и время в современной научной картине мира.

11. Принципы симметрии физических законов.

12. Закон сохранения энергии, особенности тепловой энергии. Основные начала термодинамики.

13. Концепция детерминизма, динамические и статистические законы.

14. Корпускулярно-волновой дуализм в современной физике.

15. Фундаментальные взаимодействия.

16. Принципы неопределенности и дополнительности.

17. Теории хаоса и порядка.

18. Принципы универсального эволюционизма.

19. Химическая наука об особенностях взаимодействия атомно-молекулярного уровня организации материи.

20. Химические связи и химические реакции.

21. Периодический закон Д.И. Менделеева.


22. Биологический уровень организации материи.

23. Сущность живого, его основные признаки.

24. Концепции происхождения жизни.

25. Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее развитие.

26. Генетика и законы наследственности.

27. Учение о биосфере.

28. Закономерности эволюции биосферы.

29. Синергетика — современная научная парадигма.

30. Особенности современной научной картины мира.


22