Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Общая характеристика недобросовестной рекламы).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ФАС обладает полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе и дел об административных правонарушениях. При этом антимонопольный орган рассматривает их независимо одно от другого. У таких категорий дел различные основания для возбуждения, различные процедуры рассмотрения, а по итогам их рассмотрения подлежат применению различные виды мер.
Антимонопольный орган в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[9] осуществляет плановые и неплановые проверки субъектов рекламной деятельности.
Закон о рекламе содержит особые требования по проведению таких проверок, в том числе устанавливает дополнительные основания для внеплановой проверки. Такой вид проверки, в том числе, может проводится на основании поступивших от граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления, должностных лиц, СМИ заявлений, в которых содержится информация о фактах нарушения требований к осуществлению деятельности в сфере рекламы.
В качестве основания для возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе может выступать инициатива ФАС, представление прокурора, обращение государственных или органов местного самоуправления, заявления граждан или юридического лица.
Правила рассмотрения таких дел определены Правительством РФ в соответствующем Постановлении[10], в котором определена подведомственность таких дел, установлены сроки их рассмотрения, правила вынесения решений по делу, права и обязанности участников.
По результатам рассмотрения таких дел ФАС должна принять решение и выдать предписания. Решение представляет собой итоговый документ дела, которое возбужденно по признакам нарушения законодательства о рекламе. В том случае, когда решением лицо признается виновным в нарушении требований к деятельности в сфере рекламы, в отношении этого лица выносится предписание о прекращении нарушения законодательства. В предписании необходимо указать на обязанность прекратить распространение рекламы.
Если лицо добровольно устранит нарушения законодательства рекламе до принятия решения, то ФАС имеет право не выдавать предписание.
Если предписание или решение ФАС не исполняется, то наступает ответственность по КоАП РФ (ч.1 ст. 19.5, ч.2.4 ст. 19.5).
В качестве основания для возбуждения дел данной категории выступает совершение субъектом рекламной деятельности административного правонарушения в сфере рекламы (ст.14.3, 14.37, 14.38, п.2.4 ст. 19.5, ст. 19.31).
В качестве административной ответственности предусмотрен законодателем штраф.
Дела о привлечении субъектов рекламной деятельности к административной ответственности также рассматриваются антимонопольным органом, за исключением дел о нарушении требований к установке рекламной конструкции. По последней категории дел протоколы составляют сотрудники полиции.
Действующее законодательство предусматривает три вида исков ФАС при выявлении нарушений рекламного законодательства:
- о запрете распространения рекламы;
- о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции;
- о публичном опровержении недостоверной рекламы.
В качестве особого способа контроля за соблюдением рекламного законодательства выступает публичное опровержение недостоверной рекламы.
В случае доказывания ФАС недостоверности рекламы, антимонопольный орган имеет право обратиться в суд к рекламодателю с исковым заявлением о публичном опровержении недостоверной рекламы за счет рекламодателя. Кроме того форму, место и сроки размещения подобного опровержения определяет суд.
Особо следует отметить о рекламных конструкциях, к которым в соответствии с действующим законодательством необходимо отнести щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные средства для стабильного территориального размещения рекламы.
Рекламная конструкция должна отвечать требованиям Закона о рекламе и не должна угрожать безопасности, жизни и здоровью людей, нарушать особенности сложившейся застройки.
Для распространения рекламы с использованием рекламной конструкции предварительно необходимо получить у органа местного самоуправления разрешение на ее установку у органа местного самоуправления. Разрешение выдается собственнику недвижимого имущества, на котором будет располагаться рекламная конструкция, другие лица, указанные в ч. 5-7 ст.19 Закона о рекламе или рекламораспространитель - владелец рекламной конструкции.
Для получения разрешения на установку рекламной конструкции необходимо представить в орган местного самоуправления сведения о территориальном размещении, внешнем виде и технических параметрах рекламной конструкции. При этом все вышеперечисленные характеристики подлежат согласованию либо с органами ГИБДД, либо с органами Росстандарта.
При этом органы, осуществляющие контроль на стадии получения разрешения на установку рекламной конструкции, имеют право осуществлять также и контроль в процессе ее эксплуатации.
Так, наиболее широкие права предоставлены органу местного самоуправления, который предоставляет разрешения. Он может выдать предписание о демонтаже рекламной конструкции, установленной без соответствующего разрешения. По решению органа местного самоуправления подлежит аннулированию решение о получении разрешения на установку рекламной конструкции в случаях, предусмотренных в ч. 18 ст. 19 Закона о рекламе, в частности, если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не была установлена.
Органы местного самоуправления, ГИБДД и Росстандарта наделены правом обратиться в суд с иском о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции, если данная конструкция не отвечает требованиям к размещению, техническим характеристикам и внешнему виду рекламной конструкции.
Антимонопольный орган, в свою очередь, контролирует соответствие рекламы, размещаемой на рекламных конструкциях, требованиям Закона о рекламе. В случае неоднократного либо грубого нарушения рекламораспространителем требований законодательства о рекламе антимонопольный орган также вправе обратиться в суд с иском о признании недействительным разрешения о размещении рекламной .
Административная ответственность возложена за требований к установке конструкции.
Глава 2. видов рекламы
2.1. характеристика недобросовестной
Законодатель проводит понятий «недобросовестная » и «недостоверная реклама», специальные критерии.
характеристику недобросовестной .
Во-первых, признается реклама, некорректные сравнения товара с находящимися в товарами, произведенными изготовителями или другими продавцами. случай недобросовестной является наиболее нарушением действующего со стороны .
Законодательством и нормативными не разъяснено понятия «некорректное ». Обратимся к Постановлениям ЗСО от 11.09.2012 № А70-12469/2011[11], СКО от 29.04.2011 №А63-7452/2010[12]. мнению судей, признаются случаи, без видимых аналогичные товары продавцов снабжаются , принижающими их характеристики. При общей речевой такой рекламы стратегия дискредитации основе сравнения. (снижение имиджа) в результате применения приемов, ориентированных передачу отрицательной , направленных на предпочтения к рекламируемому (услуге), продавцу (, производителю) за негативной (зачастую ) оценки аналогичных (услуг), других (исполнителей, производителей). примеры рекламы, судами недобросовестной.
В из названных процессов ФАС -Сибирского округа рекламу в газете содержания: «ООО «-силикатстройсервис». Завод изделий. С нами и выгодно строить! ! Экологически чистый . Удельная эффективная естественных радионуклидов в 3 ниже, чем у кирпича».
Суд , что здесь место некорректное двух товаров, с одной целью и на одной : из формы и смысла рекламной вытекают явная оценка керамического и некорректное сравнение с рекламируемым товаром.
В ФАС Западно- округа от 11.08.2011 № А45-56/2011[13] признал некорректным питьевой воды «Family Spring» с марками питьевой , прошедшей глубокую , так как сравнение имело выраженную негативную по отношению к . В частности, в рекламных (размещены в сети ) употреблялись определения «» вода, «мертвая» , которые относятся к воде, и «живая» и вода, которые в отношении воды « Spring». По суда, словосочетания « вода», «мертвая » являются метафорами, этом их использование в рекламе негативное отношение к , прошедшей этап очистки и производимой () другими изготовителями ().
В других рекламных этой же в основу принципа питьевой воды заложены термины «» - «искусственный», использованы сравнительные обороты, «натуральная шуба» – « шуба», «утка -пекински» – «пластмассовый в яблоках», «натуральная » - «глубокоочищенная вода», также, по суда, являлось .
ФАС Московского в Постановлении от 01.12.2008 №-А40/11212-08 признал, что ролик отбеливателя "" содержит некорректное рекламируемого товара с других производителей. В , в нем прозвучала , что при других средств товаров «цвета поплыть» (при в видеоряде рекламного использовалась белая бутылка с красным и логотипом ЗАО «»)[14].
Пленум ВАС в п.9 от 08.10.2012 № 58[15] при информации, содержащийся в , рекомендует судам следующие моменты:
- , которые относятся к (товару) конкурентов, быть достоверными, на то эти товары являются объектом . То есть о товаре конкурента ( они присутствуют в ролике) должны документально, например проведенной экспертизы;
- допускаются сравнение, на несопоставимых , или неполное товаров, поскольку искажает представление о товаре и не объективно оценить свойства. То , если в рекламе сравнивает свой с товарами конкурента, должно быть и объективным. При подходе в рекламе отражены как , так и слабые рекламируемого товара (о рекламодатели частенько ).
Итак, подводя по данному , ответим на : какая же , исходя из сложившейся на день арбитражной , содержит некорректное ?
Примеры недобросовестной в городе N:
1. «Электронная в магазинах торговой «Электрон» всегда шаг впереди техники в торговой «Модем». В данной не указаны объект рекламирования и , по которому сравнивается с аналогичной торговой сети , а также не документальное подтверждение этой продукции какому-либо ».
2. «Овощи и фрукты в сети «Мир », по мнению , всегда свежие и , чем в магазинах «Полтинник». Покупайте у , кого выбирают !». В данном случае два критерия сравнения продукции. этой рекламы :
- не уточнено, конкретно товары () сравниваются;
- неясно, именно происходило по свежести ;
- не указано, каких конкретно (их количество, отбора) было при сравнении [16].
Недобросовестной является , если она собой рекламу :
1) которая запрещена способом, в данное или в данном ;
2) если она под видом другого товара, знак или обслуживания которого или сходен степени смешения с знаком или обслуживания товара, в рекламы которого соответствующие требования и , а также под рекламы изготовителя продавца такого .
Наиболее частым такого вида выступает реклама напитков.
Например, в области проходила реклама «фотоконкурс « история», питьевой «Вальс бостон»[17].
нарушение было при распространении игрового клуба «» замаскированной под лотерею «100 тонн в «Вулкане»[18].
Реклама также в случае, она является недобросовестной конкуренции в с антимонопольным законодательством (. 14 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите »[19]).
В некоторых случаях конкуренция проявляется рекламе несопоставимые . Например, при товаров бытовой , продавцы в рекламных сравнивают свои с ценами конкурента, часто, предлагая по техническим товар (например, и кинескопный телевизоры)[20].
образом, понятие на рынке связано с конкурентными . Реклама рассматривается акт недобросовестной при условии, ее распространение нести в себе наступления неблагоприятных для имущественной и () неимущественной сферы [21].
2.2. Недобросовестная и скрытая
Законодатель определил, реклама должна наиболее полную и точность информации, предоставляется в рекламе . Таким образом, содержит повышенные к достоверности рекламной . Требования законодательства о рекламы позволяют потребовать от соответствующую документацию, достоверность сведений, в рекламе.