Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Характеристика отдельных методов анализа внешней и внутренней среды организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Любая организация функционирует в среде. Каждое действие всех организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. И каждая фирма должна решить две чрезвычайно трудные проблемы: выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить усилия коллектива в нужное русло.

При этом особенно важным становится анализ факторов внутренней и внешней среды предприятия. Для успешного функционирования организации руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются наукой об управлении в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Проблема взаимоотношения организации и среды в науке впервые была рассмотрена в первой половине ХХ века в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи. При этом в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления активности воздействия ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода, согласно ему выбор метода управления зависит от конкретной ситуации, характеризуемой в значительной мере определенными внешними переменными 20, с.76.

Исследование результатов, полученных после анализа внешней и внутренней среды организации, позволяет выявить преимущества организации, ее стержневые компетенции и построить на их основе всю стратегию организации.

Таким образом, все вышеперечисленное говорит об актуальности темы данной курсовой работы.

Целью курсовой работы является изучение влияния параметров внешней и внутренней среды на деятельность организации (на примере Интернет-магазина «SportSeason»).

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

  1. Определить понятие внешней и внутренней среды организации.
  2. Выявить направления анализа внешней и внутренней среды организации.
  3. Дать характеристику отдельных методов анализа внешней и внутренней среды организации.
  4. Провести анализ внешней и внутренней среды Интернет-магазина «SportSeason».
  5. Определить направления совершенствования менеджмента на основе анализа внешней и внутренней среды организации.

Объектом исследования является Интернет-магазин «SportSeason».

Предмет исследования – факторы внутренней и внешней среды Интернет-магазина «SportSeason».

При написании работы были использованы различные источники, большинство из них можно назвать достаточно надежными. Так, были использованы учебники по Теории управления Латфуллина Г,А., Мардаса А. Н., Петрова А. Н. и др., выпущенные такими издательствами, как Питер, Юрайт, Инфра-М. Также в связи с тем, что анализ среды организации является одним из этапов стратегического планирования, были широко использованы учебные пособия по Стратегическому менеджменту, изданные в крупных вузах страны. Среди журнальных статей выбран материал, опубликованный в цитируемых изданиях или на их сайтах.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие внешней и внутренней среды организации

Предпринимательская среда – это совокупность условий и факторов, которые оказывают влияние на функционирование предприятия, и требуют принятие определенных решений на управленческом уровне. Эти решения направлены либо на устранение этих факторов, либо на приспособление к ним 9, с.39.

Среда предприятия имеет определенную структуру, а именно подразделяется на внутреннюю и внешнюю сферу. Внешняя сфера предпринимательской среды подразделяется на микросреду (рабочая среда) и макросреду (общая, среда прямого воздействия).

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию финансовой, научно - технической и производственно - сбытовой деятельности фирмы.

Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений 4, с.102.

Рассмотрим их подробнее.

Внутренняя среда — это внутренние переменные организации, основные характеристики внутреннего устройства организации. При этом не все переменные могут контролироваться полностью, поэтому внутренние переменные подразделяются на в основном регyлируемые и в основном неконтролируемые — их надо учитывать 25.


К внутренним переменным организации относятся:

1. Цели и задачи. Цель - это желаемый результат или желаемое конечное состояние организации (получение прибыли, доля рынка, объема продаж, снижение затрат, увеличение числа клиентов, повышение производительности, рентабельность). Задача — это работа или ее часть, которая должна быть выполнена определенным способом и в срок, определенный в плане.

2. Структура организации - это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями (перечень работ, выполняемых определенным подразделением, например, при выполнении такой функции, как планирование, принимают участие и плановый отдел, и линейные руководители), обеспечивающий достижение цели организации 7, с.33.

Формирование структуры организации осуществляется на основе разделения труда: горизонтального (между специалистами, способными более эффективно выполнить данную работу; присуще как производственной, так и управленческой деятельности, например, в крупных организациях специалистов одного профиля объединяют в группы — отдел маркетинга, отдел продаж) и вертикального (включает разделение двух уровней: на первом — отделяется работа по выполнению производственных заданий от работы по координации такой деятельности, на втором — формируется иерархия управленческих уровней).

3. Технологии - это способ преобразования исходных ресурсов в готовые продукты (товар, работа, услуги). Основные элементы технологий: оборудование, информация; квалификация, навыки; знания, информация; инфраструктура 20, с.77.

4. Люди (персонал) - в управленческом процессе анализируется поведение людей (отдельных членов, людей в группах, руководителя, лидера и их влияние на поведение других людей) в процессе функционирования организации, а также их индивидуальные характеристики: способности, предрасположенность, потребности, ожидания, восприятия, отношения, ценности 25.

Внешняя среда, как было отмечено выше, подразделяется на среду прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия - это поставщики ресурсов; потребители продукции и услуг; конкуренты; государственные органы и нормативные акты, непосредственно воздействующие на деятельность организации. Основные элементы среды прямого воздействия представлены на рис. 1.

Рис. 1. Среда прямого воздействия 7, с.35

Анализ среды прямого воздействия включает рассмотрение отдельных ее элементов и их взаимодействия.


Для современной организации возрастает значение обеспечения менеджмента качественными ресурсами. Это может быть трудовые, материальные, информационные и иные ресурсы. В этом состоит влияние поставщиков.

Потребители приобретают произведенные товары или услуги. В зависимости от объема спроса различают мелких и крупных потребителей. В зависимости от отношения к потребителям можно говорить о различных стратегиях организации: продавать уже производимую продукцию; производить продукцию, в которой нуждается потребитель; формировать cвoeгo потребителя, убеждая eгo в необходимости приобретения продукции, которая будет производиться 22, с.45.

Государство также непосредственно воздействует на организацию, а следовательно, относится к среде прямого воздействия. Это налоговая инспекция, органы статистического учета и т. д. Государственное воздействие осуществляется через законодательство и деятельность государственных органов. Законодательно регулируются трудовые отношения между работниками и работодателями, налоговые, таможенные отношения, охрана труда, условия производства определенных видов продукции, защита прав потребителей, экологическая нагрузка на окружающую среду и т. д. 17, с.3865.

В результате взаимодействия организации с поставщиками и потребителями формируется система хозяйственных связей — одна из важнейших характеристик среды прямого воздействия.

Другая характеристика — это состояние рыночной среды. Здесь, прежде всего, определяется характер среды — монополия (чистая, естественная), олигополия, монополистическая конкуренция или совершенная конкуренция.

Многие из основных элементов внешней среды являются общими для большинства организаций в определенный период времени. Экономический спад, например, может оказать разрушительное воздействие не только на деятельность отдельной отрасли, но и на функционирование целых экономических систем. Эти общие факторы формируют основную внешнюю среду организации, в пределах которой функционируют организации, а значит, и менеджеры, или среду косвенного воздействия (рис. 2) 7, с.35.

Факторы среды косвенного воздействия имеют более сложную структуру, многоплановый характер. Они в меньшей мере, чем факторы среды прямого воздействия, испытывают влияние организации. Информация о среде косвенного воздействия часто неполная. 15, с.156.

Технологии как фактор среды косвенного воздействия xaрактеризуют общий уровень производительных сил. Это наиболее динамичный фактор данной среды. Уровень и темп изменения технологий в различных отраслях существенно различаются.


Рис. 2. Основные факторы среды косвенного воздействия 7, с.37

Однако наиболее наукоемкие отрасли и производства — компьютерные технологии, системы телекоммуникаций, производство синтетических материалов оказывают значительное и все возрастающее воздействие на другие организации, эффективность деятельности. На смену трудоемкой и фондоемкой стадиям развития производства пришли наукоемкие технологии, позволяющие экономить традиционные ресурсы 5, с.81.

Темпы инфляции, безработицы, ставки налогов и банковских кредитов, формы и масштабы государственной поддержки бизнеса и т. д. непосредственно воздействуют на взаимосвязи организации с поставщиками и потребителями, на поведение конкурентов. Например, установление налоговых льгот способствует притоку капитала, а следовательно, облегчает удовлетворение потребности в финансовых ресурсах. Прогноз повышения уровня инфляции побуждает увеличивать материальные запасы, получение кредитов. Возрастание спроса на материальные и финансовые ресурсы также затрудняет их приобретение 3, с.207.

Общие характеристики экономической системы - численность населения, наличие и использование ресурсов, тип государственного устройства, денежная система, валютное положение, отраслевая структура экономики, параметры внутреннего рынка, объем, структура и география экспорта и импорта и т. д.

Социокультурные факторы проявляются в социальных ценностях и установках, приоритетах, национальных традициях, влияющих на деятельность организации. В каждой стране существуют представления об этичных методах ведения бизнеса, необходимых стандартах качества обслуживания, допустимых уровнях воздействия на окружающую среду 18, с.641.

Политические факторы определяют общую политическую ситуацию в стране, уровень ее стабильности, предсказуемости. Высокий уровень политического риска приводит к замедлению научно-технического обновления производства, устареванию структуры, снижению конкурентоспособности национальных предприятий.

Факторы среды косвенного воздействия существенно отличаются в различных странах. Это необходимо учитывать организациям, участвующим в международном бизнесе 25.

Рассмотрим направления анализа внешней и внутренней среды организации.