Файл: Теории происхождения государства (Понятие государства и особенности его возникновения).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
Введение
Исследование происхождения государства имеет важное значение не только с познавательной стороны, но и с политико-практической стороны. Оно помогает понимать социальную природу государства, его основные черты и особенности. Кроме того, ценность для исследования имеет анализ причин и условий возникновения государства.
Существует множество теорий происхождения государства. Плюрализм научных взглядов является сложным предметом для изучения, историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя, которые разделяют авторы теорий, задачами, которые авторы ставят перед собой. Познавательная гносеологическая ценность изучения теорий происхождения государства и права сложно переоценить.[1]
Актуальность исследования заключается в том, что современность тесно связана с прошлым и будущим. Это лишь один из этапов истории. Следовательно, для того, чтобы понять современное государство, важно рассмотреть особенности и пути его возникновения, изучить, какие этапы оно проходит в своем развитии, а также основные изменения формы и содержания.
Объектом исследования является государство и основные пути его происхождения.
Предмет – историческая и научная литература, посвященная исследованию происхождения государства.
Цель курсовой работы состоит в изучении основных особенностей происхождения государства.
Для достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие государства и его основные характеристики;
- исследовать пути возникновения государства;
- изучить основные теории происхождения государства и их отличительные особенности.
Методологической основой
Теоретической основой исследования послужили учебно-методическая литература, а также труды таких авторов как В.Д. Адашкин, В.Н. Хропанюк, А.А. Иванов, А.А. Гогин и др.
1. Понятие государства и особенности его возникновения
1.1. Понятие государства
Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), оно связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).
Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Следовательно, почти все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь» (например, словарь Фасмера, 1996, т. 1, с.446, 448)[2]. Точная же этимология слова «господь» неизвестна. Следовательно, производные слова «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века «государство» воспринималось как связанное со владениями «государя». «Государем» в то время являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах или «печать Господарьства Псковского»)[3].
Ни в каком из определений не существует единого и общепризнанного понятия «государство», поэтому рассмотрим в данной работе понятия, которые приводятся в научной и юридической литературе.
В учебнике по литературе предлагается определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа»[4].
Гринин Л.Е. дает следующее понятие государства: «Государство есть особая устойчивая политическая единица, которая представляет отделённую от населения организацию власти и администрирования, и претендующая на верховное право управлять территориями и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий»[5].
Гелнер Э. в свою очередь дает такое определение рассматриваемого понятия: «Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство существует там, где существенно специализированные органы порядка, например- полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство».[6]
В настоящее время не существует юридически закрепленного определения понятия «государства». Вследствие этого, единственным источником информации по данному понятию послужила научная литература и статьи известных исследователей.
Для того чтобы более четко сформировать представление о понятии «государство» важно раскрыть его сущность.
Сущность государства – это то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Основополагающим в любом государстве является власть. Поэтому, рассмотрение сущности государства – это, в первую очередь, изучение вопроса о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее выполняет и в чьих интересах.
«Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют, помимо многих различных, противоположных или одинаковых интересов и целей, одну, единую цель и один, общий интерес, одно желание. Однако предмет желания один для всех. Общность цели создает общность путей и средств, и основа политической деятельности дана».[7]
В большинстве изданных работ, которые посвященные государству, его сущность рассматривается с классовых позиций — как орудие власти, диктатура господствующего класса. Однако, в западных теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, которые представляют интересы всего общества.
Сущность государства - главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть и ее принадлежность.
Государств возникает тогда, когда экономика достигает определенного уровня, при котором становится невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система распределения общественного продукта и для дальнейшего развития общества, становится необходимым для определенного элитарного слоя, который занимаетсяся только управлением. [Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2004. – С. 112.]
Это приводит к социальному расслоению общества. В этом случае власть, которая раньше принадлежала всем членам общества, обретает политический характер и осуществляется, в первую очередь, в интересах привилегированных социальных групп. Это приводит к социальному неравенству и несправедливости.
Но как пишет Марченко, «…зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще низкой производительности труда появляется, хотя бы у малой части людей, возможность освободиться от тяжелого физического труда. Это приводит не только к явному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к значительному росту экономического и военного могущества такого общества».[8]
Далее, говоря о сущности государства, следует отметить, что любое государство обязано осуществлять общие социальные функции, действовать в интересах всего общества. И «любое государство не только орудие подавления, машиной господства класса или социальной группы, но и представляет все общество, которое является средством его объединения, способом его интеграции»[9].
Социальная роль государства является его существенной чертой, которая связана с классовой и составляет, вторую сторону его единой сущности. Всегда в государстве сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы общества. [Общая теория права и государства: Учебник / под ред. Лазарева В.В., М.1994. – С. 41]
Следовательно, можно сделать следующие выводы.
Государство — особая организация общества, которая объединённая социальными и культурными интересами, занимает определённую территорию, имеющая свою систему управления, систему безопасности и обладает внутренним и внешним суверенитетом.
Для понимания государства важно раскрытие его сущности.
Сущность государства — это внутренний смысл его деятельности, который выражает единство общее социальных и узкоклассовых интересов граждан. Любое государство, выполняет и социальные задачи, без которых не может функционировать ни одно общество.
1.2. Причины и формы возникновения государства
Государство имело длительный и закономерный характер возникновения и содержал в себе совокупность различных факторов и причин.
Причины формирования государства почти одинаковые у всех народов. К ним относятся:
- стремление усовершенствовать управление обществом. В связи с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, ростом численности населения и др. общество усложнялось, и старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;
- важность объединения больших масс людей для организации крупных общественных работ. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;
- необходимость подавления непослушания эксплуатируемых, которое возникало в связи с разделением общества на богатых и бедных, которое, в свою очередь произошло в связи с разложением первобытного общества. Происходила эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем - к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;
- важность поддержания в обществе порядка, который обеспечивал бесперебойное функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества и его стабильность.
обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен.
- постоянное ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Постепенное накопление богатств вело к тому, что большую выгоду приносили грабежи соседей, захват ценностей, скоты, рабов. Война требовала большой подготовки, для которой государство обладало большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства. [Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В.Лазарева. – з-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – С. 69]
Рассмотренные причины практически всегда работали в совокупности. Однако при разных условиях – исторических, социальных, географических, природных, демографических – главными и решающими могли становится различные из указанных причин.
Государства формировались в различные формы. Общепринято следующее разделение: [Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986]
- афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:
а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);
б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;
в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);[10]
- римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);
- древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);[11]