Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов. (Проблемы управления движением государственных финансов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ведение

Актуальность темы. Историческое развитие органов казначейства отводит им, с одной стороны, роль государственной казны (кассы), через которую осуществляется движение бюджетных денежных средств, а с другой, имея реальную возможность фиксировать и анализировать любое перемещение государственных финансов - выполнение контрольной функции. Экономический смысл казначейской системы исполнения бюджетов всех уровней и прохождения всех бюджетных потоков через органы казначейства заключается в том, что это вывело государственный финансовый контроль на новый качественный уровень, что позволило осуществлять сплошной, непрерывный контроль за бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов. Органы казначейства постепенно стали превращаться в некие особые органы государственного финансового контроля, наделенные универсальными полномочиями в сфере экономики и государственных финансов.

Новая роль Федерального казначейства в настоящее время проявляется, прежде всего, в централизации всех средств федерального бюджета на её едином. А концентрация всех бюджетных средств и платежей в органах Федерального казначейства изменила механизм кассового исполнения федерального бюджета. Многочисленные бюджетные счета распорядителей и получателей средств федерального бюджета в банковских учреждениях были закрыты и открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства, на которых отражены закрепленные за бюджетополучателями средства федерального бюджета. Изменилась и система финансово-хозяйственной деятельности бюджетополучателя. Для стабилизации их финансового положения установлены лимиты бюджетных обязательств, на основании которых бюджетополучатели принимают на себя обязательства по осуществлению расходов и платежей. Оплата обязательств бюджетополучателей через их лицевые счета органами Федерального казначейства осуществляется только после их документального подтверждения.

В условиях, когда наиболее важной задачей государства является оптимизация управления финансами государства и усиление контроля над их потоками, возникла необходимость создания системы, которая обладала бы свойствами оперативности и единства. Именно эти принципы реализуются в казначейской системе исполнения бюджетов. Последнее предполагает создание специализированных институтов казначейской системы. Кассовым исполнением федерального бюджета занимается Федеральное казначейство, при обслуживании бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований - территориальные органы Федерального казначейства (на основании соглашений, заключенных с органами власти субъекта РФ и местного самоуправления) или региональные и местные казначейства.


Благодаря переходу на казначейскую систему исполнения бюджетов, появилась возможность упростить механизм обслуживания бюджетов, значительно усилить контроль за эффективностью и целевым использованием бюджетных средств.

Нельзя не констатировать факт значительного возрастания в настоящее время роли Федерального казначейства в системе государственных финансов. В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике оговорено, что контроль за использованием бюджетных средств государства должен быть направлен на обеспечение целевого характера их использования и законности действий соответствующих организаций. Поэтому остро назрела проблема четкого теоретического осмысления казначейской системы исполнения бюджетов, способной в полном объеме реализовать возложенные на нее задачи, особенно в части целевого использования бюджетных средств.

На современном этапе развития экономики в сфере бюджетных финансов объективно необходим поиск новых форм управления финансовыми потоками. По-прежнему не решена проблема своевременного финансирования распорядителей и бюджетополучателей, невысок уровень кассового исполнения расходов и планирование доходов бюджетов.

Объектом исследования является казначейская система и деятельность органов Федерального казначейства, и его территориальных органов по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов и организации казначейского контроля.

Предметом исследования выступили денежные отношения, складывающиеся в процессе казначейского исполнения бюджетов.

Целью работы является исследование роли Федерального казначейства РФ в управлении движением государственных финансов.

В соответствии с названной целью поставлены следующие задачи:

  • исследовать аспекты функционирования государственных финансов;
  • рассмотреть программно – целевые методы управления государственными финансами;
  • изучить задачи органов федерального казначейства по контролю за движением и использованием бюджетных и внебюджетных средств;
  • охарактеризовать систему внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в федеральном казначействе .

При написании работы применялись методы анализа литературы, синтеза и обобщения.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников литературы и приложения.


Глава 1. Проблемы управления движением государственных финансов

Аспекты функционирования государственных финансов

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня:

  • финансы федеральных органов власти;
  • финансы региональных органов власти.

Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. [26.C.342]

Масштабы полномочий каждого уровня управления, выполняемые ими функции, предопределяют размеры их доходов, порядок формирования и использования. Согласно Конституции РФ , основные решения по вопросам формирования доходов и расходования средств могут приниматься на уровне центральных органов власти.

Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему. В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней - федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

Средства, мобилизуемые через государственный и муниципальные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. [10.C.12]

К ним относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др. При рассмотрении государственных финансов следует иметь в виду, что функция управления государственным сектором отлична от функций управления другими секторами экономики. Она сводится к оказанию нерыночных услуг населению, обществу в целом, к перераспределению доходов и собственности. Госсектор отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики. [26.C.343]

Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют ряд функций: мобилизационную, перераспределительную, регулирующую, контрольную.


Суть мобилизационной функции заключается в том, что посредством функционирования государственных денежных фондов формируется национальный доход страны. [11.C.15]

Благодаря функции перераспределения происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

  1. перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство); [12.C.56]
  2. содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;
  3. перераспределение доходов между различными социальными группами населения;
  4. перераспределение доходов между различными территориальными образованиями. [11.C.12]

Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. Это же касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни. [12.C.60]

Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. [14.C.130]

Таким образом, достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса. [13.C.47]


Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле. В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

  1. контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды; [12.C.59]
  2. контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития; [18.C.22]
  3. контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств. [15.C.69] Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может сообщать о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. [13.C.46]

1.2. Программно – целевые методы управления государственными финансами

В российской экономической науке, посвященной оптимизации бюджетного процесса, совершенствованию системы бюджетного планирования, повышению эффективности государственных расходов, широко используется понятие «программно-целевое бюджетирование» (ПЦБ). Программно-целевое бюджетирование связано с переходом к программному бюджету на федеральном и региональном уровнях, предназначенному для дальнейшей оптимизации бюджетного процесса и повышения эффективности государственных финансов. Программный бюджет предполагает структурирование всех расходов бюджета на комплекс государственных программ (ГП), которые долгосрочные, федерально-целевые и ведомственные программы, нацеленные на выполнение стратегических и тактических задач государства. [15.C.17]