Файл: Управление миграционными процессами (Теоретические основы миграционных процессов)).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
- незаконная (нелегальная, подпольная) миграция — своеобразный вид внешней миграции. Незаконные мигранты — лица, которые в поисках работы выезжают в другую страну как нелегально, так и на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.п.) с последующим переходом на незаконное положение и нелегальное трудоустройство.
В миграции населения выделяют потоки прибывших и выбывших. Разность между ними — миграционный прирост населения (сальдо миграции, или нетто- миграция по международной терминологии). Миграционный прирост может быть положительным (со знаком «+») и отрицательным (со знаком «—»).
Все виды миграций населения тесно взаимосвязаны. Для населения, участвующего в перемещениях, один вид миграции населения может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграция населения порой бывают предшественниками безвозвратной миграции населения, так как они создают условия (в первую очередь - информационные) для выбора постоянного места жительства.[5]
Каждый из названных видов миграции населения может рассматриваться двояко: как межтерриториальное и межпоселенное перемещение.
В межтерриториальных миграциях населения обычно различают потоки: внутри- и межобластные, внутри- и межреспубликанские, внутри- и межрайонные.
В межпоселенных миграционных потоках могут быть выделены четыре направления: внутри городской местности, т.е. между городами и поселками городского типа; внутри сельской местности, т.е. между сельскими поселениями, а также между сельскими и городскими поселениями, причем в одном случае это сельско-городское миграционное движение, а в другом - городско-сельское. Два последних направления обычно называют сельско-городской миграцией.
Классификация миграции населения:
- По функциональному признаку: трудовая, культурно-бытовая, рекреационная, служебные командировки;
- По временному признаку: временная (маятниковая, сезонная), постоянная;
- По направлению миграционных потоков: внешняя (межконтинентальная и межгосударственная), внутренняя (межрайонная, внутрирайонная);
- По форме организации: организованная, неорганизованная, принудительная;
- По причинам: экономическая или трудовая, политическая, религиозная, семейно-бытовая.
Рис. 3.Классификация миграционных потоков
(рисунок составлен автором)
Миграция населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций - тех конкретных ролей, которые играют миграции населения в жизнедеятельности общества.[6]
Функции миграции населения не однозначны. С одной стороны, они представляются как независимые от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ. А с другой - как функции, характер которых определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Первые - общие функции миграции населения, вторые - специфические функции миграции населения той или иной общественно - экономической формации.
К наиболее общим функциям миграции населения относят ускорительную, селективную и перераспределительную.
2.Миграционные процессы в РФ
2.1.Характеристика миграционных процессов в РФ
Миграционные вопросы являются общими для всех стран мира. А в последние два десятилетия, столкнулись с этими проблемами, и Российская Федерация. В советский период миграционная политика была достаточно ясной, она ставила перед собой цель ограничить рост крупных городов, более справедливо распределить производительные силы и завлечь население в районы нового освоения. [7]
После развала общественно-политической и социально-экономической системы Советского Союза, естественно, рухнул и централизованный механизм для регулирования демографических процессов, и таким образом это привело к массовому переселению людей. В 1990-е годы основной массой миграционных потоков в Российской Федерации были беженцы и вынужденные переселенцы.
В 2000-х годах, поток основных мигрантов в Российской Федерации составлял их трудовых мигрантов. С начала 1990-х годов в России наблюдается депопуляция, и миграция стала единственным фактором, сдерживающим резкое сокращение численности ее населения. Страна выдвинулась в тройку ведущих мировых центров иммиграции (после США и Германии). Ежегодный приток мигрантов, в среднем, в период 1992–2012 гг. составлял в США 974 тыс. человек, Германии — 895 тыс., России — 659 тыс. человек. [8]
В последние 20 лет миграционный прирост в Российской Федерации компенсировал более половины естественной убыли населения. С учетом демографической ситуации миграция является одним из основных и реальных источников восполнения нехватки трудовых ресурсов. Если в 1994 г. в России было 129 тыс. легальных трудовых мигрантов, то в 2014 г. — 482 тыс. человек. Согласно прогнозу Росстата, численность населения в 2016–2030 гг. возрастет на 0,9 млн. человек, но население в трудоспособном возрасте сократится на 5 млн. человек. При том, что в прогнозе уже заложено сальдо миграции в 4,9 млн. человек (рисунок 5). Важнейшим источником компенсации сокращения трудовых ресурсов на ближайшие десятилетия является миграция.
Рис. 5. Динамика общей численности населения в трудоспособном возрасте в 2016–2030 гг. с учетом миграции
(рисунок составлен на основании данных официального сайта ФМС РФ)
В настоящее время имеются определенные социокультурные ограничения политики интеграции. Особое значение приобретают интеграционный потенциал принимающего общества, адаптивные возможности мигрантов, социальные практики взаимодействия принимающего населения и властей с мигрантами.
В России очень много мигрантов хотя, на самом деле все может быть и не так. Если брать общие цифры, то мигрантов в России действительно много. [9]
По данным ФМС, в России на начало 2015 года находились 10,9 миллиона иностранцев — теперь это второй показатель в мире после США. Не все из них гастарбайтеры — вряд ли на стройки и рынки приехали 240 тысяч немцев или 145 тысяч американцев. В 2013 году в ФМС рассказывали, что из общего числа иностранцев 42 % находятся в России с целями, «не связанными с осуществлением трудовой деятельности». При этом нелегальная миграция составляет, по разным оценкам, от трех до четырех миллионов человек. В относительных цифрах, правда, ситуация иная — в России оказывается меньше мигрантов, чем во многих странах Европы.
В Германии, например, мигрантом, по приблизительным подсчетам, является каждый десятый, на Украине — каждый девятый, в Швеции — почти каждый шестой. В России — всего лишь каждый 13-й. Кроме того, в последние время ситуация с мигрантами в России сильно изменилась. За вторую половину 2014 года из России уехали 365 тысяч граждан Узбекистана, 178 тысяч граждан Таджикистана, 45 тысяч граждан Армении (имеется в виду «чистый отток»). Трудовым мигрантам невыгодно работать в России, прежде всего, из-за девальвации рубля, а также из-за того, что теперь сложнее получать разрешение на работу.
Миграционный поток в Россию в 2015 году сократился на 70 % по сравнению с 2014 годом. Однако, несмотря на это, в страну стали больше приезжать граждане Украины и Молдавии. В 2015 году, по сравнению с 2014 годом, фиксируется снижение почти на 70 % количества въездов и выездов иностранных граждан.
Рис. 6. Динамика миграционных потоков в РФ
(рисунок составлен на основании данных официального сайта ФМС РФ)
В настоящее время отмечается уменьшение в России числа граждан стран Центральной Азии, за исключением Киргизии. Возможно, это связано со сложностями поиска низкоквалифицированных рабочих мест. Одновременно отмечается увеличение присутствия в России граждан Молдавии и Украины, причем украинцев стало больше в разы. Речь идет о миллионах украинцев трудоспособного возраста. Идет своеобразное замещение.[10]
Важно, что речь идет о наиболее значимых по количеству категориях. В Россию идет заметный рост въезда и пребывания в стране граждан Китая, Республики Корея и КНДР.
В целом можно сказать, что в настоящее время миграционные процессы в России протекают примерно так же, как во многих экономически развитых странах мира и, в основном, обусловлены экономическими и демографическими причинами. Однако нельзя также не отметить изменения в связи с конфликтной ситуацией на Украине, которые в той или иной степени повлияли на изменение данной картины. И нельзя исключать, что Россия вновь станет одной из экономически привлекательных стран для иностранных мигрантов.
В современной России, в период с 1994 по 2010 годы, миграционные процессы обладали рядом особенностей, которые совершенно перестали быть актуальными, начиная с 2013 года. сокращение внутренних и внешних миграционных потоков почти в два раза; преобладание мигрантов трудоспособного возраста, на долю которых приходится 4/5 общего числа; превышение количества въехавших в Россию мигрантов численности выевших за ее пределы, что компенсировало только половину естественной убыли в стране; доминирование во внешнем миграционном потоке граждан стран СНГ и Балтии; увеличение численности вынужденных внешних мигрантов.
Таблица 1
Показатели международной миграции населения РФ, человек
I полугодие 2017г. |
I полугодие 2017г. |
|||||
число прибывших |
число выбывших |
миграционный прирост (+), снижение (-) |
число прибывших |
число выбывших |
миграционный прирост (+), снижение (-) |
|
Международная миграция |
197717 |
55220 |
+142497 |
158987 |
15094 |
+143893 |
в том числе: с государствами- участниками СНГ |
174767 |
44197 |
+130570 |
139609 |
9194 |
+130415 |
в том числе: Азербайджан |
11102 |
1909 |
+9193 |
10405 |
553 |
+9852 |
Армения |
17259 |
2198 |
+15061 |
15044 |
409 |
+14635 |
Беларусь |
8539 |
2399 |
+6140 |
4007 |
1353 |
+2654 |
Казахстан |
21133 |
3553 |
+17580 |
16566 |
2700 |
+13866 |
Киргизия |
19124 |
5178 |
+13946 |
19868 |
281 |
+19587 |
Республика Молдова |
10435 |
2006 |
+8429 |
8498 |
297 |
+8201 |
Таджикистан |
19800 |
5156 |
+14644 |
15791 |
347 |
+15444 |
Туркмения |
1915 |
370 |
+1545 |
1567 |
64 |
+1503 |
Узбекистан |
42019 |
15663 |
+26356 |
28559 |
368 |
+28191 |
Украина |
23441 |
5765 |
+17676 |
19304 |
2822 |
+16482 |
со странами дальнего зарубежья |
22950 |
11023 |
+11927 |
19378 |
5900 |
+13478 |
в том числе: Германия |
1788 |
1591 |
+197 |
1896 |
1682 |
+214 |
Греция |
362 |
76 |
+286 |
232 |
41 |
+191 |
Грузия |
3739 |
310 |
+3429 |
3255 |
170 |
+3085 |
Израиль |
447 |
420 |
+27 |
522 |
378 |
+144 |
Канада |
86 |
204 |
-118 |
62 |
172 |
-110 |
Китай |
3799 |
2197 |
+1602 |
2963 |
148 |
+2815 |
Латвия |
651 |
171 |
+480 |
583 |
85 |
+498 |
Литва |
369 |
106 |
+263 |
322 |
84 |
+238 |
США |
453 |
621 |
-168 |
363 |
576 |
-213 |
Финляндия |
129 |
263 |
-134 |
115 |
200 |
-85 |
Эстония |
703 |
254 |
+449 |
725 |
121 |
+604 |
другие страны |
10424 |
4810 |
+5614 |
8340 |
2243 |
+6097 |
(Таблица составлена основании данных официального сайта ФМС РФ)
Начиная с 2014 года ситуация начала меняться, а 2017 год стал переломным. Структура и направленность миграционных потоков в России изменилась. После украинского путча и свержения законной власти в Украине произошли изменения в структуре миграции. Так в 2017 году миграционный прирост населения России уменьшился на 31,2 тыс. человек, или на 12,7%, что произошло в результате возросшего числа выбывших из Российской Федерации (на 43,2 тыс. человек, или на 15,3%), в том числе за счет эмигрантов в государства-участники СНГ на 40,5 тыс. человек, или на 17,1%. [11]
Это связано в основном с возвращением к постоянному месту жительства мигрантов, ранее зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Наряду с этим отмечено увеличение числа прибывших из-за пределов России на 12,0 тыс. человек, или на 2,3%, в том числе из государств-участников СНГ на 11,3 тыс. человек, или на 2,4%. Изучив отчет ФМС РФ за 2017 год, можно отметить относительную стабильность миграционных потоков в Российской Федерации (рисунок 7).
Рис. 7. Динамика въезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию РФ за последние пять лет
(рисунок составлен на основании данных официального сайта ФМС РФ)
Основной целью въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации остаются частные поездки (40,2%). В 2017 году зафиксировано снижение численности трудовой миграции. Это обусловлено тем, что в РФ было ужесточено миграционное законодательство. В завершении необходимо упомянуть о новой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Данная Концепция направлена на оптимизацию миграционных потоков в Российской Федерации. Кроме того, она является базой для совершенствования государственной миграционной политики в современных геополитических условиях.
2.2.Управление миграционными процессами в РФ
Миграционные процессы, как особый объект управления, имеют ряд специфических особенностей.[12]
1. Прежде всего, миграция населения - очень чуткий социально-
демографический процесс, мгновенно реагирующий на изменение различных факторов, например, экономических. Поэтому при управлении миграцией, в отличие от управления иными социальными процессами, эффект
управленческих воздействий, равно как и эффект действия факторов, затрудняющих их осуществление, достигается за очень короткий промежуток времени.