Файл: Управление миграционными процессами (Теоретические основы миграционных процессов)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Государственное управление миграцией не может и не должно охватывать все виды миграционных перемещений населения по территории страны, а только наиболее «проблемные» миграционные процессы. Критерий проблемности должен стать краеугольным камнем миграционной политики в силу объективных ограничений возможностей к ее осуществлению.

3. Управление миграцией не может осуществляться только в рамках социально-экономической, или расселенческой, или демографической политики. Оно синтезирует в себе их элементы, равно как и само является важным компонентом в комплексе проводимых ими мер.

4. Отличие управления миграцией, прежде всего, внутренней, заключается в сущности миграции как межтерриториального явления. Исходя из такой сущности миграции, ею можно управлять в двух местах - районах исхода и районах вселения мигрантов.

В этой связи можно использовать два основных пути воздействия на миграцию:

- изменением факторов, обусловливающих желание жителей одних мест переселиться в другие районы страны;

- изменением возможностей вселения.

Управление миграционными процессами в районах исхода мигрантов по сути своей принципиально иное, чем в районах их вселения. Кроме того, -вследствие распада ранее единого государства - Союза ССР Россия в настоящее время очень ограничена в средствах и мерах воздействия на условия формирования миграционных потоков в новых независимых государствах.

5. Миграционные процессы тесно связаны с потоками информации, прежде всего о местах вселения и средствах их достижения, не случайно одна из моделей миграции увязывает направления миграционных потоков с путями распространения информации. Поэтому важна информационная поддержка принятия управленческих решений, направленная на объект управления.[13]

Необходимо осознавать тот факт, что миграция составляет и будет составлять важнейший ресурс и условие развития Российского государства. Однако признание и осознание этого важнейшего фактора обеспечения экономического развития и стратегической национальной безопасности государства остаются на недостаточном уровне.

В стране доминирует негативный взгляд на миграцию исключительно с точки зрения, как реальных, так и гипотетических рисков. Несмотря на то, что Россия остается страной привлекательной для миграции и принимающей большое число мигрантов из стран СНГ, многие переселенцы, которые живут больше 10 лет в стране, до сих пор не могут обрести гражданство, а основная масса временных мигрантов составляет незаконную миграцию.


Cуществует системная связь между признаками глобализации, миграцией и терроризмом, которая заключается в следующем:

- латентная миграция является одним из основных источников пополнения живой силой как международных, так и внутригосударственных террористических групп, а также организованной преступности;

- современные информационные технологии способствуют мобильному вовлечению миграции в сферу терроризма;

- современные цивилизационные процессы, предопределяющие индивидуализацию личности и увеличение масштабов миграции в условиях глобализации, приводят к некоторому стимулированию проникновения мигрантов в террористическую среду;

- преимущественно неквалифицированная, с низким уровнем образования, не востребованная в госсекторе иммиграция в Российской Федерации является резервом криминальной экономики, преступных сообществ и террористических банд;

- демографические проблемы, как, например, перенаселение в Центральной России, Поволжье и на Северном Кавказе, значительно актуализируют миграционные процессы с преобладанием иммиграции, что делает эти районы привлекательными для террористов как из-за возможности пополнения живой силы, расширения базы влияния, так и в географическом и природном плане (горы, леса).

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что без государственного управления миграционными процессами мы не сможем окончательно снять проблему терроризма. Управляемая миграция значительно ослабит террористов в живой силе и предельно сократит их точечные плацдармы на территории Российской Федерации. Она значительно повысит шансы локализации и окончательной ликвидации угрозы международного терроризма.

Острота миграционных проблем, а также их влияние на перспективы дальнейшего развития России обусловливают насущную необходимость формирования надежной системы государственного регулирования миграционных процессов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.[14]

В России, как и в ряде других стран, целые секторы экономики и многие сферы строительства, коммунальных услуг стали в исключительной степени зависеть от наличия трудовых мигрантов. В частности, заводские и нефтегазовые комплексы, высотные башни Москва-сити, офисные и жилые здания, дорожные развязки созданы и создаются рабочим персоналом из таких стран, как Турция, Китай, Украина, Молдова, Азербайджан.

Миграция, представляя собой многоплановое явление, постоянно интенсифицируется в результате коммуникативных процессов. Она тем или иным способом неизбежно сказывается на состоянии национальной экономики, социальных отношений, на культуре, национальной политике и международных отношениях, в связи с чем требуют скорейшего разрешения все рассмотренные проблемы и противоречия: между «включением» и «исключением» различных групп населения из социальных и экономических процессов в обществе, между рынком и государством, между обогащением и обобщением населения.


Новое российское миграционное законодательство, которое берет свое начало с 2007 года (с 15 января 2007 г. вступили в силу «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и др.), в целом оценивается и в России, и за рубежом достаточно высоко.

Было принято более 20 законодательных актов, десятки указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

За непродолжительный период заново была создана нормативно-правовая база в сфере миграции, закреплены полномочия в реализации миграционной политики и оказании государственных услуг в области миграции. Благодаря этому появилась достоверная статистика, наметилась позитивная динамика миграционных процессов, появились новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации, Российская Федерация стала активным и цивилизованным участником международного трудового обмена.

Демократические институты в целом сформированы и стабилизированы, но их качества весьма далеки от идеала.

 В настоящее время вопросы разработки и реализации государственной политики в области регулирования миграционных процессов возложены на Минтруд России и его территориальные органы службы занятости, а также на Федеральную миграционную службу МВД России. 18 мая 2009 года образована Правительственная комиссия по миграционной политике, деятельность которой придаст новый импульс этой сложной и ответственной работе.

Сегодня проблемы миграции непосредственно затрагивают безопасность и суверенитет многих государств. Международная и национальная миграции взаимосвязаны.  Поэтому единственно правильный ответ на миграционные вызовы эпохи глобализации — развитие широкого международного сотрудничества. И здесь трудно переоценить огромный потенциал межпарламентского взаимодействия, прежде всего в сфере законодательного регулирования.[15]

В сфере международной миграции тоже есть свои результаты, в частности, расширяется сотрудничество с миграционными органами государств-участников ЕврАзЭС и ОДКБ; в ноябре 2009 года подписано с Францией межправительственное соглашение о временной трудовой деятельности граждан обоих государств, устанавливающее упрощенный порядок осуществления трудовой деятельности и преференции руководителям и сотрудникам организаций, а также молодым специалистам и студентам.

В настоящее время российский бизнес отдает предпочтение использованию труда нелегальных мигрантов и уклоняется от эффективной организации миграции. Действующие миграционное законодательство и система государственной миграционной службы, а также принятая программа мер по добровольному переселению соотечественников не смогут решить проблему эффективной миграционной политики.


В этой связи проблемы управления миграционными процессами и в целом отношение российского общества к миграции требуют серьезного изменения. Решить эти проблемы возможно только общими усилиями государства, бизнеса, общественных организаций, включая организации самих мигрантов и национально-культурные автономии, диаспоры.

 Неправительственные организации могут эффективно подключиться к таким вопросам, как аккумулирование инвестиций, организация обучения мигрантов профессии, создание центров правовой поддержки, обучение русскому языку, вести медицинское и другое сервисное сопровождение мигрантов. Важнейшие функции неправительственных организаций и национальных диаспор будут заключаться в посредничестве между властью и мигрантами в информационном направлении, а также в осуществлении социального контроля над действиями власти со стороны гражданского общества. 

Негосударственные структуры станут партнерами государства практически на всех этапах реализации миграционной политики, что повысит степень доверия мигрантов и массовость обращений, соблюдение прав мигрантов и работодателей на всех этапах, усилит антикоррупционную направленность.

Для гармонизации миграционных процессов необходимы новые подходы к формированию миграционной политики как на национальном, так и на международном уровне.  Существенным направлением должно стать обеспечение баланса интересов всех сторон, затронутых миграционными процессами. И рассматриваться вопросы миграции должны в тесной взаимосвязи с решением долгосрочных задач социально-экономического развития страны, проблем демографии, гуманитарной адаптации. Одновременно государство должно заботиться о том, чтобы создать необходимые условия для увеличения численности коренного населения.

Полагаем, что для решения сложившихся проблем в сфере государственное управление миграционными процессами в условиях становления Российской государственности необходимо:[16]

1. Ускорить разработку и принятие новой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, отвечающей современным вызовам человечеству.

2. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о воссоздании на новой основе Государственной комиссии по миграционной политики, включив в ее состав представителей бизнеса, профсоюзов и общественных организаций (в том числе из представителей диаспор), работающих в сфере миграции.


3. Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в приоритетном порядке усовершенствовать законодательства в области миграции населения, в т. ч.:

-  принять федеральные законы «О миграционном учете  лиц без гражданства в Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», о внесении изменений и дополнений в федеральные законы «О государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», «О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», и ряд других нормативных правовых актов;[17]

- доработать Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

4. Придать Федеральной миграционной службе статус самостоятельного органа федеральной исполнительной власти Российской Федерации, одновременно обеспечить ее состав профессиональными компетентными кадрами, способными управлять миграционными процессами в новых условиях.

5. Провести миграционную амнистию. Под институтом миграционной амнистии понимается комплекс согласованных государственной властью правовых и политических средств, обеспечивающих определение и реструктуризацию правового статуса некоторых категорий мигрантов, преимущественно из стран СНГ, которые к моменту начала ее проведения нелегально пребывали или работали на территории Российской Федерации, без каких бы то ни было санкций к таким мигрантам и их работодателям за нарушение миграционного политико-правового режима.

Федеральная миграционная служба Российской Федерации, проведя мероприятия по урегулированию правового статуса иностранных работников в субъектах Российской Федерации, и решит проблему неурегулированного статуса лиц из числа бывших граждан СССР, длительно находящихся в России.

Таким образом, открытая работа с мигрантами, легализация мигрантов – это единственно верный, цивилизованный и эффективный путь решения всех проблем, связанных с растущими миграционными потоками в Россию. Все находящиеся и прибывающие в страну граждане других государств должны быть зарегистрированы и должны находиться в России на легальных основаниях.